Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Не роняйте автора!

31.01.2008
Впервые за последние пятнадцать лет в Новосибирской филармонии прошел сольный концерт мастера художественного слова. Рассказы Чехова и Зощенко читал актер Алексей Терехов.

Впервые за последние пятнадцать лет в Новосибирской филармонии прошел сольный концерт мастера художественного слова. Рассказы Чехова и Зощенко читал актер Алексей Терехов.

Алексей Терехов: для концерта — строгий костюм, для беседы с журналистом — весёлая тельняшка

Профессию эту — мастер художественного слова — впору назвать экзотической или даже исчезающей. Нельзя ведь считать художественным чтением натужные кривляния на телеэкранах, с надуванием щек и размахиванием рук, представителей племени так называемых юмористов и сатириков. Эти стремятся во что бы то ни стало уморить публику пошлостью, удушить ее сарказмом, отвлечь от размышлений… Потому и шутки их чаще всего примитивные. А люди старшего поколения еще помнят, наверное, замечательные выступления таких чтецов, как Дмитрий Журавлев, Рафаэль Клейнер.

Концерт прошел в уютной музыкальной гостиной филармонии, вмещающей сто человек. На сцену вышел симпатичный молодой человек в строгом костюме, с бабочкой, поклонился и приятным звучным голосом начал: «Антон Чехов. «Скрипка Ротшильда«. Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно…»

После концерта мы побеседовали с Алексеем Тереховым. Он легко и искренне говорит о серьезных вещах, ироничен по отношению к себе, любит шутку. Рассказал, что окончил в 1991 году школу N 131 и поступил в Новосибирское театральное училище. В 1995 году с актерским дипломом пришел в филармонию и с тех пор в ее штате — мастер художественного слова.

— Прежде всего, нужно отметить миссионерский характер нашей работы, — говорит Алексей. — Меня всегда учили, что мастер художественного слова — это посредник между классиком и народом. Не уронить автора, донести до слушателя именно те слова, те интонации, что заложены в произведении,- наш долг. А если учесть, что большую часть времени мы проводим в школах, среди детей, которые впервые знакомятся с литературой, это миссионерское начало возрастает. Ведь все наши любимые книги — родом из детства. Если у ребенка возникнет интерес и уважение к классической литературе, он сохранит их и в последующие годы.

— Вот не думал, что чтецы филармонии большую часть концертов проводят в школах!

— Конечно! Была в семьях когда-то замечательная традиция — читать вслух книги любимых писателей, обсуждать их. Ведь слово сделало троглодитов людьми, вывело их из пещер, научило строить города. В основе прогресса — слово. Но, увы, технический прогресс не всегда благо: телевизор, компьютер, музыкальный центр, а теперь и сотовый телефон с его удивительными возможностями отнимают у детей все время, остающееся от школьных занятий. У их родителей зачастую те же способы времяпрепровождения. Мы пытаемся восполнить эту брешь в воспитании.

В музыкально-литературном отделе филармонии чуть больше двадцати человек, из них чтецов — шестеро. Наши руководители — Александр Феодосьевич Сперанский и Михаил Иванович Путинцев — планируют работу со школами, и мы выезжаем в соответствии с абонементами на концерты. Мой непосредственный руководитель, лектор-искусствовед Нина Петровна Максимченко работает в тесном контакте с учителями русского языка и литературы. Изучают в школе, например, «Войну и мир«, я читаю ребятам отрывок из «Хаджи-Мурата». То есть мы стараемся не повторять обязательную школьную программу, а давать дополнительные произведения из этого же ряда.

— Работы много? Устаете?

— В месяц получается около двадцати концертов. Но, честно говоря, хотелось бы иметь их больше. Сейчас в моем репертуаре около шестидесяти произведений, рассчитанных на восемь-десять минут каждое, то есть практически я могу читать наизусть классику десять часов кряду. Время есть, опыт есть, желания хоть отбавляй. А так, поскольку ставки оплаты невысокие, приходится трудиться еще в двух местах.

— Где?

— Одна работа связана с моей профессией: веду уроки актерского мастерства в муниципальном учреждении дополнительного образования. А другая — одна из самых массовых ныне среди дееспособных российских мужчин и очень серьезная: охранник-наблюдатель. Сижу за мониторами, слежу за сохранностью имущества — каждую третью ночь.

 — А как вообще живут в Новосибирске молодые актеры?

— На наш курс поступили в свое время двадцать восемь человек. За годы учебы пятнадцать из них покинули училище: поняли, что оказались там случайно, сгоряча. Из оставшихся тринадцати еще несколько человек позднее занялись другими делами, где платят весомее. Актерам всегда платили мало, еще Чехов писал: «Знаете что, девицы и вдовы? Не выходите вы замуж за этих артистов! «Цур им и пек, этим артистам!«, как говорят хохлы».

Правильно, цур нам и пек… Как живется? Вот я на своих трех работах в месяц получаю около пятнадцати тысяч рублей, восемь из них плачу за съемную квартиру. Жена — учительница физкультуры… Растет малыш, детский садик. Перспектив купить свое жилье, с нашими-то доходами, никаких. За двенадцать лет я дорос до тринадцатого разряда, когда-нибудь, возможно, дадут и четырнадцатый. Сейчас, кстати, новичкам сразу дают двенадцатый. Не жалуюсь и не ною — просто объясняю, особенно тем мальчишкам и девчонкам, которые мечтают об актерской славе. Не обольщайтесь: сильным мира сего наш жанр малоинтересен. Готовьтесь к нелегкой жизни, коли решите актерствовать.

— Были попытки найти место подоходнее?

— Да как сказать? Пробовался однажды на диктора телевидения, так мне сказали, что медленно читаю. Им нужна мгновенная реакция, импровизация по ходу программы. А мне ж надо все понять самому, вникнуть в текст, прочувствовать слово. А если говорить серьезно, без самоиронии, то как можно сравнивать телевизионный новояз с великим русским языком Тургенева и Пушкина?

Люблю я свою профессию. Да и как ее не любить? Вот в театре, например, среди актеров то и дело возникают интриги, зависть, идет незримая борьба за хорошую роль, за доверие режиссера. А у нас? Бери любое произведение и читай. Выбор огромен. Сегодня это Чехов, завтра Леонид Андреев, послезавтра Твардовский! И никаких интриг! А еще — в театре актерам помогают декорации, костюмы, музыка, партнеры. Мы же стоим на сцене перед публикой в полном одиночестве, сумеешь взять зал — молодец, не сумеешь — сам виноват, не на кого пенять. А из декораций в лучшем случае бабочка на шее…

То есть художественное слово — это нечто отличное от традиционного разыгрывания неких картинок в действии. Извините, повторюсь: наш долг — донести до публики классическое произведение во всей его авторской глубине, целостности, яркости, без собственных домыслов и, упаси боже, какой-нибудь отсебятины. А в некоторых театрах смотришь «Ревизора» и гадаешь, какая часть комедии принадлежит Гоголю, а какая часть — выдумка режиссеров и артистов. Искусство — не КВН, а КВН — не искусство. Каждому свое.

— Почему свой сольный концерт вы начали с чтения такого сложного, трагического рассказа, как «Скрипка Ротшильда»?

— Рассказы Чехова я учил наизусть еще в школе. Того же «Мстителя» друзьям читал. Но «Скрипка Ротшильда» подготовлена недавно, специально для этого концерта. Этот пронзительный рассказ, по-моему, абсолютный литературный шедевр. Трудно сразу назвать другое произведение, где сострадание к простым, неизвестным людям, к их беспросветной жизни было бы выражено столь мощно. И в то же время Антон Павлович смог соединить здесь мудрую лирику с замечательным юмором.

Яков, старик семидесяти лет, зарабатывает деньги двумя ремеслами — постройкой гробов (очень прочных) и игрой на скрипке (очень талантливой). А набивший оскомину национальный вопрос? Ведь Яков, готовый побить еврея Ротшильда за то, что тот «даже самое веселое умудрялся играть жалобно», и переносивший это свое неприятие творческой манеры флейтиста на весь еврейский народ, Яков именно этому Ротшильду, умирая, завещает свою любимую скрипку. Я бы нашим доморощенным скинхедам посоветовал внимательнее читать Чехова, Толстого, Лермонтова. И о Кавказе, и о евреях они сказали достаточно.

— Какие у вас творческие мечты, планы?

— Мечта — слово высокое, романтическое, не будем об этом. А планы есть, планы — хорошо и много работать. Открывая мой концерт, художественный руководитель Александр Сперанский упомянул, что подобный «сольник» проводится впервые за последние пятнадцать лет. Я бы в ближайшие месяцы, если позволят, охотно выступил бы с ним еще несколько раз. Мои коллеги по отделу, кстати, тоже решили подготовить сольные выступления. Весной и летом есть намерение организовать поездку по районам области с рядом концертов. Ведь неправильно, что, работая в областной филармонии двенадцать лет, еще ни разу я не бывал с концертами в сельских районах. Неправильно, тем более что многие персонажи того же Чехова или Зощенко — это работяги, механизаторы, фельдшеры, железнодорожники. Хотелось бы увидеть в зале реакцию публики, которая опознает в литературных героях самое себя!

— Спасибо за беседу, Алексей. Удачи вам и на сцене, и в жизни!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Лишь 10 домов жилой площадью 55 тыс. кв. метров строится в рамках нового законодательства в строительной отрасли – проектного финансирования с использованием счетов «эскроу». Хотя 1 июля – дата перехода на новую систему – миновала, все остальные объекты жилого строительства застройщики достраивают по старой схеме — договоров долевого участия. Итоги первого полугодия 2019 в строительной отрасли озвучены в региональном правительстве.

16.07.2019 Видео
В редакцию канала ОТС обратились пчеловоды из Искитимского района Новосибирской области. По словам сельских предпринимателей, у них гибнут пчелы. Кто-то из селян полностью лишился шансов на производство меда в текущем сезоне.

«Сейчас я репертуар Егора не пою из принципа, – говорит Денис Ляпунов, 41-летний основатель рок-группы «КонтрКультура» и соорганизатор проекта «ПогромЧЕ» из Новосибирска. – Не потому, что его перестал любить. Несколько лет назад на концерте памяти Егора я еще пел его песни. А сейчас не пою». Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №29 от 17 июля 2019 года.

Несколько мужчин утонули в водах запрещенного для купания Юго-Западного котлована на минувших выходных. Муниципальные власти и спасатели видят причину в алкоголе и наплевательском отношении к запретам. Сами жители отвечают, что купаются здесь из-за отсутствия альтернативы.

О картельном сговоре в клинике Мешалкина, обоснованности тарифов ЖКХ и других нашумевших делах в сфере антимонопольного законодательства читателям «Советской Сибири» рассказывает руководитель Новосибирского УФАС России Сергей Гаврилов. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №29 от 17 июля 2019 года.

В Новосибирской области начались перебои с поставками вакцин для детей. Родители не могут поставить некоторые прививки своим чадам уже несколько месяцев.