Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Любит ли молодёжь театр?

12.02.2008
«Мы хотели понять, как ребята, студенты новосибирских вузов, реагируют на интеллектуальную драматургию. И предложили им отрецензировать на выбор несколько спектаклей».

«Театральный интерактив» под крышей «Старого дома»

Спектакль «Тойбеле и её демон» оказался самым сложным из всего, что было предложено для рецензирования

Администрация театра «Старый дом» провела необычный молодёжный конкурс. «Мы хотели понять, как ребята, студенты новосибирских вузов, реагируют на интеллектуальную драматургию. И предложили им отрецензировать на выбор несколько спектаклей», — рассказала Оксана Ефременко, заведующая литературной частью «Старого дома».

В самом деле, разве не интересно узнать — насколько соответствуют особенности восприятия, образ мысли, степень эрудированности студентов тому стереотипу, который сформировался в сознании людей более старшего возраста? Правда ли, что в основной своей массе «новое русское поколение» ну никак не воспринимает интеллектуальные книги, фильмы, спектакли?..

Про основную массу говорить, конечно, трудно. И все же по поводу участников конкурса «Театральный интерактив» вывод напрашивается сам собой: проникнуться увиденным, обобщить, проанализировать — все это оказалось для них вполне посильной задачей.

Кто же из конкурсантов оказался в итоге самым-самым? Екатерина Унгур (НГУ) заняла третье призовое место за рецензию на спектакль «Семейный портрет в интерьере». Николай Поляк (СибГУТИ) завоевал второе почетное место — объектом его критических замечаний и раздумий стал «Карточный домик». А вот самый главный, «золотой» приз достался студентке второго курса факультета журналистики НГУ Ирине Урванцевой, которая написала отзыв-размышление на тему спектакля «Тойбеле и ее демон».

Если вглядеться попристальнее…

«Семейный портрет…», в основе которого лежит пьеса Максима Горького «Васса Железнова» (подзаголовок — «Мать»), стал для Екатерины Унгур хорошим поводом поговорить о конфликте поколений, о человеческих страстях и пороках:

«Попадаешь в другое пространство на несколько минут, где только ты — зритель, и герои спектакля. И они с тобой разговаривают. Откровенно рассказывают о себе. А слушать неприятно, в некоторые моменты даже противно, душе некомфортно… Пьеса написана в начале двадцатого века, но актуальна и сегодня… Столько хитро переплетающихся меж собой, словно паутина, пороков! Завязываются они в прочный узел. Концы — любовь, брак, семья. Правда, политы они грязью. Почему-то все чаще на добро отвечают не тем, чем бы хотелось. Даже собственные дети».

Тема взаимоотношений между поколениями актуальна во все времена. И, наверное, права Екатерина Унгур, когда советует вглядеться в «Семейный портрет…» попристальнее.

Легко ли быть фантазёром?

— Спектакль «Карточный домик» был мне не очень понятен, так как я ожидал другого, — рассказывает Николай Поляк, занявший в конкурсе второе место. — Постановка показалась мне очень необычной: она рассчитана не на русского зрителя, а скорее на менталитет европейца. Ведь русский человек, воспитанный на Достоевском и Чехове, любит интеллектуальный театр, а здесь интеллектуального театра было мало. Зато много веселья, ругани, шума. И в этом шуме и гаме сложно было узреть смысл. Но так как я — человек, который сначала посмотрит, а потом прочитает, я вернулся домой и внимательно изучил пьесу Тома Стоппарда «Отражения, или Истинное» (в постановке новосибирской труппы — «Карточный домик, или Настоящее»). По прошествии времени все-таки могу сказать: пьеса мне понравилась.

Британский драматург Том Стоппард задает себе и зрителю очень обширный философский вопрос: способен ли художественно одаренный человек, писатель-фантазер к мирной, размеренной жизни в семейном кругу?.. А Николай Поляк, в свою очередь, размышляет о том, в чем же заключается «трагедия истинного писателя» по Тому Стоппарду:

«…Всем нам хорошо известны такие люди, они могут быть гениальны в различной степени, но всегда их непостоянство выливается в личную жизнь, они будут менять одного, другого, третьего спутника жизни, пока не разберутся в самих себе, в этом заключается трагедия…»

Дьяволица, дьяволёнок и небо в алмазах

— Наш педагог выделила спектакль «Тойбеле и ее демон» как самый сложный из всего, что было предложено для рецензирования, — рассказывает Ирина Урванцева, победительница конкурса «Театральный интерактив». — И я решила, что на него обязательно нужно сходить.

«Связь человеческого существа с демоном издавна привлекает умы художников, — так начинается статья Ирины. — Ведь, наверное, нет ничего более необъяснимого и загадочного, чем подобного рода отношения. Спектакль режиссера Сергея Каргина — еще одна попытка поразмышлять на эту тему…»

Тема и впрямь занимательная. Осмелюсь даже сказать, слегка затертая: виртуальные переживания закручивают в своих лабиринтах людей вполне крепкого и, казалось бы, трезвого ума. Загляните на любой интернет-«фэндом», где собираются поклонники фильмов и книг: в кого только не влюбляются тамошние обитатели! В демонов и ангелов, в вампиров и поп-актеров, в двухмерных анимэшек и эфемерных зеленых человечков… Поэтому спектакль временами даже вызывал досаду: стоит ли так «размазывать» очевидное? А впрочем, было все равно интересно. И очень грустно. А главное — жалко нас, людей, которые стесняются своих слишком человеческих наклонностей и упрямо тянутся в иные реальности.

Размышляя о главной героине спектакля (исполнительница Елена Гурина), Ирина Урванцева видит в ней целый букет качеств, характеризующих мечтательниц всех времен и народов: раздвоенность, готовность на все, радостную жажду обманываться и обольщаться.

А что же главный герой действа (актер Вадим Тихоненко), «замарашка« Алхонон, в котором — пусть только на один звездный час, в самую полночь, в угоду фантастической возлюбленной — вдруг просыпается демон? Алхонон как ученый, обладающий хоть каким-то количеством мозгов, понимает, что в том образе, в котором он живет, он не может понравиться очаровательной Тойбеле….Алхонон рассказывает любимой Тойбеле сказки, как он летает через снежные пустыни. Чего у Алхонона никак не отнимешь, так это воображения. Что ж, он мог бы заняться писательством и сочинять прелестные произведения, вкладывая в них всю свою буйную фантазию. Но зачем же мусолить мозги молоденькой девушке? Разве это не есть кульминация жестокости?.. Спектакль Сергея Каргина еще раз доказывает, что история любви, связанная с мистикой и с высшими силами, никогда не может сделать влюбленных счастливыми».

Искусство театра: за что его любить?

Тонкое обаяние театрального зрелища предполагает определенную культуру восприятия. А потому, наверное, доступно не для всех. Чем же еще объяснить тот факт, что многие новосибирцы довольно редко посещают спектакли, хотя театральная жизнь города бьет ключом. Быть может, охоту отбивают регулярные бдения у «голубого экрана»? И вообще, любит ли молодежь театр? А если любит — за что же именно? Ведь любовь, как известно, бывает разная…

— Прямой контакт между зрителем и актером ничем нельзя заменить, — считает Николай Поляк. — А «Старый дом» по-своему уникален: в его маленькой аудитории устанавливается очень близкая эмоциональная связь между человеком на сцене и человеком в зрительном зале. В оперном, с его огромной сценой, партером, ярусом, такая близость недостижима.

«Нужен ли театр поколению XXI века?» — это, в сущности, вопрос банальный и риторический. Если бы тяга к театральному действу окончательно угасла, вряд ли такое широкое распространение получили бы в молодежной среде, скажем, ролевые игры… Так что, как вполне справедливо отметил в рецензии все тот же Николай Поляк, театр нужно «просто пережить» — затем, чтобы «обогатить себя чувственно». «Это так же важно в современной черствой жизни, если даже не важнее, как разбираться в глубокой философии драматургии».

А «Старый дом» и впредь намерен проводить подобные конкурсы для зрителей всех возрастов. Думается, никто из конкурсантов, посетивших яркие, оригинальные спектакли, в проигрыше не останется!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Лишь 10 домов жилой площадью 55 тыс. кв. метров строится в рамках нового законодательства в строительной отрасли – проектного финансирования с использованием счетов «эскроу». Хотя 1 июля – дата перехода на новую систему – миновала, все остальные объекты жилого строительства застройщики достраивают по старой схеме — договоров долевого участия. Итоги первого полугодия 2019 в строительной отрасли озвучены в региональном правительстве.

16.07.2019 Видео
В редакцию канала ОТС обратились пчеловоды из Искитимского района Новосибирской области. По словам сельских предпринимателей, у них гибнут пчелы. Кто-то из селян полностью лишился шансов на производство меда в текущем сезоне.

«Сейчас я репертуар Егора не пою из принципа, – говорит Денис Ляпунов, 41-летний основатель рок-группы «КонтрКультура» и соорганизатор проекта «ПогромЧЕ» из Новосибирска. – Не потому, что его перестал любить. Несколько лет назад на концерте памяти Егора я еще пел его песни. А сейчас не пою». Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №29 от 17 июля 2019 года.

Несколько мужчин утонули в водах запрещенного для купания Юго-Западного котлована на минувших выходных. Муниципальные власти и спасатели видят причину в алкоголе и наплевательском отношении к запретам. Сами жители отвечают, что купаются здесь из-за отсутствия альтернативы.

О картельном сговоре в клинике Мешалкина, обоснованности тарифов ЖКХ и других нашумевших делах в сфере антимонопольного законодательства читателям «Советской Сибири» рассказывает руководитель Новосибирского УФАС России Сергей Гаврилов. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №29 от 17 июля 2019 года.

В Новосибирской области начались перебои с поставками вакцин для детей. Родители не могут поставить некоторые прививки своим чадам уже несколько месяцев.