В большом городе всегда найдутся нуждающиеся люди, только их нужно найти
Поводом для этой статьи стало письмо в редакцию нашего читателя инвалида Великой Отечественной войны Александра Рязанова:
Оплата глиняными свистульками
Старожилы Заельцовского района помнят, как в пятидесятые годы по улицам на телеге, запряженной понурой лошадкой, разъезжал старьёвщик, скупая за бесценок различное тряпьё, точнее не скупая, а выменивая на разные безделушки. Весёлые трели глиняных свистулек, выменянных ребятнёй у старьёвщика, к вечеру сменялись ревом возвратившиеся с работы родители, обнаружив пропажу, хотя и старых, но ещё пригодных вещей, ремнём вразумляли своих чад золотому правилу послушания без разрешения взрослых ничего из дома не брать. Про самого старьёвщика ходили слухи, что, несмотря на непрезентабельный вид и его самого, и старенькой лошадки, человек он довольно обеспеченный, имел крепкий добротный дом, и что работа скупщика тряпья (слово «бизнес» в те времена не употребляли) довольно прибыльная.
Затем роль старьёвщиков взяли на себя сети комиссионных магазинов, царившие нравы в которых отразил однофамилец автора письма в «Вечёрку» в комедии «Берегись автомобиля». В условиях тотального дефицита советских времён в комиссионку можно было запросто сдать ставшую ненужной вещь с большой вероятностью её реализации. Особенно не залеживалась в комиссионных магазинах импортная одежда, которую туда сдавали специалисты, возвращавшиеся из зарубежных командировок. А после развала СССР заграничные поношенные вещи в виде гуманитарной помощи потекли через открытый «железный занавес» контейнерной рекой.
«Гуманитарка» и секонд-хенд
Состав заграничной одежды был довольно разнообразным от вполне приличных шуб и дублёнок до вконец изношенного нижнего белья с огромным чернильным штампом «Гуманитарная помощь. Продаже не подлежит». Вскоре на смену «гуманитарке« пришёл цивилизованный
И заграничная бесплатная гуманитарка, и платный
В бывших советских республиках гуманитарную помощь в постперестроечный период распределяли в основном протестантские общины, имеющие тесные связи с заграницей: местные лютеранские, баптистские, евангелистские, адвентистские общины на некоторое время превратились в пункты раздачи «гуманитарки». Сейчас, когда поток заграничной помощи практически иссяк, инициативу по распределению бэушной одежды переняли православные приходы, только распределяют они одежду отечественную.
Пункт сбора церковь
Небольшой опрос новосибирских храмов показал, что некоторые из них вещи собирают. Организация сбора во всех приходах разная, всё зависит от условий:
В самом же этом благом начинании существует множество проблем. Помимо хороших вещей, нередко приносят такой хлам, что его приходится тут же выбрасывать в мусорный контейнер. Причём замечено: кто приносит приличные вещи, делает это скромно и без особой помпы, сдающие же откровенную рухлядь будут долго и подробно рассказывать, какие замечательные, почти новые вещи они принесли. Проблемы обычно возникают с пожилыми людьми, которые без тени сомнения считают давно изношенные вещи вполне приличными: дескать, муж сорок лет пользовался, вот умер, а пальто как новенькое. Но самая главная проблема не как собрать вещи, а куда их девать.
В недоброй памяти
И ещё одна проблема это лица без определённого места жительства. После того, как за вещами приходят бомжи, помещение нужно проветривать в течение нескольких часов. Мало того, бывает, что, получив одежду, они тут же переодеваются и уходят, оставляя свои замусоленные и жутко пахнущие портки. После всех этих безобразий практически везде приняли решение бомжей направлять к тем, кто обязан ими заниматься в службы социальной помощи. Однако, как выяснилось, бомжам в центрах социальной помощи действительно помогают, но вот старые вещи не собирают.
Сбор одежды в перечень социальной помощи не входит
Директор областного центра социальной помощи Людмила Ведякина рассказала, что с первых дней открытия центра в 1992 году им приходилось собирать подержанную одежду, так как потребность в ней была колоссальной: за год через центр проходило
Так что куда ни кинь, ставшую ненужной одежду в нашем городе сдавать практически некуда. Так мы и хотели ответить нашему читателю, но в конце концов выяснилось, что организация, которая могла бы забрать ненужные вещи, в нашем городе
Помочь тем, кто помогает
Позвонив в центр «Преображение», мы услышали, что они с благодарностью примут от новосибирцев любую помощь, будь то одежда или продукты (овощи, сахар, мука, крупы, консервы). Кстати, в продуктах центр нуждается даже больше, чем в одежде. Среди подопечных центра не только бездомные люди, центр опекает малоимущих, бывших участников боёв в «горячих точках» и всех, кто нуждается в помощи. Таких нуждающихся оказалось столько, что ребятам из реабилитационного центра самим требуется поддержка. Пользуясь случаем, мы обращаемся к новосибирцам с просьбой оказать посильную помощь тем, кто взял на себя нелёгкий труд реабилитации наших соотечественников, по тем или иным причинам оказавшихся в трудном, а зачастую в невыносимо тяжёлом положении.
С предложениями можно обращаться к заместителю руководителя благотворительной организации «Преображение» Борису Кислому, телефон которого
Сообщаем также адреса реабилитационных центров.
Ленинский район: ул. Болотная, 6 (Лесоперевалка), ул. Титова, 134 (тел.
Октябрьский район: Асфальтный пер., 6 (тел.
Калининский район: ул. Целинная, 60 (тел.
НСО, с. Раздольное, ул. Звёздная, 25
Позвоните, окажите поддержку этим людям. Если есть одежда, хорошо бы её почистить, постирать, погладить. Иногда такая чистая, с любовью приготовленная одежда может оказать попавшему в беду человеку гораздо большую помощь в деле реабилитации, нежели советы профессиональных психологов. Поделитесь продуктами, накормить голодного на Руси всегда считалось делом богоугодным и спасительным для души. Да и поговорка насчёт тюрьмы и сумы родилась не на пустом месте.
Вопрос, конечно, интересный
Что вы делаете с вещами, которые вам больше не нужны?
Григорий Смирнов, 36 лет, водитель:
Это во многом зависит от характера вещи. Если это простые носки, например, то их можно смело выбрасывать. А если это дорогой пиджак, пришедший в негодность, то его можно оставить. А насчет того, что с ним дальше делать?.. Это зависит от фантазии. Подушку обшить, на чучело надеть, на заплатки покромсать. Вариантов много.
Наталья Парфешина, 46 лет, повар:
Все вещи надо оставлять, они потом могут в хозяйстве пригодиться. Я все старые вещи обязательно увожу на дачу. Это только пока они там пылятся, а настанет день, и, кто знает, вдруг они станут для меня самыми важными? Всему свое время. И место.
Маргарита Красулина, пенсионерка:
Самое главное бережливость. Надо быть как можно более аккуратными и запасливыми. За своими вещами надо следить, тогда они будут портиться в меньшей степени. Но уж если ситуация совсем неизбежная можно их либо выбросить, либо увезти на дачу
Александр Журик, 21 год, студент:
Помнится, когда я был маленький, мама все вещи, из которых я вырастал, отдавала в детские дома. Конечно, это была только нормальная одежда без всяких там дырок, заплаток и прочей ерунды. Я был аккуратным мальчиком, поэтому одежда на мне не рвалась, зато постоянно становилась малой. Я очень быстро рос, поэтому к концу учебного года приходилось менять гардероб почти полностью.
Наталья Савиткина, 24 года, менеджер:
У меня был обалденный немецкий свитер. Он был сделан
Сергей Русин, 26 лет, музыкант:
Нет у меня ненужных вещей. Каждая тряпка нужна, потому как с моей зарплатой очень трудно каждый месяц покупать
Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА