Кусочек лимона в крещенской проруби
В январском номере православной газеты «Радонеж», пришедшей в Новосибирск, как обычно, с месячным опозданием, помещена статья «Кусочек лимона в крещенской проруби», в которой, в частности, написано: «В последние годы, под впечатлением благочестивого обычая православных русских людей на Крещение, после праздничного богослужения, погружаться в только что освященную воду в проруби «иордани», у СМИ составился собственный обычай давать рекомендации, так сказать, «моржам на заметку». С серьёзным видом
Казалось бы, что вспоминать в середине февраля о месячной давности празднике Крещения? Но, как оказалось, стремление внести в святые для верующих дни праздников мирскую составляющую вещь неистребимая. Подтверждение тому сегодняшний день памяти священномученика Валентина, который повсеместно называют «Днём любви». По этому поводу протестуют и католическая, и православная Церкви. Возражения эти сводятся к тому, что понятие святости в христианстве никак не сообразуется с разнузданным характером праздника, интерес к которому подогревают акулы торгового и развлекательного бизнеса. В прошлом году накануне Дня святого Валентина «Интерфакс» распространил довольно резкое высказывание ряда экспертов в области педагогики, которые назвали «День святого Валентина» аморальным праздником. «Праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует самые низменные чувства и извращает само понятие любви», говорится в аналитическом документе, подготовленном сотрудниками МГПУ и Департамента образования Москвы.
Авторы документа считают, что «День влюбленных» был «искусственно навязан российскому обществу, не имея никаких корней в культуре русского
Отдавший жизнь за веру
Святой Валентин реально существовавший исторический персонаж, был епископом и жил в III веке в городе Интерамне Римской империи. Из жития святого известно, что он был искусным врачом и вылечил сына учёного язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог выпрямиться. Причём излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его учёный отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.
Поскольку в те времена Церковь была ещё едина, то священномученик Валентин сегодня почитается и православными, и католиками. Только в православном месяцеслове он называется епископом Интерамским с днём памяти 12 августа, а у католиков епископом Тернийским (современное название древней Интерамны Терни) и память его празднуется 14 февраля. Каким же образом день памяти святого переплёлся с современным светским «праздником любви»?
Истоки праздника «луперкалии»
Никак не мог предполагать святой Валентин, что потомки спутают его с языческим Фавном
В Древнем Риме в середине февраля праздновались так называемые луперкалии (от lupus волк). Считается, что праздник этот учредили основатели Рима Ромул и Рем в честь вскормившей их молоком волчицы. Но возможно, что этот культ восходит к почитанию бога Фавна покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было «Луперк», что буквально означало «охраняющий от волков». Луперкалии проходили именно в середине февраля, потому что в это время начиналось спаривание скота, и Фавна молили о том, чтобы он благословил размножение стад и сохранил их от волков.
Праздник отмечали торжественно
Поскольку очень часто эти игрища заканчивались самым тривиальным блудом, то Римская церковь, чтобы «перебить» языческие привычки, установила в середине февраля чтить память святого Валентина, епископа Тернийского, пострадавшего за веру в III веке. Но искоренить языческие привычки оказалось
Они помогут нам
С навязанным нам Западом праздником в меру своих сил понемногу борются все, кто понимает его чуждость нашей российской ментальности. Так, в некоторых новосибирских школах в этом году решили в пику празднику святого Валентина отметить загодя (12 февраля) праздник Руслана и Людмилы. Что из этого в конечном счёте получится пока неясно, всё зависит от фантазии и способностей организаторов нового праздника, лишь бы импортную «валентинку» не заменили механически российской «русланкой». Предлагает свои варианты и православная Церковь, которой каждый год 14 февраля приходится отбиваться от желающих приобрести в церковных лавках освященные «валентинки». Есть предложение вместо католического Дня влюблённых отмечать такой же день, но православный, а именно 8 июля в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые (а это принципиально) не только любили друг друга, но и поженились и прожили вместе долгую жизнь и умерли в один день и час. Но есть и другие, более действенные, с христианской точки зрения, инициативы.
В православном церковном календаре 14 февраля день памяти святого мученика Трифона, одного из самых почитаемых святых в дореволюционной России. Считается, что этого святого боится всякая нечисть будь это вредители, которые губят сельскохозяйственные угодья, или вредители душ человеческих под названием бесы. Вот святому Трифону и предлагается сегодня молиться, чтобы он защитил молодые неокрепшие души от современной бесовщины телевизионных и прочих шоу, бесстыдно извращающих святое слово «любовь». Поддерживают эту инициативу и католики, возмущённые всё нарастающей коммерциализацией дня 14 февраля и бесстыдным надругательством над памятью священномученика Валентина, который, кстати, считается у католиков помощником в избавлении от душевных заболеваний. А иначе как всеобщим помешательством сегодняшний «День влюблённых» не назовёшь.
Вот и собираются сегодня помолиться православные и католики, хотя и разным святым, но фактически об одном и том же, и, как говорится, нет худа без добра. Кто знает, может эти одновременные молитвы и послужат прорывом в никак не получающемся