Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Услуга, предоставляемая языком?

25.01.2008
Обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал.

Татьяна Короткова в свое время написала в «Литературке»: «В последнее время происходит замещение понятий: школа как учреждение, формирующее личность, подменяется учреждением, чьи функции ограничиваются лишь накачиванием мышечной массы да вбиванием в детские головы мегабайт информации. Ничего личного, доброжелательного, идущего от учителя к ученику, и наоборот».

Я думаю, что она совершенно права, причем само понятие «образование» теряет свой смысл. Ведь его значение идет от слова «образовывать», т.е. создавать, делать чем-то определенным, формировать. К сожалению, обычно с понятием образования связывают представление о передаче информации: человечек пришел в школу, чтобы учитель его информировал. Да еще добавилось представление об услуге. Информируя, учитель «осуществляет образовательную услугу», как продавец — продавательную, повар — пищеварительную, таксист — перевозительную, юморист — смеховызывательную.

Незадача состоит в том, что образование, во-первых, — не просто передача информации, а, во-вторых, — не услуга.

Так, например, роман «Война и мир» — это не «информация о военных действиях 1812 года». Это что-то совсем другое. Это разговор о жизни. Так же, как стихотворение «Мело, мело по всей земле…» — это тоже не сообщение о том, что на всей земле была метель.

Да и услуга — нечто отличное от того, что происходит на настоящем уроке, когда учитель заставляет думать, открывая новые горизонты, читая вместе с ребятами великую книгу живой природы, гениальных прозрений… Неужели учитель истории осуществил платную услугу, привив ученикам любовь к своему предмету? Сколько заплатили, настолько полюбили?

Но, как это ни грустно, в действительности происходит то, что происходит. Снижение статуса учителя и система тестов толкают к тому, чтобы воспринимать любой предмет лишь как объем определенной информации. Натаскивание вместо понимания становится доминирующей формой обучения. Его, натаскивания, элементы всегда были — вопрос в объеме. Никогда раньше так не цвели репетиторы и не было такого количества тестов, завершением чего является ЕГЭ.

Если мы говорим об Учителе с большой буквы, вряд ли кто-то скажет, что он оказывает услуги с помощью языка. А если учитель — наемный рабочий, за плату передающий клиенту определенное количество информации, то он всего лишь часть технологического процесса, называемого обществом, начиная от врача-акушера и кончая агентом ритуальных услуг.

Вопрос в том, куда ведет такая идеология раннего капиталистического общества? А последствия вполне реальны и вполне отрицательны. Мой опыт преподавателя показывает, что ребята способны к воспроизводству довольно сложных текстов без всякого их понимания. А при этом знания по литературе, по истории и т.д. находятся на уровне, близком к нулю.

Один маленький пример. В письменном ответе на вопрос о деятелях культуры раннего и высокого Возрождения я обнаружил примерно у двух десятков студентов имя «Петрарку» вместо «Петрарка». На мой вопрос, почему они его превратили в румына, последовал ответ, что так в пособии. Действительно, там стояло «Италия дала миру Данте Алигьери, Петрарку, Боккаччо…» Как написано, так и воспроизведено.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Как известно, язык приспосабливается под запросы большинства его носителей. Накануне Дня славянской письменности редакция VN.ru изучила, какие новые словоформы появились в нашей речи с приходом эры интернета, и с чем это может быть связано. «Дружочек», «пивасик», «годовасик» и «человечек» - мы собрали слова, от которых начинается нервный тик.
Торжественное награждение финалистов областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года»-2019 второй раз прошло в Новосибирске. Лучшим воспитателем жюри признало музыкального руководителя Анну Петрову из детского сада №21 Новосибирска.

Носятся по этажам, выбегают на недостроенные балконы, кидают сверху мусор – дети на Затулинском жилмассиве Новосибирска облюбовали для игр недостроенную высотку, сообщили местные СМИ. Этим заинтересовались в прокуратуре.
Мама-утка бросила выводок птенцов у Димитровского моста в Новосибирске. Как пояснили эксперты, птица испытала большой стресс из-за автотранспорта и потому улетела. Утят пришлось спасать волонтерам.
«До сих пор не могу поверить, что все это происходит с моей семьей», - говорит Александр Охотин, 25-летний житель Бердска Новосибирской области. Он стал знаменит в одночасье после скандала с начмедом бердской ЦГБ Надеждой Шахатовой.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.