Книга Геннадия Прашкевича вошла в восьмёрку лучших книг России 2007 года по рейтингам «Книжного обозрения»
«Красный сфинкс» это история русской фантастики со времен князя Одоевского до конца XX века. У книги счастливая судьба: она уже получила премию «Золотой кадуцей» в Харькове, собрала много серьезных отзывов по всей стране. В том числе в «Политическом журнале» Государственной думы. Что, казалось бы, может заинтересовать Думу в отечественной фантастике? Дело в том, что «Красный сфинкс» это не просто история фантастики, а, своеобразная попытка представить историю страны через призму жанра
Под одной обложкой здесь собраны биографические очерки о ведущих
Три кита отечественной фантастики
Конечно, говорит Прашкевич, русская фантастика начинается не с Одоевского, и не с Сенковского (барон Брамбеус), и уж тем более не с Алексея Толстого, а гораздо раньше. Но основу современной фантастики в России определили именно эти три человека. Одоевский своей знаменитой утопией
Среди фантастов, к истории которых обращается автор, Николай Гоголь, Валерий Брюсов, Константин Циолковский, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Михаил Булгаков
С некоторыми из утверждений, конечно, можно поспорить. Все же и Булгакова, и Платонова, да и Гоголя привычнее относить
Интересна и история классика сибирской литературы Вивиана Итина автора «Страны Гонгури». (Кстати, именно Итин на заседании крайкома придумал нашему городу название «Новосибирск»).
Мы живем в истории, неважно, какую роль мы в ней играем, большую, или ничтожную, говорит Прашкевич. Мы сталкиваемся с людьми, которые велики или ничтожны в своих проявлениях
Изучение биографий интересных людей, чем Прашкевич занимается уже много лет, позволило ему определиться с наиболее близким ему принципом историзма. Его интересуют, прежде всего, судьбы людей, вокруг которых сплетаются многие исторические события, на которых замыкаются многие деяния, так или иначе повлиявшие на исторические процессы. Именно по такому принципу построен его небольшой роман
«Красный сфинкс» построен на том же принципе. Отдельные биографии или даже фрагменты из них иногда позволяют увидеть в исторической эпохе такие подробности, которые стоят многих исторических томов. Пример такой судьбы судьба
Личный писатель Сталина
В декабре 1940 года Сталин получил странное письмо. «Дорогой Иосиф Виссарионович! писал неизвестный корреспондент, укрывшийся под псевдонимом Кулиджары. Каждый великий человек велик
«Я беру перо в руки, сообщал Сталину загадочный Кулиджары, чтобы восполнить этот пробел. Я буду писать только для Вас, не требуя для себя ни орденов, ни гонорара, ни почестей, ни славы. Возможно, что мои литературные способности не встретят Вашего одобрения, но за это, надеюсь, Вы не осудите меня, как не осуждают людей за рыжий цвет волос или за выщербленные зубы. Отсутствие талантливости я постараюсь заменить усердием, добросовестным отношением к принятым на себя обязательствам »
«Вы никогда не узнаете моего настоящего имени, заканчивал автор письма. Но я хотел бы, чтобы Вы знали, что есть в Ленинграде один чудак, который своеобразно проводит часы своего досуга создает литературное произведение для единственного человека »
К письму была приложена рукопись фантастической повести «Небесный гость» о госте с Марса, посетившем советское государство. Сталину повесть не понравилась, слишком уж смело неизвестный автор критиковал новый формирующийся в СССР строй, да Сталин и вообще не любил фантастику Загадочный корреспондент был вычислен, арестован и осужден на 10 лет с последующим поражением в правах После лагерей «личный писатель» Сталина вернулся к литературному труду. В 1956 году был реабилитирован. А рукопись «Небесного гостя» была передана из архива НКВД в Союз писателей. И даже увидела свет Такая вот история, собравшая в себя весь ужас и всю анекдотичность великой эпохи Такой «красный сфинкс»
Почему, кстати, книга названа «Красным сфинксом»?
Литература загадывает гораздо больше загадок, чем дает ответов, говорит писатель, тем более литература фантастическая. А почему «красный»? Может, потому, что 80% нашей фантастики создано в советское время, и красная эпоха не могла не бросить своего отблеска на судьбы и сюжеты
Писатель уже получил предложение о переводе «Красного сфинкса» на английский язык от Американского комитета по культуре. Историей фантастики заинтересовался Московский университет. Есть предложение от нескольких издательств написать историю мировой фантастики
Геннадий Прашкевич, между тем, уже успел написать историю новой российской фантастики начала XXI века «Человек цели». Надо полагать, и в этой книге будет много шокирующего и откровенного .