Долгие новогодние и рождественские каникулы как нельзя лучше подходят для воображаемых «путешествий во времени»
Телеканалы в едином порыве демонстрируют «золотой фонд« фильмов для новогоднего просмотра, кинотеатры не менее дружно последние достижения в жанре
Фильмов, действие которых происходит в ночь на 1 января, отечественные кинематографисты наснимали множество, но всенародную любовь завоевали лишь те, которые в свое время попали «в яблочко», в настроение и состояние народных масс. И по старым любимым новогодним фильмам легко можно проследить, как менялось отношение к этому празднику, люди, жизнь
1956 год, «оттепель». «Есть установка весело встретить Новый год!»
«Карнавальная ночь» первая советская новогодняя комедия. Тема на тот момент была еще «свеженькой»: только с 1947 года 1 января стало нерабочим днем, и народ от тихих посиделок в узком кругу перешел к более масштабным празднованиям. А, как мы видим по «нововведенным» праздникам вроде Дня России, 10 лет минимальный срок, в течение которого нарабатывается
Образ праздника: всем трудовым коллективом, весело, дружно, с песнями и танцами, в масках, с умеренным выпиванием за столиками, расставленными прямо в концертном зале ДК (именно этот формат, кстати, впоследствии подхватит «Голубой огонек»).
Герои общественники, производственники и самодеятельные таланты, готовые до последнего бороться за свой праздник с бюрократами и буквоедами, причем бороться старым, как мир, способом осмеяния.
Рецепт личного счастья: помоги любимой девушке в организации вечера, прояви силу характера и получишь первый поцелуй.
Резюме: сотвори себе праздник, и завтра все будет немного лучше, чем сейчас, «и хорошее настроение не покинет больше вас».
Как ни странно, почти 20 лет «Карнавальная ночь» была чуть ли не единственной «новогодней сказкой для взрослых». В 1962 году добавился «Голубой огонек», и народ все прочнее прирастал к телевизорам да праздничным столам. О том, чтобы встречать Новый год трудовым коллективом, речи уже не шло народ от общественного потянулся к интимному
1975, эпоха «застоя». «Внимание! Родился нежный и лирический тост!»
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В стране
Образ праздника: вдвоем, в отдельной квартире, и это самое подходящее время для предложения руки и сердца. Новый год, таким образом, становится праздником, который может в корне переломить судьбу (что, собственно, и происходит). Непременным атрибутом праздника является телевизор, богатый стол и песни под гитару как шуточные хоровые, так и серьезные, на стихи «больших поэтов». Ну и большое количество алкоголя: «набраться« успевают
Герои делятся на
Рецепт личного счастья: говорить откровенно и не бояться променять синицу в руке на журавля в небе.
Резюме: чудо возможно.
1982 год, конец эпохи «застоя». «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!»
«Чародеи» самый, пожалуй, идеологически мутный фильм из новогодней классики. Сначала подразумевалась экранизация культовой повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но сценарий не устроил «папу Электроника», режиссера Константина Бромберга и был переписан от и до. В результате, как ни смешно, пылкое отношение к своему делу, гнавшее сотрудников НИИЧАВО на рабочие места даже в новогоднюю ночь, сменилось в «Чародеях» на прямо противоположное. И весь
Образ праздника: новогодняя ночь повод для демонстрации комиссии достижений института, явка обязательна. Самодеятельность уже не в моде надо приглашать ВИА. Но бой курантов
Герои в основном плетут интриги и ради любви готовы на все, включая колдовство, воровство волшебных палочек, ложь, несанкционированное проникновение в чужую квартиру и так далее. С той лишь разницей, что отрицательные при этом думают о карьере, а положительные лишь о счастье любимой. Кроме того, у хороших людей есть друзья, которые помогут.
Рецепт личного счастья: ставь общечеловеческие ценности выше личного интереса, помоги сопернику и воздастся тебе сторицей. Или достань для любимой собрание фантастических романов.
Резюме: если работа мешает личной жизни, брось ты ее, эту работу!
Как ни странно, но ни послебрежневская «эпоха пышных похорон», ни перестройка не одарили нас запоминающимися новогодними фильмами. Возможно, кинематографистам в эпоху гласности стало не до любовных историй: слишком многое вдруг стало можно, и надо было этим пользоваться. Ну а после распада СССР стало и вовсе не до оливье и не до кино: выжить бы
И новогодняя тематика вернулась на экраны только во второй половине
1996 год, экономические реформы. «Водка без пива -деньги на ветер!»
Операция «С новым годом!». Вскоре грянет деноминация, а пока часть народа постепенно нищает, а другие пополняют ряды «новых русских» и становятся образцами для подражания. В магазинах уже почти все есть, но за такие деньги, что остается только кусать локти. В обиход вошли слова «братва» и «крыша».
Образ праздника: много дорогой выпивки, еды и девочек. А если есть хороший руководитель (в лице генерала Иволгина), то и унылую больничную палату запросто можно превратить в кабак. И, даже если тебе кажется, что в жизни все потеряно, пьянка тем не менее возможна!
Герои: собраны с миру по нитке. Генерал, «новый русский», автор эротических романов, актер, милиционер, санитар Чудо в том, что в эту ночь все они равны, несмотря на уровень доходов.
Рецепт счастья: ты счастлив, пока не протрезвел. Элемент рождественской сказки в эту вакханалию внесет операция, произведенная кучкой пьяных дилетантов над вечно ноющим неизлечимым больным, который в результате встанет на ноги, но ныть при этом так и не перестанет.
Резюме: нет повода не выпить! А о завтрашнем дне мы думать не будем
2007 год, настоящее время. «Пусть у папы все будет хорошо, а у меня как у папы»
«Ирония судьбы. Продолжение». Задача проекта привлечь в кино зрителей всех возрастов успешно выполняется. Тут вам и поклонники «Дозоров», и любители Рязанова Объединение людей разных поколений одна из основных идей фильма. Сходи с мамой в кино, вытащи папу в Питер, вспомни, как было раньше, и воспроизведи, как сумеешь.
Образ праздника: место проведения новогодней ночи перемещается из квартир на лестничные клетки (именно там происходит все самое интересное и именно там произносятся ключевые монологи), крыши, залы ожидания, отделения милиции и прочие неуютные помещения. Все везде опаздывают, все спешат, песен уже не поют, зато качественно маются похмельем.
Герои: он врач, но скверный (даже не помнит, чем лечат ожоги), плохо переносит алкоголь и любит папу; она красива и с высшим образованием; ее жених менеджер среднего звена, трудоголик, из интеллигентной семьи, ставит общественное выше личного и далеко пойдет. Именно «третий лишний» в итоге и окажется в выигрыше: осознает, что слишком заработался, подарит маленькому мальчику мобильный телефон и, просветленный, махнет во Владивосток, к солнцу.
Рецепт личного счастья: изучи биографию родителей и повтори их жизненный путь.
Помни, что двенадцатый удар часов
Резюме: новогодняя ночь ничего не сможет изменить. Похмелье неизбежно.
Когда-то
Если пробежаться по ощущениям, оставленным этими пятью знаковыми фильмами, то картинка вполне соответствует «среднестатистическому» новогоднему впремяпрепровождению: от предпраздничного «сотворения праздника» своими руками через ожидание волшебства к нетрезвому разгулу и тяжелой головной боли. Что впереди? Впереди маленький, неофициальный домашний праздник, последний отзвук Нового года, некогда воспетый Юнной Мориц:
Но мы летим опять на это пламя,Но втайне мы надеемся на чувство.
На эту самую желанную добавку,
Добавьте нам хоть старый Новый год!
И очень хочется верить, что следующий новогодний фильм оставит после себя это «староновогоднее» ощущение тепла и надежды на чудо, которое обязательно случится завтра. Пора бы уже, в самом деле.