Главное, не вступать в конфликт советуют специалисты
Как ни странно, и в наше цивилизованное время это довольно распространенное явление. Правда, у современной «служебной» грубости иные личины, нежели в годы так называемого развитого социализма. Вас не пошлют матом, но так наплюют в душу, что надолго выбьют из колеи
«А вдруг вы что-нибудь украдёте?»
Заходит, например, в небольшой магазинчик вполне приличная женщина, специалист известной в городе фирмы. Делает шаг к витрине с товарами и вдруг слышит грозный окрик:
Что это вы пакет в ячейке не оставили?
Напоминаем, что речь идет о камере хранения тесных ящиках с хлипкими замками, которые можно открыть обычной шпилькой.
Покупательница спокойно отвечает:
Не могу оставить, у меня там важные документы. И не буду по закону о правах потребителей я не обязана делать это.
Юная продавщица от негодования забывает даже надуть очередной пузырь жвачки:
Как это не будете? А вдруг
Ей на выручку спешат коллеги, одна из них приводит «весомый» аргумент:
Вчера такая же, как вы, женщина в норке украла дорогое мыло. Теперь у меня из зарплаты вычтут
Другие «создают фон» галдят
Девочки просто выполняют инструкцию. Ведь люди бывают разные,
И далась им эта норковая шуба! Выходит, сегодня она не символ благосостояния, скорее авантюризма и неблагонадежности. Как сказала одна бабушка другой в аптечной очереди:
На машинах ездют, в мехах ходют одни мошенники, у честного человека на это денег не хватит!
Видимо,
«Приговор» только по расписанию
Удивительное дело, но чаще встречаются случаи корпоративного хамства, а не одиночные всплески недоброжелательности и раздражения. Словно
Общение с лечащим врачом и медсестрой не добавляет оптимизма, после осмотра вам без всяких объяснений советуют сдать анализ на рак. Когда после недели тревожного ожидания приходите за результатом, оказывается, что у доктора «не та смена». Но врач в поликлинике, поэтому с ней можно переговорить. Однако грозная медсестра не пускает в кабинет: «Мы принимаем после обеда, ни минутой раньше». То, что у вас нервы на пределе и вы боитесь онкологического «приговора», никого не волнует. Доктор мирно болтает с коллегой, медсестра слушает, а вы томитесь под дверью
Хотя им надо всего лишь взглянуть на лабораторное заключение и сказать о нем пациенту. Наконец, вам объявляют, что все нормально, анализ хороший. Но при этом врач не поясняет, чем были вызваны ее подозрения относительно грозного недуга,
Да, лучше обращаться в коммерческие медицинские центры, там более терпимо относятся к клиентам. Хотя у частников другой минус не всем по карману их расценки. Вот и приходится пациентам идти в знакомое учреждение. И закрывать глаза на старорежимные повадки сотрудников. Конечно, можно сказать себе: врачи тоже люди, и у них могут быть неполадки со здоровьем, семейные неприятности, бессонница, наконец. Но никому не хочется, чтобы
Групповая норма поведения
Оказывается, она обычное дело. Особенно когда в коллективе есть явный лидер, обладающий властью, или сильный человек, умеющий подчинять себе других. А также люди, склонные к конформизму (пассивному принятию существующего порядка, господствующих мнений). Такие группы нередко встречаются в школьной, студенческой, профессиональной среде.
Но, как заметил новосибирский психотерапевт и психиатр Сергей Казанцев, лидер может задавать тон, создавать нормы поведения, только если это позволяется. То есть, имеет значение попустительство, а то и одобрение руководства. А также соответствие «прививаемой« лидером модели поведения принятым в обществе стереотипам.
Предположим, ведущий в этой группе убежден, что воспитатели детсада должны быть добрыми, заботливыми или что милиционеры обычно строгие, даже резкие (как и думает большинство). Ведомые быстрее воспринимают такой традиционный, заданный образец. Но случаются и отклонения обычно при искаженных представлениях лидера. Например, он убежден: врач крайне перегруженный работой служащий, и ему не до сантиментов. Поэтому общение с пациентами у него должно быть только по делу и только в пределах определенных временных нормативов (12 минут на пациента). Такой тактики он и придерживается, подавая пример коллегам.
Однако, считает Сергей Иванович, многое зависит от сплоченности группы, ее способности противостоять чуждому влиянию. Психотерапевт привел в пример скандально известное шоу
Лучше отойти в сторону
Как же надо вести себя при встрече с хамством, оскорбительным пренебрежением? Психотерапевт Сергей Казанцев убежден реакция, как правило, возникает спонтанно:
Словом, предпочтительнее по мнению доктора Казанцева дистанцироваться от обидчика, по возможности избегать его. Ведь борьба требует сил, большого психического напряжения, иногда приводит к нервному срыву. Так что лучше отойти в сторону. Если это медик, надо обратиться к руководителю учреждения и попросить прикрепить вас к другому лечащему врачу. Если служащий
А вот что думает по этому поводу психолог ОГУЗ «Медицинский
Когда вам грубят или «вежливо» хамят бывает и такое не нужно отвечать, вступать в конфликт. Ведите себя спокойно, с достоинством. Подчеркнутая вежливость производит больше впечатления, чем ругань, и может охладить даже самого раздраженного человека.
Специалист постаралась взглянуть на проблему глубже, оценить ее с позиции человека, который
Надо принимать окружающих такими, какие они есть, не стремиться переделать их, но при этом и самому следует оставаться собой. Со временем люди могут привыкнуть к новичку, даже оценить его самостоятельность, независимость. Если же этого не происходит и коллеги проявляют свою неприязнь агрессивными выходками, а то и хамством, подставами, то, как говорится, насильно мил не будешь. Чтобы не подорвать свое здоровье, не нажить совершенно ненужные комплексы, лучше покинуть этот негостеприимный коллектив.
В жизни иногда бывает
Вопрос, конечно, интересный
Как вы реагируете на хамство?
Сергей Зайцев, 27 лет, флейтист:
Самое главное не отвечать на хамство хамством. Я привык уходить в сторону или в мягкой форме объяснять человеку, что он не прав. Второе не всегда удается, поэтому приходится просто уходить. Может,
Оксана Березняк, 20 лет, студентка:
Иногда хамство даже полезно. Вот, к примеру, была история.
Елена Мартынова, 33 года, косметолог:
Я стараюсь не срываться на крик и вообще не делать «резких движений». Разрешить конфликт может только спокойствие.
Новосибирцев расспрашивала
Маня ЧЕРЕШНЕВА