Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Время менять приоритеты

10.01.2008
Российская экономика бурно развивается только на бумаге. На практике оказывается, что экономических проблем у нас — целая гора, и нужно приложить огромные усилия, чтобы сдвинуть ее с места.

Не сырьевые ресурсы, а люди являются главным богатством России

Ольга Симагина: «Управление экономикой — это проблема совершенно конкретная и вполне жизненная»

Стратегия повышения эффективности и проблемы регулирования качества социально-экономического развития — данный предмет находится в сфере научных интересов доктора экономических наук, преподавателя Сибирской академии государственной службы Ольги Симагиной. «Раскрыть такую тему — разве что президенту под силу», — шутят её коллеги…

— Ольга Владимировна, расскажите о вашей научной деятельности.

— Тема, касающаяся стратегии повышения эффективности социально-экономического развития, довольно сложно поддается научной разработке. После окончания Сибирской академии государственной службы я около года работала в штате института, а затем поступила в заочную аспирантуру Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации в Москве, успешно защитилась. А через несколько лет меня пригласили в докторантуру. Два с половиной года ушло у меня на защиту докторской диссертации: чтобы глубоко вникнуть в проблему, пришлось отложить все прочие дела и полностью сосредоточиться на теме исследования. Я принимала участие в крупных научных конференциях, в мероприятиях правительства Российской Федерации, Государственной думы, Совета Федерации, Академии народного хозяйства и пр. Мне удалось наладить добрые товарищеские отношения со специалистами, работающими на московской кафедре, — это замечательные люди, высококлассные ученые, болеющие за нашу страну. Кафедра, на которой они трудятся, стала первым в России учреждением, где тщательно изучают вопросы государственного регулирования экономики и инновационного пути развития.

Долгое время в нашей стране бытовало предубеждение, будто экономика представляет собой некую стихию — стихию, которая в принципе не поддается регулированию, на которую не могут влиять усилия государственной власти. Однако эта точка зрения ошибочна. В настоящее время школа государственного регулирования интенсивно развивается и пользуется заслуженным авторитетом.

— Проблема государственного управления экономикой настолько глобальна, что может показаться для многих отвлеченной — «заумной», оторванной от жизни…

— Как раз напротив. Управление экономикой — это проблема совершенно конкретная и вполне жизненная. Ведь основная цель государства в том и заключается, чтобы обеспечить жизнеспособность населения и устойчивость развития.

С помощью каких показателей мы можем оценить уровень жизни россиян? Каким образом провести анализ результатов экономических реформ? Как выяснить, насколько целесообразен путь развития экономики нашей страны и всего мирового сообщества в целом?.. Разобраться в этих вопросах поможет наука, изучающая процессы управления экономикой.

— Можете ли вы охарактеризовать современную экономическую ситуацию в стране?

— Путь развития, который выбрала Россия, — это путь так называемой природоемкой экономики. В его основе лежит использование природных ресурсов. Время показало, что выбранная модель развития должна быть существенно изменена, иначе нас ожидает серьезный кризис.

Вот какой прогноз, например, дают в Living Planet Report, Всемирном фонде дикой природы и Лондонском зоологическом обществе. Они утверждают, что к 2050 году экосистема планеты Земля рухнет. При сохранении сегодняшних темпов развития мировой экономики природных ресурсов планеты к этому времени не хватит даже на то, чтоб удовлетворить экономические запросы всего только одной страны — Великобритании. Что же тогда говорить о потребностях всех прочих стран?

Природные ресурсы большинства стран составляют не более 20% от структуры стоимости национального богатства. А вот наши отечественные ресурсы достигают 60% — так уж исторически сложилось, что мы обладаем очень большими возможностями. Но, к сожалению, изобилие природных богатств стало для нас развращающим фактором.

— В чем это выражается?

— Средства, которые мы вкладываем в развитие образования, науки, медицины и других социальных сфер, далеко не достаточны. Мы забываем о самом важном: о том, что именно люди являются главным богатством нашей страны. Я полагаю, наступает время пересмотреть приоритеты.

Россия довольно поздно заговорила об инновационной экономике. Ведущие страны Европы, Азии и Америки (США, Япония, Китай и другие) приняли инновационную модель развития экономики уже давно. А мы делаем в этом направлении только самые первые шаги, хотя с каждым годом все сложней наверстывать упущенное.

Можно ли как-то исправить положение?

— Конечно. Исправить положение в стране можно за счет изменения качества социальной сферы. Известно, что наиболее корректным из всех показателей развития экономики является индекс развития человеческого капитала. В него входят три составляющие. Во-первых — индекс образованности (в отношении этого показателя ситуация в России выглядит неплохо). Во-вторых — индекс материального благосостояния. В настоящее время наметился рост этого показателя, и все-таки исследования показывают, что доходы населения в сопоставимом выражении «выросли» всего лишь до уровня 1991 года… Прогресс, как видите, небольшой, в особенности если учесть, что 1991 год экономисты считают кризисным. И наконец, третьей составляющей индекса человеческого развития является индекс долгожительства — результирующий показатель условий жизни в стране.

Если сравнить мировые государства по индексу развития человеческого потенциала, мы увидим следующее: Россия находится чуть выше середины общего списка стран. Зависимость российской экономики от конъюнктуры цен на сырье (а в особенности на нефть) достигает 75–80%. И хотя средства массовой информации твердят об экономическом росте страны — этот рост никак не может быть признан качественным, поскольку он не обеспечивает кардинальных изменений в реальном секторе, так необходимых сейчас в нашей стране. К сожаленью, реформы все больше становятся для нас самоцелью. А ведь их реальный смысл заключается в том, чтобы поднять уровень жизни населения.

Российская экономика бурно развивается только на бумаге. В теории, на словах все выглядит безупречно. А вот на практике оказывается, что экономических проблем у нас — целая гора, и нужно приложить огромные усилия, чтоб эту гору наконец-то сдвинуть с места.

Национальные проекты, реализуемые в нашей стране, требуют вложения внушительных денежных сумм. Однако точные критерии оценки их эффективности до сих пор еще не разработаны. Поэтому не стоит удивляться, что благие намерения не всегда воплощаются в конкретные дела.

Да, демографическая ситуация в стране изменилась к лучшему — возможно, этому способствовала выплата так называемого «материнского капитала». Однако всплеск рождаемости не изменил ситуацию в корне. Мы видим, что показатели заболеваемости продолжают расти, что продолжительность жизни людей в лучшую сторону практически не изменилась.

Сегодня мы находимся на повышательном тренде предпринимательских циклов. И очень хочется, чтобы роль государства в регулировании экономических процессов стала более осмысленной, более целенаправленной.

— Есть ли у России шанс наверстать упущенное?

— Я считаю, мы еще не утратили возможность выкарабкаться из ямы, в которой находимся. Однако принципиальные изменения технологий требуют времени, поэтому с каждым годом мы все больше осложняем себе задачу и теряем шансы на успех. Повышение качества государственного управления экономикой страны — вот в чем сегодня заключается реальная возможность решения многих проблем.

В ближайшее время нам предстоит провести несколько важнейших государственных реформ. Административная реформа должна быть увязана с преобразованиями в бюджетной сфере. Реформа повышения качества оказания государственных услуг (к сожалению, она сильно запаздывает) должна проводиться вместе с регулятивной реформой. Регулятивная реформа заключается в повышении качества нормативных актов — как новых, так и действующих. Мы видим сегодня, что с помощью подзаконных актов осуществляется примерно 80% регулирования. Однако четкие требования к качеству подзаконных актов до сих пор не выработаны. Отсутствует также унифицированность административных процедур. Причем главная проблема заключается даже не в количестве этих процедур (их число у нас, в России, не выше, чем в других странах, — исключение составляют лишь процедуры лицензирования). Проблема заключается во времени, которое требуется для осуществления всех необходимых формальностей. Издержки на взаимодействие с государством у нас довольно высоки. Их снижению будет способствовать повышение качества деятельности органов власти и регулирования.

— Какие меры, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы стабилизировать российскую экономику?

— Структуру бюджета нам предстоит изменить в сторону повышения уровня социальных расходов. Нужно помнить: люди — вот наше основное богатство и наш главный капитал.

Действия, которые были предприняты ранее в сфере экономики, необходимо довести до логического завершения. Нужно внедрить оценку работы губернаторов, глав муниципальных образований, тщательно проанализировать эффективность реализации федеральных целевых программ, в рамках которых финансируются многие общественно значимые проекты. Должна быть введена ежеквартальная отчетность на основе четко разработанных показателей и ответственность по итогам проведенной оценки. Следует помнить, что на сегодняшний день показатель неисполняемости распоряжений президента и председателя правительства Российской Федерации достигает 40%. А на региональном и местном уровне цифра еще тревожнее…

Специалисты, изучающие сферу управления экономикой, серьезно обеспокоены. Наша академия работает с государственными служащими: мы обучаем не только студентов, но также опытных, вполне сложившихся специалистов. Пребывая «в теме» и занимаясь практической деятельностью, они пытаются как можно глубже осознать происходящее, стремятся выработать результирующий взгляд на ситуацию, сложившуюся в стране.

И далеко не случайно преподавание различных аспектов теории государственного управления приобрело экономическую окраску.

Резонанс
Новости
Накануне, 11 декабря, отмечали скорбную дату. В этот день вспоминают воинов, погибших в вооруженном конфликте в Чечне. Количество жертв чеченской кампании исчисляется десятками тысяч человек. По различным данным, количество убитых за 10 лет колеблется от 40 до 120 тысяч человек. О том, как стреляли без предупреждения, писали завещания, уходя на войну, и почему желающих отправиться в Чечню среди российских силовиков было огромное количество, рассказал Максим Е., обладатель трех Орденов Мужества. За его плечами – 13 командировок в Чечню во время первой и второй кампаний.
Кулачные бои, брань и крысиный яд - управдомы превращаются в царьков своего маленького мира и упиваются властью. Отключение электричества, проколотые шины, побои и оскорбления – какие бесчинства творят старшие по дому и можно ли свергнуть домомучителей?
Олениху Миланью, которую водители подобрали на трассе, отправили на лечение в Барнаул. Дальнобойщики привезли животное на склад, сделали специальную лежанку из сена и оказали первую помощь.
12.12.2018 фото
С 1 января 2019 года во всех регионах страны начинается переход на новую централизованную систему обращения с твердыми коммунальными отходами. 1 млрд 77 млн выделено Новосибирской области из федерального бюджета для решения мусорных проблем. Сегодня из 1500 населенных пунктов области мусор вывозят только в 180. Проблемы несанкционированных свалок, возможные тарифы и вывоз мусора из отдаленных районов обсудили участники круглого стола сегодня, 12 декабря.
Рекорд по продолжительности поставили публичные слушания, которые проходили вчера, 11 декабря, в администрации Советского района. Они продолжались более четырех часов, и на них обсуждался только один вопрос. В формулировке мэрии Новосибирска он звучал так: «О проекте планировки территории, ограниченной шлюзовым каналом, створом перспективного моста через реку Обь, Бердским шоссе и границей городских лесов в Советском районе».