Новосибирск -0.6 °C

Услуга, предоставляемая языком? от 25.01.2008

25.01.2008 00:00:00

Татьяна Короткова в свое время написала в «Литературке»: «В последнее время происходит замещение понятий: школа как учреждение, формирующее личность, подменяется учреждением, чьи функции ограничиваются лишь накачиванием мышечной массы да вбиванием в детские головы мегабайт информации. Ничего личного, доброжелательного, идущего от учителя к ученику, и наоборот».

Я думаю, что она совершенно права, причем само понятие «образование» теряет свой смысл. Ведь его значение идет от слова «образовывать», т.е. создавать, делать чем-то определенным, формировать. К сожалению, обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал. Да еще добавилось представление об услуге. Информируя, учитель «осуществляет образовательную услугу», как продавец — продавательную, повар — пищеварительную, таксист — перевозительную, юморист — смеховызывательную.

Незадача состоит в том, что образование, во-первых, — не просто передача информации, а, во-вторых, — не услуга.

Так, например, роман «Война и мир» — это не «информация о военных действиях 1812 года». Это что-то совсем другое. Это разговор о жизни. Так же, как стихотворение «Мело, мело по всей земле…» — это тоже не сообщение о том, что на всей земле была метель.

Да и услуга — нечто отличное от того, что происходит на настоящем уроке, когда учитель заставляет думать, открывая новые горизонты, читая вместе с ребятами великую книгу живой природы, гениальных прозрений… Неужели учитель истории осуществил платную услугу, привив ученикам любовь к своему предмету? Сколько заплатили, настолько полюбили?

Но, как это ни грустно, в действительности происходит то, что происходит. Снижение статуса учителя и система тестов толкают к тому, чтобы воспринимать любой предмет лишь как объем определенной информации. Натаскивание вместо понимания становится доминирующей формой обучения. Его, натаскивания, элементы всегда были — вопрос в объеме. Никогда раньше так не цвели репетиторы и не было такого количества тестов, завершением чего является ЕГЭ.

Если мы говорим об Учителе с большой буквы, вряд ли кто-то скажет, что он оказывает услуги с помощью языка. А если учитель — наемный рабочий, за плату передающий клиенту определенное количество информации, то он всего лишь часть технологического процесса, называемого обществом, начиная от врача-акушера и кончая агентом ритуальных услуг.

Вопрос в том, куда ведет такая идеология раннего капиталистического общества? А последствия вполне реальны и вполне отрицательны. Мой опыт преподавателя показывает, что ребята способны к воспроизводству довольно сложных текстов без всякого их понимания. А при этом знания по литературе, по истории и т.д. находятся на уровне, близком к нулю.

Один маленький пример. В письменном ответе на вопрос о деятелях культуры раннего и высокого Возрождения я обнаружил примерно у двух десятков студентов имя «Петрарку» вместо «Петрарка». На мой вопрос, почему они его превратили в румына, последовал ответ, что так в пособии. Действительно, там стояло «Италия дала миру Данте Алигьери, Петрарку, Боккаччо…» Как написано, так и воспроизведено.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: