Новосибирск 7.7 °C

В поисках золотого пера

02.02.2008 00:00:00

Александр Непомнящих — музыкант и бизнесмен — собирается «вытащить из квартир» на большую сцену ещё пока неизвестных авторов и исполнителей.

Безответная любовь к музе

Малоизвестных, но талантливых музыкантов Александр готов искать везде и всегда

Его — лидера группы «Линия судьбы« и одного из организаторов творческого концертного сообщества «Им-перья!» — отношения с музыкой поначалу не складывались. Как шутит Александр, любовь была безответной: он ее любил, она его — нет. Играл в полупрофессиональных группах, но сколько-нибудь известным музыкантом не стал. Хотя, конечно, такая мечта была. А ведь именно ради нее он оставил учебу на историческом факультете НГПУ и отправился учиться в Москву.

В столице, как оказалось, его тоже не очень-то и ждали. Поступить в Гнесинку на дневное не получилось. Первый раз не прошел по конкурсу, второй раз не прошел на дневное. Предложили на заочное, но одного взгляда на расценки за обучение хватило, чтобы понять — не потянуть. Как, впрочем, и жить в Москве — без прописки и официальной работы — вообще. Решил вернуться в Новосибирск. Но то время не считает потерянным: брал уроки у замечательных джазовых гитаристов курса в Гнесинке — Юрия Сардарова, много лет игравшего в оркестре Муслима Магомаева, и Юрия Бондарчука, тоже очень известного музыканта. А вернувшись в Новосибирск, в течение нескольких лет все еще пытался заработать музыкой, в частности, давал уроки гитары. Последняя группа, в которой играл, была известная в узком кругу группа «Иверень». Она играла этнофолк в переложении на современные инструменты: с электрогитарой, басом, барабанами. Кстати, музыкант из этой группы, мультиинструменталист Алексей Суровяк, который живет и благоденствует, ныне воссоздал ее, назвав «Иволгой».

Потом Александр понял, что в 90-е годы выживать, оставаясь музыкантом, вряд ли получится. Семья и ребёнок требовали дохода. Ушел в бизнес. Сейчас — директор фирмы по продаже специализированного программного обеспечения, что с музыкой никак не связано. К слову, достаточно долгое время они с ней — музыкой — жили практически в разных мирах.

— В течение десяти лет я не прикасался ни к каким музыкальным инструментам — занимался только бизнесом, — признается Александр. — Потом мне стало скучно жить. Человеку нужно себя реализовывать в духовном плане. Ведь типичная схема — работа-дом, работа-дом — надоедает. Жизнь прошла — ничего не было, кроме работы и дома. А у меня там внутри что-то копилось, копилось… Однажды пришел мой один хороший знакомый в гости. Я достал гитару из чехла — к тому времени я не играл лет десять — и начал играть… С того момента жизнь обрела новый смысл, и я вернулся к музыке. Это было в 2005 году. Пришлось восстанавливать технику владения инструментом, искать единомышленников-музыкантов.

Мелодия из окна автомобиля

— Ваша нынешняя группа «Линии судьбы» тоже играет в стиле этнофолк?

— Акустический арт-рок. По мысли, по созданию — это музыка прежде всего гитарная. В нашем стиле есть элементы боса-новы, блюза, акустических рок-баллад, и фолк-рока. Я очень люблю эту музыку.

— Почему именно акустический арт-рок?

— Музыка сама выбирает «своих» слушателей. Ее нужно слушать, чтобы люди во время прослушивания поняли, цепляет их это или нет. Дело в том, что в любой музыке есть пульсация и возникающая благодаря этой пульсации энергетика. Музыка может соответствовать внутреннему миру и желаниям человека, а может противоречить. Когда музыка соответствует, то человеку она нравится. Он зачастую даже не может объяснить, почему. А может буквально с первых нот действовать на него так, что у него внутри будет все протестовать. Такие люди, как правило, и половину концерта не высиживают — встают и уходят. Кто-то любит шансон с хриплым баритоном, кто-то техно, транс, электронную музыку — это нормально. Бо-

санова, в частности, и вообще акустическая стилистика — музыка для живых, жизнерадостных, веселых людей. Но есть песни в другом стиле. «Ветер с реки» — близка к рок-балладе, «Я поеду» — с мотивами кантри-рока, «Тропа» — фолк-рок. Тексты лиричны, полны метафор, дают слушателям возможность погрузиться во внутренний мир музыкантов и заставляют задуматься о многих вещах, которые так важны, — о любви, о взаимоотношениях людей, о смысле нашего существования. Есть две песни на стихи других авторов. Это стихотворения «Троицын день» Вячеслава Иванова и «Воспоминание о летнем вечере в Амстердаме» Константина Бальмонта.

— Вопрос вам как человеку, который сам пишет и музыку, и слова: что все-таки создается в первую очередь?

— Как правило, тексты появляются вслед за музыкой. Начинаешь что-то наигрывать, потом появляется мелодия, с небольшим опозданием к этой мелодии приходит поэтический образ. Причем он не является законченным. По мере того, как изменяется мелодия, могут видоизмениться и сам образ, и идея. Знаете, как бывает? Думаю: вот сяду поиграть дома в субботу, всех выгоню, останусь один и буду сочинять. Приходит суббота, я — один, сел сочинять — в голову ничего не лезет. А едешь в машине — вдруг в голову залетает какая-то фраза музыкальная, неизвестно откуда. Где-то сидела в подсознании, теперь неожиданно появилась. Значит, надо срочно брать гитару и фиксировать, пока не забыл. Часто что-то появляется из импровизации. Бывает, что смотришь на картину, какой-то рисунок, и сразу появляется сюжет.

— Не могу не спросить: а почему все-таки «Линии судьбы»?

— Название «Линии судьбы» придумала моя жена. Она очень любит писателя О’Генри. Сборник его рассказов — ее настольная книга. У него как раз и есть рассказ — «Линии судьбы«. Хорошее название, многозначительное. Судьба есть у каждого человека, и у каждого человека есть своя линия. А когда собираются несколько человек, например, музыкантов, то получаются уже линии. Нам понравилось.

Общая гостиная музыкальных квартир

«Им-перья!» — творческое концертное сообщество, организованное Александром Непомнящих и Вячеславом Босиным. В это сообщество входят музыканты и группы, играющие неформатную музыку.

Музыкальных стилей очень много, и не все из них пользуются популярностью у населения. Кто-то любит авторскую песню и ходит на концерты бардов; кто-то любит тяжелый рок, панк, металл и посещает специальные вечеринки в клубах; кто-то любит классическую музыку и бывает на всех концертах в филармонии.

Однако есть малоизвестные музыканты, которые по тем или иным причинам не попадают в форматы клубов, ресторанов и филармонии и выступают преимущественно на домашних концертах, так называемых «квартирниках». Про них мало кто знает — их не зовут в ночные клубы, потому что непопулярны; их не зовут в рестораны, потому что люди туда приходят поесть и отдохнуть, а не слушать философские баллады о смысле жизни. Да, в нашем городе есть пара мест, куда зовут неформатных музыкантов, — «Труба», «Бродячая собака», недавно открывшийся в Академгородке «НииКуда«. Но клубов всего три-четыре, а очередь из музыкантов, желающих выступить, большая. Поэтому Александр и Вячеслав решили объединить музыкантов, которые ищут свою публику, и публику, которая хотела бы услышать новые для себя имена, так родилась идея творческого концертного сообщества «Им-перья!». Навстречу организаторам пошла администрация Центра культуры НГТУ, и теперь два-три раза в месяц зрители могут посещать концерты новосибирских музыкантов.

— Я в течение года сам организовывал свои концерты, — говорит Александр Непомнящих. — В конце концов, мне надоело делать это только для себя. Я написал в живом журнале следующую заметку: «Друзья! Есть ли среди вас те, кто хотел бы посещать маленькие концерты типа «квартирника«, в которых выступали бы неизвестные, неформатные музыканты? Откликнитесь, хотели бы вы принимать участие в таких концертах». Во-первых, я сразу же получил себе компаньона в этом деле — Вячеслава Босина. Во-вторых, откликнулся ряд музыкантов, которые согласились участвовать. Из этого родилась идея. Название «Им-перья!» придумал известный новосибирский звукорежиссер Василий Ниссен.

— Название пришло на ум случайно, — комментирует Василий. — Это обычная игра слов. Кому — им? Авторам. А любые авторы, над чем бы они ни работали, что делают? Пишут. Вот им и перья в руки, как говорится. Так и вышло — «Им-перья!». Что касается этого творческого сообщества, то его создание на самом деле необходимо. В Новосибирске существует подобный слой клубной культуры, но не все в него попадают. Если неформатных музыкантов и приглашают куда-либо, то раз в три-четыре месяца. Этого, конечно, недостаточно.

Сейчас организаторы собрали порядка 15–16 авторов, которые и будут выступать в ближайшее время. Однако останавливаться только на музыкантах Александр не собирается.

— Если появятся люди с интересной антрепризой или какая-то мимическая группа — мы будем рады с ними сотрудничать.

Вопрос, конечно, интересный…

Есть ли у вас скрытые таланты?

Артем Крупецкий, 25 лет, спортсмен:
— Есть, конечно! Я вообще самый талантливый человек на свете! Все думают, что только и умею, что бегать на короткие дистанции. А это неправда. Знаете, сколько я всего могу и умею? Например, я — превосходный кулинар, только никто об этом не знает, потому что я сам съедаю все, что готовлю. А еще я очень хорошо пою, только никто об этом опять же не знает, потому что я стесняюсь петь на людях.

Диана Чемезова, 15 лет, школьница:
— Я пишу стихи и мне они очень нравятся. Только я их никому не показываю, потому что немножко стесняюсь. А вдруг они кому-нибудь не понравятся? А вдруг скажут, что это плохо? Я очень не хочу разочароваться, поэтому пишу только для себя.

Тамара Брусянина, 51 год, педагог:
— Совсем недавно я обнаружила в себе новый талант. Оказывается, я умею довольно неплохо вышивать крестиком. Обнаружился он совершенно случайно. Я легла на три недели в больницу. А там, как известно, заняться нечем. Однажды наступил роковой день, когда я дочитала последнюю из припасенных книг. Тогда соседка по палате подсунула мне набор для вышивания, и я попробовала впервые в жизни. И ведь получилось же! Раньше я вообще не представляла себе, что такое рукоделие, а теперь и не оторвешь.

Сергей Селюгин, 30 лет, риелтор:
— Таланты не должны быть скрытыми. О них обязательно нужно знать, использовать их. Я вот, к примеру, ничего такого не умею. Сколько ни пытался отрыть в себе какой-нибудь хоть самый маленький талант — ничего хорошего из этого не получалось. Зато я сам по себе довольно неплохой человек.

Вероника Лопаткина, 23 года, студентка:
— Говорят, что я хорошо танцую. Сама я не могу судить, со стороны виднее. Но вообще очень люблю танцевать. А недавно я даже стала подумывать о том, чтоб записаться в какую-нибудь танцевальную студию. Желательно, чтобы там преподавали «латину».

Денис Кузнечихин, 21 год, студент:
— Я, между прочим, умею кутить и гулять всю ночь, а потом на лекциях не спать. Да еще и участвовать в процессе обучения. Это очень редкий дар, о котором мечтают все студенты мира, но только избранные так могут. Я из их числа!

Сергей Максаров, 31 год:
— Может, и есть. Только я о них не знаю. Они же скрытые.

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: