Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Услуга, предоставляемая языком?

25.01.2008
Обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал.

Татьяна Короткова в свое время написала в «Литературке»: «В последнее время происходит замещение понятий: школа как учреждение, формирующее личность, подменяется учреждением, чьи функции ограничиваются лишь накачиванием мышечной массы да вбиванием в детские головы мегабайт информации. Ничего личного, доброжелательного, идущего от учителя к ученику, и наоборот».

Я думаю, что она совершенно права, причем само понятие «образование» теряет свой смысл. Ведь его значение идет от слова «образовывать», т.е. создавать, делать чем-то определенным, формировать. К сожалению, обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал. Да еще добавилось представление об услуге. Информируя, учитель «осуществляет образовательную услугу», как продавец — продавательную, повар — пищеварительную, таксист — перевозительную, юморист — смеховызывательную.

Незадача состоит в том, что образование, во-первых, — не просто передача информации, а, во-вторых, — не услуга.

Так, например, роман «Война и мир» — это не «информация о военных действиях 1812 года». Это что-то совсем другое. Это разговор о жизни. Так же, как стихотворение «Мело, мело по всей земле…» — это тоже не сообщение о том, что на всей земле была метель.

Да и услуга — нечто отличное от того, что происходит на настоящем уроке, когда учитель заставляет думать, открывая новые горизонты, читая вместе с ребятами великую книгу живой природы, гениальных прозрений… Неужели учитель истории осуществил платную услугу, привив ученикам любовь к своему предмету? Сколько заплатили, настолько полюбили?

Но, как это ни грустно, в действительности происходит то, что происходит. Снижение статуса учителя и система тестов толкают к тому, чтобы воспринимать любой предмет лишь как объем определенной информации. Натаскивание вместо понимания становится доминирующей формой обучения. Его, натаскивания, элементы всегда были — вопрос в объеме. Никогда раньше так не цвели репетиторы и не было такого количества тестов, завершением чего является ЕГЭ.

Если мы говорим об Учителе с большой буквы, вряд ли кто-то скажет, что он оказывает услуги с помощью языка. А если учитель — наемный рабочий, за плату передающий клиенту определенное количество информации, то он всего лишь часть технологического процесса, называемого обществом, начиная от врача-акушера и кончая агентом ритуальных услуг.

Вопрос в том, куда ведет такая идеология раннего капиталистического общества? А последствия вполне реальны и вполне отрицательны. Мой опыт преподавателя показывает, что ребята способны к воспроизводству довольно сложных текстов без всякого их понимания. А при этом знания по литературе, по истории и т.д. находятся на уровне, близком к нулю.

Один маленький пример. В письменном ответе на вопрос о деятелях культуры раннего и высокого Возрождения я обнаружил примерно у двух десятков студентов имя «Петрарку» вместо «Петрарка». На мой вопрос, почему они его превратили в румына, последовал ответ, что так в пособии. Действительно, там стояло «Италия дала миру Данте Алигьери, Петрарку, Боккаччо…» Как написано, так и воспроизведено.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
28.05.2020
Обучая ребят правильному написанию русских слов, преподаватель сузунской школы Людмила Никитина разработала свою систему алгоритмов. «Это немножко из математики, — смеется она, — но помогает. Например, задумавшись, сколько букв «Н» написать в суффиксе, ученик начинает логически размышлять: от какого слова образовано, если от существительного – то одна логика, если от глагола – другая. И в конце своих размышлений сам же и приходит к выводу, как правильно писать. И такие алгоритмы применяются ко всем правилам русского языка».
Разгар пандемии коронавируса Covid-19 - все закупаются масками, перчатками и антисептиками. Однако не менее важно укреплять здоровье и снижать восприимчивость к вирусам изнутри. Разумеется, можно принимать витамины для поддержки иммунной системы. А можно совместить приятное с полезным и употреблять в пищу продукты с богатым минеральным составом.
Откуда такая разница в статистике смертей от коронавируса в России и странах Европы и США? Как соблюдают карантинные меры жители США – страны с наибольшим числом заболевших COVID-19 в мире? Ждать ли новую «Великую депрессию»?
Новосибирские пограничники отмечают свой праздник 28 мая, несмотря на коронавирус и полицию. В сквере 40 лет Победы на Дуси Ковальчук собрались более 100 человек в зеленых фуражках с флагами погранвойск, чтобы возложить цветы и встретиться с сослуживцами. Прибывшие полицейские не стали разгонять пограничников.
Совещание о ходе реконструкции второй взлетно-посадочной полосы на территории аэропорта «Толмачево» провел губернатор Андрей Травников 28 мая. Глава региона подчеркнул, что работы по реконструкции крупнейшего хаба Сибири идут полным ходом даже во время эпидемии коронавируса.
Сразу 103 новых заболевших COVID-19 найдено за сутки 28-29 мая в Новосибирской области. Общий показатель разом подскочил почти до 2600 инфицированных.
x^