Новосибирск -0.6 °C

Корпоративное хамство

05.02.2008 00:00:00

Главное, не вступать в конфликт — советуют специалисты

Как ни странно, и в наше цивилизованное время это довольно распространенное явление. Правда, у современной «служебной» грубости иные личины, нежели в годы так называемого развитого социализма. Вас не пошлют матом, но так наплюют в душу, что надолго выбьют из колеи…

«А вдруг вы что-нибудь украдёте?»

Заходит, например, в небольшой магазинчик вполне приличная женщина, специалист известной в городе фирмы. Делает шаг к витрине с товарами и вдруг слышит грозный окрик:

— Что это вы пакет в ячейке не оставили?

Напоминаем, что речь идет о камере хранения — тесных ящиках с хлипкими замками, которые можно открыть обычной шпилькой.

Покупательница спокойно отвечает:

— Не могу оставить, у меня там важные документы. И не буду — по закону о правах потребителей я не обязана делать это.

Юная продавщица от негодования забывает даже надуть очередной пузырь жвачки:

— Как это не будете? А вдруг вы что-нибудь украдете?!

Ей на выручку спешат коллеги, одна из них приводит «весомый» аргумент:

— Вчера такая же, как вы, женщина в норке украла дорогое мыло. Теперь у меня из зарплаты вычтут…

Другие «создают фон» — галдят что-то о бессовестных, наглых покупателях. Появляется заведующая и… встает на защиту подчиненных:

— Девочки просто выполняют инструкцию. Ведь люди бывают разные, кто-то и в дорогой шубе, а норовит что-нибудь украсть.

И далась им эта норковая шуба! Выходит, сегодня она не символ благосостояния, скорее — авантюризма и неблагонадежности. Как сказала одна бабушка другой в аптечной очереди:

— На машинах ездют, в мехах ходют одни мошенники, у честного человека на это денег не хватит!

Видимо, что-то подобное думают и некоторые люди «при должности». Это раньше пальто с каракулевым воротником или котиковое манто были признаком порядочного человека, нынче видимые свидетельства относительного процветания — не повод для уважения. В этом мы убеждаемся на каждом шагу.

«Приговор» — только по расписанию

Удивительное дело, но чаще встречаются случаи корпоративного хамства, а не одиночные всплески недоброжелательности и раздражения. Словно какая-то зараза поражает конкретный коллектив, иногда маленький, иногда — большой. Вот заходите вы в медицинское учреждение и сразу замечаете: среди служащих здесь преобладают крашеные блондинки с неприступным видом. Дальше — больше, к кому бы ни обратился, в ответ раздраженное «не знаю» или какая-то невразумительная информация.

Общение с лечащим врачом и медсестрой не добавляет оптимизма, после осмотра вам без всяких объяснений советуют сдать анализ на рак. Когда после недели тревожного ожидания приходите за результатом, оказывается, что у доктора «не та смена». Но врач в поликлинике, поэтому с ней можно переговорить. Однако грозная медсестра не пускает в кабинет: «Мы принимаем после обеда, ни минутой раньше». То, что у вас нервы на пределе и вы боитесь онкологического «приговора», никого не волнует. Доктор мирно болтает с коллегой, медсестра слушает, а вы томитесь под дверью… Хотя им надо всего лишь взглянуть на лабораторное заключение и сказать о нем пациенту. Наконец, вам объявляют, что все нормально, анализ хороший. Но при этом врач не поясняет, чем были вызваны ее подозрения относительно грозного недуга, есть ли какие-то факторы риска.

Да, лучше обращаться в коммерческие медицинские центры, там более терпимо относятся к клиентам. Хотя у частников другой минус — не всем по карману их расценки. Вот и приходится пациентам идти в знакомое учреждение. И закрывать глаза на старорежимные повадки сотрудников. Конечно, можно сказать себе: врачи — тоже люди, и у них могут быть неполадки со здоровьем, семейные неприятности, бессонница, наконец. Но никому не хочется, чтобы кто-то срывал на нем свое дурное настроение. Кроме того, трудно поверить в коллективное, плохое расположение духа. Скорее, это…

Групповая норма поведения

Оказывается, она — обычное дело. Особенно когда в коллективе есть явный лидер, обладающий властью, или сильный человек, умеющий подчинять себе других. А также люди, склонные к конформизму (пассивному принятию существующего порядка, господствующих мнений). Такие группы нередко встречаются в школьной, студенческой, профессиональной среде.

Но, как заметил новосибирский психотерапевт и психиатр Сергей Казанцев, лидер может задавать тон, создавать нормы поведения, только если это позволяется. То есть, имеет значение попустительство, а то и одобрение руководства. А также соответствие «прививаемой« лидером модели поведения принятым в обществе стереотипам.

Предположим, ведущий в этой группе убежден, что воспитатели детсада должны быть добрыми, заботливыми или что милиционеры обычно — строгие, даже резкие (как и думает большинство). Ведомые быстрее воспринимают такой традиционный, заданный образец. Но случаются и отклонения — обычно при искаженных представлениях лидера. Например, он убежден: врач — крайне перегруженный работой служащий, и ему не до сантиментов. Поэтому общение с пациентами у него должно быть только по делу и только в пределах определенных временных нормативов (12 минут на пациента). Такой тактики он и придерживается, подавая пример коллегам.

Однако, считает Сергей Иванович, многое зависит от сплоченности группы, ее способности противостоять чуждому влиянию. Психотерапевт привел в пример скандально известное шоу «Дом-2». Его участники порой ведут себя грубо, развязно, их маты постоянно «запикиваются» специалистами по звуковому сопровождению. Но, видимо, создатели передачи считают, что это допустимо при «непринужденном» общении. И такую модель поведения перенимают даже милые юноши и девушки — новички. Они избегают конфликтов, напряженных отношений, поэтому приспосабливаются к окружающей среде, словом, демонстрируют типичный конформизм. Когда же на шоу приходит особо агрессивный, эгоцентричный человек, коллектив отвергает его, начинает «выдавливать» из своих рядов. Его поведение не устраивает группу, даже самых покладистых ее членов (которые и в этом случае стремятся быть «как все», то есть подчиняются более приемлемым лидерам).

Лучше отойти в сторону

Как же надо вести себя при встрече с хамством, оскорбительным пренебрежением? Психотерапевт Сергей Казанцев убежден — реакция, как правило, возникает спонтанно: кто-то в ответ на грубость, несправедливый упрек тоже «рявкнет» или спокойно укажет человеку на его ошибочное высказывание, а кто-то промолчит. Надо учитывать склад своего характера, обычную реакцию. Для одного «проглоченное» оскорбление — как нож острый. Он не может терпеть унижающую его чувство собственного достоинства ситуацию, должен разобраться. А другому противопоказана даже небольшая перепалка, чтобы сберечь свои нервы, ему безопаснее для здоровья «пропустить мимо ушей» ранящие слова. Лучше, вернувшись домой, побить подушку (воображаемого врага), изобразить шарж на неприятного человека, описать его действия, а затем порвать рисунок.

Словом, предпочтительнее — по мнению доктора Казанцева — дистанцироваться от обидчика, по возможности избегать его. Ведь борьба требует сил, большого психического напряжения, иногда приводит к нервному срыву. Так что лучше отойти в сторону. Если это медик, надо обратиться к руководителю учреждения и попросить прикрепить вас к другому лечащему врачу. Если служащий какой-то организации, старайтесь обращаться «в другое окно» или сократить до минимума общение с нелюбезным работником. Так вы дадите отпор (правда, пассивный) и не проиграете свою «битву титанов».

А вот что думает по этому поводу психолог ОГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Анна Сазонова:

— Когда вам грубят или «вежливо» хамят — бывает и такое — не нужно отвечать, вступать в конфликт. Ведите себя спокойно, с достоинством. Подчеркнутая вежливость производит больше впечатления, чем ругань, и может охладить даже самого раздраженного человека.

Специалист постаралась взглянуть на проблему глубже, оценить ее с позиции человека, который не пришел-ушел, а оказался внутри недоброжелательного коллектива. Анна Павловна напомнила, что невозможно нравиться буквально всем. Если коллеги реагируют на человека отрицательно, их раздражают его манеры, культурный уровень, профессиональные успехи, не стоит подлаживаться под них, казаться «меньше».

Надо принимать окружающих такими, какие они есть, не стремиться переделать их, но при этом и самому следует оставаться собой. Со временем люди могут привыкнуть к новичку, даже оценить его самостоятельность, независимость. Если же этого не происходит и коллеги проявляют свою неприязнь агрессивными выходками, а то и хамством, подставами, то, как говорится, насильно мил не будешь. Чтобы не подорвать свое здоровье, не нажить совершенно ненужные комплексы, лучше покинуть этот негостеприимный коллектив.

В жизни иногда бывает и по-другому. Новичок может попробовать критически взглянуть на свои отношения с другими сотрудниками, проанализировать — не было ли в его поведении чего-нибудь обидного для коллег. И если найдется «грешок» — самое время исправить положение. А не обнаружилось ошибки, значит, как говорилось выше, пора на выход. Скорее всего, в другом месте повезет больше, и отношения в коллективе сложатся удачнее.

Вопрос, конечно, интересный…

Как вы реагируете на хамство?

Сергей Зайцев, 27 лет, флейтист:

— Самое главное — не отвечать на хамство хамством. Я привык уходить в сторону или в мягкой форме объяснять человеку, что он не прав. Второе не всегда удается, поэтому приходится просто уходить. Может, кто-то назовет такое поведение бегством от проблем, но так порой лучше. Береженого Бог бережет. Зачем связываться с хамами?

Оксана Березняк, 20 лет, студентка:

— Иногда хамство даже полезно. Вот, к примеру, была история. Я как-то ехала на маршрутке в институт. Там же со мной ехала какая-то тетка с кучей сумок, не побоюсь этого слова — до того противная. Она принялась докапываться до водителя из-за того, что он кавказец. Просто отвратительно! Минут десять его обзывала то чуркой, то еще как… Рядом со мной сидел интеллигентного вида дяденька, он принялся её успокаивать. Какое там! Она еще больше стала заводиться — очень уж хотелось поскандалить с утра. Тогда с заднего сиденья раздался отборнейший мат. Это успокоило тетку. Жаль, что минут на десять, не больше. Вскоре она снова принялась оскорблять водителя. Тогда интеллигентный дяденька повернулся назад и сказал: «Молодой человек, вы не могли бы повторить то, что сказали несколько минут назад!» Очередная порция мата угомонила тетку до конца поездки.

Елена Мартынова, 33 года, косметолог:

— Я стараюсь не срываться на крик и вообще не делать «резких движений». Разрешить конфликт может только спокойствие.

Новосибирцев расспрашивала
Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: