Новосибирск 1 °C
  1. Религия
  2. Новосибирск

Русь крещёная и языческая

17.01.2008 00:00:00
Русь крещёная и языческая
Здесь и «традиционные гадания» на Рождество и Крещение, и «четверговая соль», и заговоры, и «порча», и «сглаз», и многое другое.

И через тысячу лет после крещения на Руси процветает двоеверие

В. М. Васнецов «Крещение Руси»

Через два дня православный мир, а точнее та его часть, которая живёт по Юлианскому календарю (календарю времён Христа), будет праздновать один из самых значительных христианских праздников — Крещение Господне или Богоявление.

В основу этого праздника положено евангельское повествование о том, как Христос был крещён в водах Иордана Иоанном Крестителем. Вопрос, почему Иоанна называют Крестителем, если в ту пору о Кресте, на котором был распят Христос, никто ещё не ведал, задают очень часто. Дело в том, что слово «крещение», от которого и произошло наименование Креститель, — это вольная интерпретация перевода на русский язык древнегреческого слова baptizo — погружение. И если соответствовать точному переводу, то Иоанн должен был называться не Крестителем, а Погружателем, а если следовать западным странам, которые слово baptizo вообще не стали переводить, то его следовало бы называть Иоанном Баптистом (Ioann Baptist). Однако наши предки, как будто предчувствуя, что такое звучание в будущем будет для русского православного уха звучать неблагочестиво, промыслительно подобрали другой синоним. И само Таинство погружения в воду стали называть крещением.

Принято считать, что русские люди впервые крестились в 988 году, но это не совсем так. К этому времени немалое число жителей Киева уже были христианами, в городе стояло несколько церквей. И язычники, и христиане старались не конфликтовать, хотя это получалось не всегда. Известно, что в 983 году язычники Киева умертвили варяга Федора за то, что он отказался отдать своего сына Иоанна в жертву богу Перуну. Убили язычники и самого юношу. Но уже через пять лет после этих событий практически всё население Киева пришло на берег Днепра, где произошло массовое крещение. Советские историки в течение десятилетий внушали, что киевлян в воду загоняли княжеские дружинники и что вообще Русь крестили огнём и мечом. Так ли это?

Суждения, что все русские язычники в одночасье прониклись христовой верой, — это другая крайность искажения нашей истории. Тем не менее, по утверждению большинства историков, крещение Киева прошло без особых инцидентов. Причин этому несколько. При своём вокняжении в 980 году Владимир узаконил первенство северного бога Перуна, но большинству киевлян-язычников жестокий балтийский бог был чужд. Поэтому свержение идола в Днепр потрясло лишь ярых его почитателей, большинство же, не увидев после такого святотатства никаких небесных кар, склонились к новой вере. Ну а после того, как по городу прошли глашатаи с призывом: «Кто не придёт креститься, тот будет считаться противником князя», к Днепру потянулись последние из сомневающихся. Так что всё прошло мирно и благочестиво. Так откуда же взялась эта фраза «крещение огнём и мечом»? А пошла эта присказка после крещения вечно непокорного Новгорода, где произошли следующие события.

Крестить новгородцев князь Владимир поручил местному воеводе и своему дяде Добрыне, дав в помощь дружину под командованием Путяты. Услышав, что их собираются крестить, новгородцы подняли мятеж, напали на дом Добрыни, убили его жену и некоторых родичей. Тогда Путята с небольшим отрядом ночью, переправившись через Волхов, осадил дом главного зачинщика мятежа Угоняя и взял его в полон. Подоспевшие на выручку вооружённые новгородцы напали на отряд Путяты, и завязалась кровавая сеча. К утру на помощь отряду подоспел Добрыня, а чтобы отвлечь мятежников, велел для острастки зажечь несколько домов. Испуганные новгородцы отступили и запросили перемирия. После этих событий и зародилась присказка, что «Новгород крестили Путята мечом, а Добрыня огнём». В советские же учебники истории поговорка эта вошла в усечённом виде.

Но даже после всеобщего крещения на Руси долгое время процветало двоеверие: вера в Спасителя мира Христа тесно переплелась с различными языческими суевериями, постепенно приобретающими христианскую окраску. Это двоеверие сохранилось и до сих пор, а в последние годы, благодаря невежеству большинства российских СМИ, расцвело ярким языческим цветом. Здесь и «традиционные гадания» на Рождество и Крещение, и «четверговая соль», и заговоры, и «порча», и «сглаз», и многое другое. Особенно много суеверий существует по поводу крещенской воды. Согласно православному учению любая церковная святыня — это не палочка-выручалочка, автоматически исполняющая любые пожелания. Чтобы святыня на самом деле помогла, нужно не только относиться к ней соответствующим образом, но ещё и духовно потрудиться. А трудиться духовно Бог предлагает всегда, о чём и говорится в следующей притче.

Одной женщине приснился сон, что она зашла в магазин и увидела, что за прилавком стоит Господь Бог.

— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.

— Да, это Я, — ответил Бог.

— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.

— У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.

— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

— И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

— Да, это всё, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: