Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Услуга, предоставляемая языком?

25.01.2008
Обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал.

Татьяна Короткова в свое время написала в «Литературке»: «В последнее время происходит замещение понятий: школа как учреждение, формирующее личность, подменяется учреждением, чьи функции ограничиваются лишь накачиванием мышечной массы да вбиванием в детские головы мегабайт информации. Ничего личного, доброжелательного, идущего от учителя к ученику, и наоборот».

Я думаю, что она совершенно права, причем само понятие «образование» теряет свой смысл. Ведь его значение идет от слова «образовывать», т.е. создавать, делать чем-то определенным, формировать. К сожалению, обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал. Да еще добавилось представление об услуге. Информируя, учитель «осуществляет образовательную услугу», как продавец — продавательную, повар — пищеварительную, таксист — перевозительную, юморист — смеховызывательную.

Незадача состоит в том, что образование, во-первых, — не просто передача информации, а, во-вторых, — не услуга.

Так, например, роман «Война и мир» — это не «информация о военных действиях 1812 года». Это что-то совсем другое. Это разговор о жизни. Так же, как стихотворение «Мело, мело по всей земле…» — это тоже не сообщение о том, что на всей земле была метель.

Да и услуга — нечто отличное от того, что происходит на настоящем уроке, когда учитель заставляет думать, открывая новые горизонты, читая вместе с ребятами великую книгу живой природы, гениальных прозрений… Неужели учитель истории осуществил платную услугу, привив ученикам любовь к своему предмету? Сколько заплатили, настолько полюбили?

Но, как это ни грустно, в действительности происходит то, что происходит. Снижение статуса учителя и система тестов толкают к тому, чтобы воспринимать любой предмет лишь как объем определенной информации. Натаскивание вместо понимания становится доминирующей формой обучения. Его, натаскивания, элементы всегда были — вопрос в объеме. Никогда раньше так не цвели репетиторы и не было такого количества тестов, завершением чего является ЕГЭ.

Если мы говорим об Учителе с большой буквы, вряд ли кто-то скажет, что он оказывает услуги с помощью языка. А если учитель — наемный рабочий, за плату передающий клиенту определенное количество информации, то он всего лишь часть технологического процесса, называемого обществом, начиная от врача-акушера и кончая агентом ритуальных услуг.

Вопрос в том, куда ведет такая идеология раннего капиталистического общества? А последствия вполне реальны и вполне отрицательны. Мой опыт преподавателя показывает, что ребята способны к воспроизводству довольно сложных текстов без всякого их понимания. А при этом знания по литературе, по истории и т.д. находятся на уровне, близком к нулю.

Один маленький пример. В письменном ответе на вопрос о деятелях культуры раннего и высокого Возрождения я обнаружил примерно у двух десятков студентов имя «Петрарку» вместо «Петрарка». На мой вопрос, почему они его превратили в румына, последовал ответ, что так в пособии. Действительно, там стояло «Италия дала миру Данте Алигьери, Петрарку, Боккаччо…» Как написано, так и воспроизведено.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
22.01.2020 Видео
21 января 95 лет назад в Новосибирске открыли Дом Ленина - тогда одно из первых высотных зданий в городе на Оби. Здесь сначала звучали коммунистические лозунги и предложения переименовать Новониколаевск в Новосибирск, а затем монологи героев пьес «Недоросль» Фонвизина и «Снежной королевы» Шварца. С конца 30-х годов камерный зал сегодняшней филармонии стал местом, где царит большое искусство, а не политика.
Объятий офлайн в Новосибирске не наблюдается во всемирный День объятий 2020. Только соцсети завалены смешными стикерами-«обнимашками». Врачи уверены - для хорошего самочувствия человеку надо обниматься от четырех до восьми раз в день. Объятия повышают уровень гормонов и гемоглобина.
Бердские колясочники провели тестирование рынка на предмет доступности для маломобильных людей. Претензии по поводу его «непроходимости» подтвердились: лифт был на подзарядке, пандусы скользили. А одного из мужчин пришлось спускать со второго этажа на коляске с помощью веревки.
Герб Искитима, утвержденный в 2006 году, стал причиной насмешек россиян. Несведущих пользователей Сети рассмешили бобры-строители. Также споры вызвал инструмент в лапах животных – мастерок это или шпатель.
22.01.2020
Несмотря на подорожание проезда, популярность новосибирского метрополитена выросла – в прошлом году подземкой воспользовалось 84,5 млн пассажиров. В 2018 году прокатились под землей 83,1 млн человек. Возможно, рост пассажиропотока связан с растущими заторами на дорогах областного центра.
21.01.2020 Жилье. ДОМ
С января 2020 года жители сельской местности могут получить ипотеку по ставке до 3% годовых, сообщили в региональном минсельхозе. Новая мера поддержки реализуется банками в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
x^