Уходящий год был провозглашен «Годом русского языка». Как никогда много говорилось о его величии и его значении, и хорошо, если хоть
Помним ли мы свой родной язык? Тот язык, на котором писали Тургенев, Набоков, Достоевский, Толстой и Чехов, чьи книги до сих пор считаются бесценным достоянием человечества и перечитываются по нескольку раз во многих странах мира. Кто виноват и что делать, если в маршрутках, автобусах, школе и дома все меньше слов, все больше мычания и «эканья», а речь перестала быть великим и могучим, превратившись в его жалкое подобие?
За последние
Кто-то
Сами учителя иногда не преподают тайну слова, у них напросто отсутствует эмоциональность в речи, «ставит диагноз» Надежда Ефимовна. Их язык слишком запедагогизирован. Надо любить словотворчество и прививать эту любовь детям, чтобы они не были «глухарями». Знаете, кто такие «глухари»? Это те, кто не говорит, а «токует». Они не слышат друг друга и сами не могут выразить словами, что хотят. Поэтому и получается не разговор, а токование.
Педагоги Новосибирска нередко проводят семинары, конференции, съезды, посвященные решению этих проблем, однако зачастую их рассуждения и их тревоги остаются лишь в стенах аудитории.
Наш регион считался лучшим в высокой речевой культуре, признает Надежда Ефимовна, но тут же задает вопрос: Куда она ушла? Ухо культурного человека режет неправильно построенная, нелогичная речь. Зачем человек говорит, что он хочет сказать, как он это делает? Выражение мысли в СМИ и за пределами образовательных учреждений это уже не русский язык. К примеру, дикторы на телевидении вроде стараются говорить правильно, но у них интонации уже европейские, а не родные. Если русская речь звучит постоянно, то она должна ласкать слух, быть удобоваримой, логичной и понятной слушателю. Люди уже не могут сделать самопрезентацию, самовыразиться. Зачастую им просто не хватает языковых средств.
Отсутствие вкуса к языку дополняется неправильной расстановкой ударений. «Феномен», «звонит», «жалюзи» и прочее перестали произносить, как положено. А что говорить о прочих перлах, услышанных или не специально подслушанных в школах: «Ложь тетрадку сюда!», «Почему у тебя на уроке вечно звОнит сотовый?», «Садись вон НА ту парту», «Глаза и уши на доску!», «Ещё не выросла та лапша, которую вы хотите повесить мне на уши» или запись в дневнике: «Огрызался вместе с учителем».
В свое время Александр Сергеевич Пушкин предсказал: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». Надежда Буланкина считает, что сейчас просто необходимо создание экспертного совета по культуре речи при администрации Новосибирской области, то есть орган, который непосредственно занимался бы вопросами культивирования и популяризации русского языка. В программы будет входить не только повышение квалификации учителей, но и прививание детям любви к книгам, к языку, на котором они говорят. Книги играют очень важную роль, они могут указать человеку на все богатство слов и взаимоотношений их в речи.
Я не сама научилась говорить, делится Надежда Ефимовна, меня Набоков научил. 20 лет назад я собрала все тома его сочинений и каждый раз, открывая книгу, нахожу
Падает не только речевая культура человека. Когда тебя в переполненном автобусе просят «передай кондуктору в зад», можно не ждать некогда обязательными «пожалуйста» или «спасибо». Значит, и культура человека, как духовной личности, неизлечимо больна и чахнет с каждым днем все больше. «Гой, не Русь, моя родная! Страна невежества без края »