Не сырьевые ресурсы, а люди являются главным богатством России
Стратегия повышения эффективности и проблемы регулирования качества
Ольга Владимировна, расскажите о вашей научной деятельности.
Тема, касающаяся стратегии повышения эффективности
Долгое время в нашей стране бытовало предубеждение, будто экономика представляет собой некую стихию стихию, которая в принципе не поддается регулированию, на которую не могут влиять усилия государственной власти. Однако эта точка зрения ошибочна. В настоящее время школа государственного регулирования интенсивно развивается и пользуется заслуженным авторитетом.
Проблема государственного управления экономикой настолько глобальна, что может показаться для многих отвлеченной «заумной», оторванной от жизни
Как раз напротив. Управление экономикой это проблема совершенно конкретная и вполне жизненная. Ведь основная цель государства в том и заключается, чтобы обеспечить жизнеспособность населения и устойчивость развития.
С помощью каких показателей мы можем оценить уровень жизни россиян? Каким образом провести анализ результатов экономических реформ? Как выяснить, насколько целесообразен путь развития экономики нашей страны и всего мирового сообщества в целом?.. Разобраться в этих вопросах поможет наука, изучающая процессы управления экономикой.
Можете ли вы охарактеризовать современную экономическую ситуацию в стране?
Путь развития, который выбрала Россия, это путь так называемой природоемкой экономики. В его основе лежит использование природных ресурсов. Время показало, что выбранная модель развития должна быть существенно изменена, иначе нас ожидает серьезный кризис.
Вот какой прогноз, например, дают в Living Planet Report, Всемирном фонде дикой природы и Лондонском зоологическом обществе. Они утверждают, что к 2050 году экосистема планеты Земля рухнет. При сохранении сегодняшних темпов развития мировой экономики природных ресурсов планеты к этому времени не хватит даже на то, чтоб удовлетворить экономические запросы всего только одной страны Великобритании. Что же тогда говорить о потребностях всех прочих стран?
Природные ресурсы большинства стран составляют не более 20% от структуры стоимости национального богатства. А вот наши отечественные ресурсы достигают 60% так уж исторически сложилось, что мы обладаем очень большими возможностями. Но, к сожалению, изобилие природных богатств стало для нас развращающим фактором.
В чем это выражается?
Средства, которые мы вкладываем в развитие образования, науки, медицины и других социальных сфер, далеко не достаточны. Мы забываем о самом важном: о том, что именно люди являются главным богатством нашей страны. Я полагаю, наступает время пересмотреть приоритеты.
Россия довольно поздно заговорила об инновационной экономике. Ведущие страны Европы, Азии и Америки (США, Япония, Китай и другие) приняли инновационную модель развития экономики уже давно. А мы делаем в этом направлении только самые первые шаги, хотя с каждым годом все сложней наверстывать упущенное.
Конечно. Исправить положение в стране можно за счет изменения качества социальной сферы. Известно, что наиболее корректным из всех показателей развития экономики является индекс развития человеческого капитала. В него входят три составляющие.
Если сравнить мировые государства по индексу развития человеческого потенциала, мы увидим следующее: Россия находится чуть выше середины общего списка стран. Зависимость российской экономики от конъюнктуры цен на сырье (а в особенности на нефть) достигает
Российская экономика бурно развивается только на бумаге. В теории, на словах все выглядит безупречно. А вот на практике оказывается, что экономических проблем у нас целая гора, и нужно приложить огромные усилия, чтоб эту гору
Национальные проекты, реализуемые в нашей стране, требуют вложения внушительных денежных сумм. Однако точные критерии оценки их эффективности до сих пор еще не разработаны. Поэтому не стоит удивляться, что благие намерения не всегда воплощаются в конкретные дела.
Да, демографическая ситуация в стране изменилась к лучшему возможно, этому способствовала выплата так называемого «материнского капитала». Однако всплеск рождаемости не изменил ситуацию в корне. Мы видим, что показатели заболеваемости продолжают расти, что продолжительность жизни людей в лучшую сторону практически не изменилась.
Сегодня мы находимся на повышательном тренде предпринимательских циклов. И очень хочется, чтобы роль государства в регулировании экономических процессов стала более осмысленной, более целенаправленной.
Есть ли у России шанс наверстать упущенное?
Я считаю, мы еще не утратили возможность выкарабкаться из ямы, в которой находимся. Однако принципиальные изменения технологий требуют времени, поэтому с каждым годом мы все больше осложняем себе задачу и теряем шансы на успех. Повышение качества государственного управления экономикой страны вот в чем сегодня заключается реальная возможность решения многих проблем.
В ближайшее время нам предстоит провести несколько важнейших государственных реформ. Административная реформа должна быть увязана с преобразованиями в бюджетной сфере. Реформа повышения качества оказания государственных услуг (к сожалению, она сильно запаздывает) должна проводиться вместе с регулятивной реформой. Регулятивная реформа заключается в повышении качества нормативных актов как новых, так и действующих. Мы видим сегодня, что с помощью подзаконных актов осуществляется примерно 80% регулирования. Однако четкие требования к качеству подзаконных актов до сих пор не выработаны. Отсутствует также унифицированность административных процедур. Причем главная проблема заключается даже не в количестве этих процедур (их число у нас, в России, не выше, чем в других странах, исключение составляют лишь процедуры лицензирования). Проблема заключается во времени, которое требуется для осуществления всех необходимых формальностей. Издержки на взаимодействие с государством у нас довольно высоки. Их снижению будет способствовать повышение качества деятельности органов власти и регулирования.
Какие меры, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы стабилизировать российскую экономику?
Структуру бюджета нам предстоит изменить в сторону повышения уровня социальных расходов. Нужно помнить: люди вот наше основное богатство и наш главный капитал.
Действия, которые были предприняты ранее в сфере экономики, необходимо довести до логического завершения. Нужно внедрить оценку работы губернаторов, глав муниципальных образований, тщательно проанализировать эффективность реализации федеральных целевых программ, в рамках которых финансируются многие общественно значимые проекты. Должна быть введена ежеквартальная отчетность на основе четко разработанных показателей и ответственность по итогам проведенной оценки. Следует помнить, что на сегодняшний день показатель неисполняемости распоряжений президента и председателя правительства Российской Федерации достигает 40%. А на региональном и местном уровне цифра еще тревожнее
Специалисты, изучающие сферу управления экономикой, серьезно обеспокоены. Наша академия работает с государственными служащими: мы обучаем не только студентов, но также опытных, вполне сложившихся специалистов. Пребывая «в теме» и занимаясь практической деятельностью, они пытаются как можно глубже осознать происходящее, стремятся выработать результирующий взгляд на ситуацию, сложившуюся в стране.
И далеко не случайно преподавание различных аспектов теории государственного управления приобрело экономическую окраску.