Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

По ту сторону оливье, или Герои прошедшего времени

10.01.2008
По старым любимым новогодним фильмам легко можно проследить, как менялось отношение к этому празднику, люди, жизнь…

Долгие новогодние и рождественские каникулы как нельзя лучше подходят для воображаемых «путешествий во времени»

Телеканалы в едином порыве демонстрируют «золотой фонд« фильмов для новогоднего просмотра, кинотеатры не менее дружно — последние достижения в жанре «оливье-блокбастеров».

Фильмов, действие которых происходит в ночь на 1 января, отечественные кинематографисты наснимали множество, но всенародную любовь завоевали лишь те, которые в свое время попали «в яблочко», в настроение и состояние народных масс. И по старым любимым новогодним фильмам легко можно проследить, как менялось отношение к этому празднику, люди, жизнь…

1956 год, «оттепель». «Есть установка — весело встретить Новый год!»

«Карнавальная ночь» — первая советская новогодняя комедия. Тема на тот момент была еще «свеженькой»: только с 1947 года 1 января стало нерабочим днем, и народ от тихих посиделок в узком кругу перешел к более масштабным празднованиям. А, как мы видим по «нововведенным» праздникам вроде Дня России, 10 лет — минимальный срок, в течение которого нарабатывается какая-то своя, неповторимая специфика…

Образ праздника: всем трудовым коллективом, весело, дружно, с песнями и танцами, в масках, с умеренным выпиванием за столиками, расставленными прямо в концертном зале ДК (именно этот формат, кстати, впоследствии подхватит «Голубой огонек»).

Герои — общественники, производственники и самодеятельные таланты, готовые до последнего бороться за свой праздник с бюрократами и буквоедами, причем бороться старым, как мир, способом осмеяния.

Рецепт личного счастья: помоги любимой девушке в организации вечера, прояви силу характера — и получишь первый поцелуй.

Резюме: сотвори себе праздник, и завтра все будет немного лучше, чем сейчас, «и хорошее настроение не покинет больше вас».

Как ни странно, почти 20 лет «Карнавальная ночь» была чуть ли не единственной «новогодней сказкой для взрослых». В 1962 году добавился «Голубой огонек», и народ все прочнее прирастал к телевизорам да праздничным столам. О том, чтобы встречать Новый год трудовым коллективом, речи уже не шло — народ от общественного потянулся к интимному…

1975, эпоха «застоя». «Внимание! Родился нежный и лирический тост!»

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В стране — плюс-минус порядок, но как-то уж очень уныло и однообразно. Массовое строительство типового жилья, стремление к типовому обеспеченному семейному счастью — все это становится хорошей мишенью для сатирических талантов Рязанова — Брагинского. Но это типовое жилье оборачивается массовым расселением из коммуналок — и многие получают возможность первый раз в жизни по-настоящему уединиться…

Образ праздника: вдвоем, в отдельной квартире, и это самое подходящее время для предложения руки и сердца. Новый год, таким образом, становится праздником, который может в корне переломить судьбу (что, собственно, и происходит). Непременным атрибутом праздника является телевизор, богатый стол и песни под гитару — как шуточные хоровые, так и серьезные, на стихи «больших поэтов». Ну и большое количество алкоголя: «набраться« успевают все мало-мальски заметные персонажи мужского пола.

Герои — делятся на «надежных-положительных», у которых «все, как у людей» (и больше о них ничего не известно) и которые в результате терпят крах. А те, у кого все получится — «массовая интеллигенция» (врач и учительница), они любят свою работу, неравнодушны к поэзии и способны (если прижмет) совершать безумства ради любви. В общем, странные люди, способные на тонкие движения души.

Рецепт личного счастья: говорить откровенно и не бояться променять синицу в руке на журавля в небе.

Резюме: чудо возможно.

1982 год, конец эпохи «застоя». «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!»

«Чародеи» — самый, пожалуй, идеологически мутный фильм из новогодней классики. Сначала подразумевалась экранизация культовой повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но сценарий не устроил «папу Электроника», режиссера Константина Бромберга и был переписан от и до. В результате, как ни смешно, пылкое отношение к своему делу, гнавшее сотрудников НИИЧАВО на рабочие места даже в новогоднюю ночь, сменилось в «Чародеях» на прямо противоположное. И весь сыр-бор разгорается из-за того, что отрицательная Шамаханская «горит на работе» и никак не найдет времени на любовь, а положительная Аленушка ставит личное выше общественного и вместо подготовки новогоднего вечера собирается замуж выходить. В общем, полная противоположность Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи». Впрочем, как и в 1956 году, бичуются в фильме по-прежнему бюрократы и карьеристы, да еще добавляется острая критика сферы обслуживания.

Образ праздника: новогодняя ночь — повод для демонстрации комиссии достижений института, явка обязательна. Самодеятельность уже не в моде — надо приглашать ВИА. Но бой курантов — по-прежнему время для поцелуев, объявления помолвок и прочего улаживания личной жизни. И для чудес, которые в «Чародеях» происходят уже не по иронии судьбы, а по воле волшебной палочки.

Герои — в основном плетут интриги и ради любви готовы на все, включая колдовство, воровство волшебных палочек, ложь, несанкционированное проникновение в чужую квартиру и так далее. С той лишь разницей, что отрицательные при этом думают о карьере, а положительные — лишь о счастье любимой. Кроме того, у хороших людей есть друзья, которые помогут.

Рецепт личного счастья: ставь общечеловеческие ценности выше личного интереса, помоги сопернику — и воздастся тебе сторицей. Или достань для любимой собрание фантастических романов.

Резюме: если работа мешает личной жизни, брось ты ее, эту работу!

Как ни странно, но ни послебрежневская «эпоха пышных похорон», ни перестройка не одарили нас запоминающимися новогодними фильмами. Возможно, кинематографистам в эпоху гласности стало не до любовных историй: слишком многое вдруг стало можно, и надо было этим пользоваться. Ну а после распада СССР стало и вовсе не до оливье и не до кино: выжить бы… И новогодняя тематика вернулась на экраны только во второй половине 90-х.

1996 год, экономические реформы. «Водка без пива -деньги на ветер!»

Операция «С новым годом!». Вскоре грянет деноминация, а пока часть народа постепенно нищает, а другие пополняют ряды «новых русских» и становятся образцами для подражания. В магазинах уже почти все есть, но за такие деньги, что остается только кусать локти. В обиход вошли слова «братва» и «крыша». И все почему-то очень много пьют. Особенно в Новый год: 7 января уже стало государственным праздником, и новогодний загул из двухдневного превратился в недельный. Александр Рогожкин, который год назад снял фильм «Особенности национальной охоты», посвященный пьяным безумствам людей и медведей, на гребне успеха выпускает «Операцию «С новым годом!», отличающийся от всех предыдущих оливье-блокбастеров тем, что лирическая тема в нем отсутствует напрочь.

Образ праздника: много дорогой выпивки, еды и девочек. А если есть хороший руководитель (в лице генерала Иволгина), то и унылую больничную палату запросто можно превратить в кабак. И, даже если тебе кажется, что в жизни все потеряно, пьянка тем не менее возможна!

Герои: собраны с миру по нитке. Генерал, «новый русский», автор эротических романов, актер, милиционер, санитар… Чудо в том, что в эту ночь все они равны, несмотря на уровень доходов.

Рецепт счастья: ты счастлив, пока не протрезвел. Элемент рождественской сказки в эту вакханалию внесет операция, произведенная кучкой пьяных дилетантов над вечно ноющим неизлечимым больным, который в результате встанет на ноги, но ныть при этом так и не перестанет.

Резюме: нет повода не выпить! А о завтрашнем дне мы думать не будем…

2007 год, настоящее время. «Пусть у папы все будет хорошо, а у меня — как у папы»

«Ирония судьбы. Продолжение». Задача проекта — привлечь в кино зрителей всех возрастов — успешно выполняется. Тут вам и поклонники «Дозоров», и любители Рязанова… Объединение людей разных поколений — одна из основных идей фильма. Сходи с мамой в кино, вытащи папу в Питер, вспомни, как было раньше, и воспроизведи, как сумеешь.

Образ праздника: место проведения новогодней ночи перемещается из квартир на лестничные клетки (именно там происходит все самое интересное и именно там произносятся ключевые монологи), крыши, залы ожидания, отделения милиции и прочие неуютные помещения. Все везде опаздывают, все спешат, песен уже не поют, зато качественно маются похмельем.

Герои: он — врач, но скверный (даже не помнит, чем лечат ожоги), плохо переносит алкоголь и любит папу; она красива и с высшим образованием; ее жених — менеджер среднего звена, трудоголик, из интеллигентной семьи, ставит общественное выше личного и далеко пойдет. Именно «третий лишний» в итоге и окажется в выигрыше: осознает, что слишком заработался, подарит маленькому мальчику мобильный телефон и, просветленный, махнет во Владивосток, к солнцу.

Рецепт личного счастья: изучи биографию родителей и повтори их жизненный путь.

Помни, что двенадцатый удар часов по-прежнему обладает магической силой, и если жениха рядом нет — надо целоваться с теми, кто есть. И вы полюбите друг друга, но потом все вернется на круги своя. Не веришь — спроси у мамы.

Резюме: новогодняя ночь ничего не сможет изменить. Похмелье неизбежно.

Когда-то потом. «Но мы готовы умереть за этот пепел…»

Если пробежаться по ощущениям, оставленным этими пятью знаковыми фильмами, то картинка вполне соответствует «среднестатистическому» новогоднему впремяпрепровождению: от предпраздничного «сотворения праздника» своими руками через ожидание волшебства к нетрезвому разгулу и тяжелой головной боли. Что впереди? Впереди маленький, неофициальный домашний праздник, последний отзвук Нового года, некогда воспетый Юнной Мориц:

Но мы летим опять на это пламя,
Но втайне мы надеемся на чувство.
На эту самую желанную добавку,
Добавьте нам хоть старый Новый год!

И очень хочется верить, что следующий новогодний фильм оставит после себя это «староновогоднее» ощущение тепла и надежды на чудо, которое обязательно случится завтра. Пора бы уже, в самом деле.

Резонанс
Новости
Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».

Из-за запаха газа эвакуировали школу в Коченевском районе Новосибирской области. Виной всему – сильный ветер, который от газораспределительной станции дул в сторону школы. Учеников распустили по домам.

В Новосибирске разработали образовательную программу для пожилых людей с нарушением слуха. Пенсионеры пройдут интенсивный курс обучения за десять дней, а потом, как уверяют организаторы, смогут найти работу.
Первое отделение временного пребывания для пожилых людей создано в областном центре. В нем есть все необходимое – спальни, столовая, комната отдыха. Здесь пенсионеры могут не только поправить здоровье, но и расширить свой круг общения.

Если дети прошлого века называют себя «поколением книг», любят вспоминать дворовые игры, то поколение Z увлеченно зависает в виртуальной реальности. «Скоро дети так прикипят к кнопкам и разным гаджетам, что говорить разучатся!» — волнуются родители. Так ли это? Можно ли «очистить» речь ребенка от дефектов? И почему, в каком возрасте, при каких обстоятельствах эти дефекты возникают? Рассказывает Татьяна Матвеева, логопед, филолог, инфопродюсер.
Пожилой мужчина пропал в Карасукском районе Новосибирской области. Пенсионер ушел в заброшенный сад собирать черноплодную рябину, что делал до этого много раз. Удалось найти только ведро и тканевую сумку с ягодой.