О чём рассказал академик Беляев корреспонденту «ВН»?
Фото автора
Спартак Тимофеевич Беляев коренной москвич. Родился, учился, прошел всю войну, потом снова учился на знаменитом физтехе МГУ, который впоследствии стал самостоятельным вузом. Уже в зрелом
Научная карьера
Но вот в 1965-м
В те годы почти все поголовно звали его просто Спартак. И когда поглубже задумаешься над его биографией, то поймешь, что в этом имени в Москве (да и не только) еще в начале
Одаренные ученые,
Дай Бог каждому не просто дожить до возраста Спартака Тимофеевича, не только сохранить физическую и интеллектуальную активность, но пройти хоть
После возвращения в 1978 году в Москву Спартак Тимофеевич возглавляет один из отделов Курчатовского центра. Затем становится ректором Института естественных наук и экологии и со временем все больше посвящает себя преподавательской работе. В 2006 году, в возрасте 83 лет, он, отлично понимая и чувствуя завтрашний день науки, становится научным руководителем факультета нанотехнологий и информатики на базе все того же Курчатовского центра.
А еще был драматический период в жизни всей страны и во всей ядерной физике, связанный с аварией на Чернобыльской АЭС. И академик Беляев становится председателем Межведомственного координационного совета при АН СССР по проблемам, связанным с ликвидацией последствий аварии.
Научная деятельность академика была отмечена престижнейшими в мире ученых наградами: золотой медалью имени Л. Д. Ландау и Международной медалью Юджина Финберга.
В Новосибирск он снова приехал недавно на торжества, связанные
Спартак Тимофеевич, вас долго уговаривали стать ректором?
Не уговаривали, а советовали и еще раз советовали подумать Позже, когда я уже погрузился в университетскую жизнь (хотя и продолжал работать в ИЯФе), я понял, что университет может стать одной из ключевых позиций развития сибирской науки вообще. Потому что изначально Лаврентьев с коллегами предполагали параллельно с научным центром создание очень серьезного вуза, опирающегося на физматшколу. И такая модель была создана уникальная и очень удачная.
Изначально мы ставили перед абитуриентами и студентами очень высокую планку: учиться и входить в науку нужно было по максимуму. Уровень требований к знаниям и способностям был очень высок. Талантливую молодежь искали по всему Зауралью.
После первых же лет аудиторного обучения учебные планы сокращались, и основная работа переносилась в институты, в лаборатории. С первых лет взаимодействие с ними было полным. Студент
Что касается самого студенчества, то мы всегда ставили сверхзадачу: это самостоятельно мыслящий, нацеленный на творческий поиск молодой человек. И учебный процесс настраивал на это, и бурное развитие клубной жизни, маевок, карнавалов, фестивалей и т.д.
Спартак Тимофеевич, вы подчеркиваете безусловную первоочередность фундаментальных исследований в науке и в то же время говорите о необходимости более квалифицированного руководства и наукой, и экономикой, и страной. Нет ли здесь
Наоборот! Я убежден, что только классическое университетское образование на основе глубоких научных знаний и позволяет развиваться настоящему интеллекту. А уже отсюда и все остальное и менеджмент, и административная управленческая работа и т.д. Сейчас, когда все чаще говорят, вот, мол, у нас готовых научных разработок полно и вообще мы такие богатые,
Когда вы рассказывали о том, как вам приходилось отстаивать «особый профиль» Новосибирского государственного университета, вас слушали с особым вниманием. Может ли власть не только командовать, давать деньги, но и помогать в решении проблем нынешней перестройки науки и, в частности, обновления всего уклада жизни Академгородка?
Скажем так, всеобщий стон о тоталитарном прошлом, когда всех зажимали, не давали проявлять инициативу, полная ерунда. При всех минусах прежней власти она умела находить и выделять именно инициативных людей и доверяла им огромные средства. Как в Академгородке. Вокруг Лаврентьева была создана, сформировалась, называйте как угодно, особая зона свободы и самостоятельности действий крупных ученых, когда под имена и научные направления создавались лаборатории, институты. Под человека находили должность, а не наоборот. Это очень важно.
Власть жестко контролировала нашу работу, но и облекала доверием. Сейчас все больше инициативы исходит из центра. Придумают
Поэтому именно сейчас нужно как никогда иметь свое мнение, суждение и упорно отстаивать его.
Хотя, скажу откровенно, не всем это под силу. И в определенный период я тоже почувствовал внутреннее несогласие с некоторыми принципами руководства наукой и вообще отстранился от всякой административной работы, всецело переключившись на научную и преподавательскую деятельность.
Поражает запас ваших сил и четкость формулировок, которой не обладают люди намного моложе вас В чем тут секрет?
Любимая, всего поглощающая работа раз. Спорт, а я всю жизнь ходил в горы и был даже