Новосибирск -0.4 °C

Полвека «Вечёрке»: год 1967-й

18.01.2008 00:00:00

Скоро исполнится 50 лет, как вышел в свет первый номер газеты «Вечерний Новосибирск». Все эти годы журналисты старались подробно рассказывать о жизни родного города, о его успехах или проблемах. Многие традиции, заложенные еще первыми «вечерошниками», живы до сих пор.

Уже с первых лет своей жизни газета начала знакомить горожан с историей родного города. Рассказы об известных новосибирцах, об историческом прошлом предприятий, учреждений культуры, о памятных местах всегда были интересны жителям Новосибирска. И сегодня в «Вечёрке» присутствуют две постоянные исторические рубрики: «Далёкое — близкое» и «Исторические прогулки».

В 1967 году материалы по истории выходили под рубрикой «Летопись родного города». Автор К. Нечаев регулярно рассказывал нам о знакомых с детства, родных и любимых улицах, площадях Новосибирска.

Летопись родного города

Имени Гарина-Михайловского

Перед главным новосибирским вокзалом, на возвышенном месте, раскинулась широкая, красивая площадь имени Гарина-Михайловского — инженера-путейца и писателя, передового человека своего времени.

Имя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского особенно дорого нам, новосибирцам. Это он выбрал место для строительства железнодорожного моста через Обь и тем самым положил начало нашему городу. Он говорил: «Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас!»

Площадь Гарина-Михайловского — ровесница железнодорожной магистрали. Она видела первые поезда и слышала гудки первых паровозов, повторявшихся многоголосым эхом в сосновом бору, который окружал площадь. Потом его вырубили.

Раньше площадь называлась Вокзальной, здесь стояла деревянная церковь, к западу от нее тянулись торговые ряды. Тут находился хлебный и квасной киоск И. Шеина, содержавшийся на средства Обской группы РСДРП. Основная задача И. И. Шеина была принимать с прибывающих поездов нелегальную литературу и передавать ее по назначению.

В 1905 году на площади собирались митинги железнодорожников. В 1908 году по ней иногда прогуливался молодой революционер Сережа Костриков (С. М. Киров). На площади жили его приятели, к которым он заходил.

Старые железнодорожники рассказывают:

…Однажды Сергей Миронович попросил новониколаевских большевиков подыскать безопасное место для собрания деповской молодежи. И через некоторое время спрашивает: «Ну, как? Нашли место?» Одни говорят: «На Второй Ельцовке будет хорошо». Другие: «На Обских островах никого нет». Третьи советуют: «Безопаснее всего собрание провести в лодках на Оби».

Тогда Сергей Миронович в ответ: «Ладно! Я нашел место для собрания. Только говорить придется шепотом». «Где, где?» — спрашивали большевики.

«В вокзальной церкви, на хорах (на открытой галерее, в верхней части храма), там закроемся и проведем собрание», — сказал с улыбкой Киров. И правда, однажды в воскресенье провели. В церкви шла служба, а на хорах — собрание…

На площади в старое время было много кабаков. Их называли еще «питейными заведениями», где торговали хмельными напитками «распивочно и навынос».

К югу от храма размещался дом кондукторского резерва, или «дежурная». Дом был огорожен забором, тянувшимся до «общественного собрания» (теперь Дом культуры железнодорожников). У забора стояли легковые извозчики. Здесь же, при выходе со станции на площадь, высился огромный рекламный щит с красочными объявлениями, кто из новониколаевских купцов чем торгует-промышляет. Было и такое: «Принимаю солить и коптить монахов». Местный живописец не поставил точку перед фамилией предпринимателя. Так и торчала эта вывеска целые годы.

Видела площадь и многолюдную демонстрацию трудящихся в конце мая 1918 года, когда хоронили красногвардейцев из отряда имени Карла Маркса — первых жертв контрреволюционного мятежа.

Во время восстания рабочих перед вступлением в город Красной Армии над площадью свистели пули и развевалось красное знамя.

Теперь бывшую Вокзальную площадь не узнать, она стала шире, чище, светлее. Вместо дореволюционной станционной «избушки» выстроен красавец-вокзал. В его многочисленные залы можно пройти через мостовые переходы прямо к площади. Широкая и пологая лестница спускается к первому его этажу. Для выхода на перрон устроены туннели и виадуки.

На здании вокзала укреплена мемориальная доска о том, что на станции Обь был В. И. Ленин, а в читальном зале есть уголок, где экспонирована фотокопия письма Владимира Ильича к матери, М. А. Ульяновой, написанного на станции Обь 2 марта 1897 года.

Новый вокзал построен в 1932 году. Здание станции Обь находилось против левого крыла нынешнего вокзала на первых четырех путях.

Площадь Гарина-Михайловского — это ворота в город. На восток от нее протянулась улица Челюскинцев, на юг и север — улица Ленина, на запад — Вокзальная. Давно снесены здесь деревянные хибары. На их месте выросли многоэтажные дома.

Площадь украшена скверами. Отсюда расходятся во все концы города трамваи, троллейбусы, автобусы, такси. Никогда не затихает здесь жизнь.

К. НЕЧАЕВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: