Новосибирск 3.3 °C

С лицом и без лица, но с характером

26.01.2008 00:00:00

В выставочных залах Новосибирского Союза художников России открылась международная выставка авторской куклы ручной работы «Чудное творенье»

Что за выставка такая?

Здесь собрались куклы не только из российских городов, но и из Германии, Израиля, США, Японии. Все они разные — грустные и смешные и непременно отражают мир каждого кукольника.

Они все с характером. Если современные сравнить с более ранними (которые в основном были безликие, только для детской игры), то можно увидеть, что сейчас кукла становится более социальной и отражает время, мир, который окружает, и все изменения в нем происходящие. Так сказать, несут исторический подтекст. Кроме того, они многое могут рассказать не только о себе, но и об авторе. Каждая кукла похожа на кукольника. Это, говорят знатоки, вполне нормально. Ведь художники-модельеры рисуют эскизы, то лица моделей непременно изображают похожими на себя. Хотя есть еще куклы, которые делают на заказ. На выставке они тоже есть — из частных коллекций. В этом случае получается портретное сходство с заказчиком. Это тоже новое явление в кукольном мире. Вот, например, авторская кукла Ксении Макашовой «Бальзаковский возраст» — очень похожа на свою хозяйку. Такие куклы, как правило, остаются в семье: пусть потомки смогут увидеть свою бабушку в молодости (бальзаковский возраст — понятие растяжимое).

— Это очень красивое, современное и относительно молодое для Новосибирска искусство, — рассказывает Александр Сухоруков, организатор выставки. — Чтобы собрать все куклы, потребовалось около четырех месяцев. В Новосибирске Москве, Омске, Тюмени, Барнауле, Новокузнецке, Красноярске, Горно-Алтайске, Томске уже есть свои кукольные школы. На выставке представлены все образцы таких кукол. При этом авторы использовали самые разные материалы: ситец, папье-маше, акриловый камень, дерево, пластик и фарфор. Давние традиции кукла имеет за рубежом. Многие работы можно приобрести, цены разные, но не низкие. Дорогое удовольствие, но и работа того стоит.

Людмила Соловьянова (художник-модельер, член Союза дизайнеров России, председатель жюри) говорит, что в России действительно возрождается кукольное искусство, которое было в забвении в советские годы.

— Наблюдаются большие перемены в создании кукол. Вот, допустим, электронные куклы от томичей могут служить не только для радости, но и для рекламных целей. Например, этот нищий очень правдоподобно сидит и разговаривает. Он «работает» в томском ресторане, завлекая и развлекая публику. Есть даже такие сведения, что эта электронно-механическая кукла окупилась, так как в кружку нищего часто дают немалые деньги подвыпившие щедрые гости заведения. Такая кукла может себя показать на выставках и ярмарках, а заодно привлечь посетителей, поскольку несет еще информационную нагрузку.

А отличаются ли российские куклы от иностранных? На этот вопрос Людмила Соловьянова ответила кратко: «Наша кукла несет некоторую грусть-печаль. В ней нет спокойствия, удовлетворенности и безмятежности, как у импортных кукол. А у иностранок нет такой разносторонней информации, которая идет от русских кукол».

Кукольные мастерские

Большой популярностью на выставке пользуются говорящие куклы. Возле них подолгу стоят и слушают не только ребятишки, но и взрослые. Хочешь праздника в будни — сходи на выставку. Вот развеселый диджей и вполне довольный жизнью нищий. Эффектная секретарша очень занята работой… Эти куклы делает целая команда умельцев в «Аниматронике» (томский инженерный театр). Лица и руки кукол-актеров создает скульптор из сибирского кедра, сценарист пишет для них оригинальные монологи, а под их образ и поведение инженеры придумывают уникальные механизмы. Такие куклы, как мы уже говорили, успешно работают на выставочных стендах, музейных экспозициях, поражают оригинальностью в качестве VIP-подарков, оживляют пространство витрин и украшают художественные галереи.

У современных авторских кукол Ксении Макашевой (Новосибирск) прототипов у нет. Как она сказала в одном интервью, «идеи берутся из головы». Ее кукла может родиться от запаха, цвета, кусочка ткани. «Но у каждой есть история, свои хитрости — может быть, скобка на зубах или билетики в кармане». Считает, что делать эскиз — значит, дарить часть замысла бумаге. Каждую свою куклу держит, так сказать, в голове. Хотя в процессе работы она может чуть-чуть измениться. Бывает, шьет ей одежду, но ни та, ни другая просто не подходит. Приходится перешивать, подбирать другой фасон, цвет, материал. Кукла всегда диктует свое.

Традиции русских кукольных мастеров без труда можно отыскать на выставке. Такие куклы с другими уж никак не перепутаешь.

Еще одна наша землячка Екатерина Абрамова создает именно русские тряпичные куклы. При изготовлении использует только простые хлопковые ткани. Это традиционно. Русская тряпичная кукла бывает узелковая, столбушка либо скрутка и мешочек (его набивают тканью или ватой и потом пришивают ручки и ножки).

— Многие русские куклы безликие, — рассказывает она. — Потому как раньше (в старину) лицо не рисовали. Мастерицы говорили, что, не дай бог, на кого похожа будет. Да и зачем чужие глаза и уши в доме? Чтобы не подглядывали, да не подслушивали. Мои куклы — игровые, для детей предназначенные. А вот куклы-обереги делали в старину с молитвой и ставились в красный уголок или на печь. И когда такая кукла выполняла свою функцию, то они сжигались или хоронились. Их делали очень простыми.

Екатерина говорит, что кукол (если уж занялись) нужно делать много и на любой вкус, чтобы выработать свою технику. Ведь каждый мастер вносит свою изюминку. На ее куклах только костюмы старообрядцев Сибири. Вот, например, синий сарафан — его носили кержатские девушки, зеленый с передником — забайкальские. А занялась она этим делом (преподает в центре детского творчества «Содружество»), чтобы донести до детей технику выполнения народного костюма. Ткани все простые, а вот пояса — тканые вручную. Все ее куклы живут дома — около 300 в коллекции. Живут кто где. Одни на полках стоят, другие — в сундуках.

— Такие игрушки учат детей взрослой жизни, а взрослых возвращают в детство, — считает Екатерина Абрамова. — Когда человек их делает, то как бы мягче становится. Чем дольше ребенок играет в куклы — тем лучше. Когда на Руси невесты еще бегали в сарафанах, то, приходя женой в дом жениха, приносили и корзинку с куклами. Свекровь отмечала, что это хороший знак, — значит, невестка будет отличной матерью и хозяйкой. Думаю, что все пластиковые куклы — холодные. Такие не прижмешь к себе, как тряпичные. Все остальные куклы для меня — «барби». Такими только любоваться будешь, а не играть. Но посмотреть и на них полезно — есть чему поучиться. Первым делом шью сарафан, а потом и куклу мастерю, после лицо вышиваю и приговариваю: «Ну надо же, какая глазастенькая получилась!» Но больше люблю безликие куклы, ведь и сарафаном можно характер показать, а не только выражением лица. Человек с плохим настроением быстро куклу не сделает, но отойдет, успокоится, и тогда все получается.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: