Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Святой Валентин — креститель Руси

15.02.2008
Принимая экзамены и, снова слушая откровения, что Русь крестил Александр Македонский, я думаю, как нужно преподавать историю, чтобы она разместилась в головах молодых людей таким удивительным образом?

Принимая экзамены у студентов и в очередной раз слушая откровения вроде того, что Русь крестил святой Валентин или Александр Македонский, что Петр Первый воевал с Чингисханом, а Карл Маркс был древнегреческим философом, что в Риме был такой бог — двуликий Анус, и т.п. и т.д., я поневоле думаю о том, как нужно преподавать историю (конечно, не только история предстает в уродливом виде), чтобы она разместилась в головах молодых людей таким удивительным образом. Но историю я очень люблю и за нее мне особенно обидно.

Возьмем, например, учебник для 11-го класса «История России и мира в ХХ веке». Если бы я в свое время читал историю по таким книгам, я бы действительно никогда больше к ней не обратился. Одной из особенностей, которая делает учебники истории невозможно скучными, является псевдонаучность, облеченная в набор общих предложений, вроде «Увеличилась острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии».

Без конкретных примеров это пустые слова. Из учебника оказался совершенно убранным личный момент. Например, один из наиболее драматических периодов нашей истории — вторая половина 30-х гг. — описана так, как будто там действовали одни закономерности: «…Запрещение фракционной деятельности, жесткий контроль над средствами массовой информации предопределяли исход любой дискуссии….Назначением и смещением государственных служащих всех уровней ведали партийные инстанции». И т. п…

«Инстанции» вместо людей. Насколько ярче бы выглядела эта картина, если бы вспомнить хотя бы один эпизод с Л. Кагановичем, который, приехав из очередной поездки по подведомственным им железным дорогам, приказав частью расстрелять и частью посадить десятки служащих, хвастался: «Часть их ушла сама, а часть мы их ушли!» Во всем параграфе на три страницы густого канцелярита только два имени. Тоска зеленая!

И вот, например, как действительно возбуждается и интерес к истории, и попытка понять, что движет людьми и что отличает одну культуру от другой. Наш замечательный писатель Константин Леонтьев пишет: «Я помню, как я сам, прочтя случайно (и у кого же — у Герцена!) о том, как во время бури персидские вельможи бросились сами в море, чтобы облегчить корабль и спасти Ксеркса, как они поочередно подходили к царю и склонялись перед ним, прежде чем кинуться за борт…» И дальше он сравнивает этот эпизод с известным событием под Фермопилами (когда триста спартанцев под командой царя Леонида погибли, защищая от персов узкий проход и дав возможность спастись остальной армии), размышляет о том, что «…гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения, решаться на самоубийство из-за религиозно-государственной идеи!»

Такой эпизод не может оставить равнодушным наше воображение и заставит так или иначе думать о том, как бы мы поступили в такой ситуации, т.е. делает историю живой, а нас соучастниками. А если так написана история России, когда речь идет о своей стране и наших предках? Вот и приходит на помощь святой Валентин. Он, по крайней мере, понятен и близок…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
28.05.2020
Обучая ребят правильному написанию русских слов, преподаватель сузунской школы Людмила Никитина разработала свою систему алгоритмов. «Это немножко из математики, — смеется она, — но помогает. Например, задумавшись, сколько букв «Н» написать в суффиксе, ученик начинает логически размышлять: от какого слова образовано, если от существительного – то одна логика, если от глагола – другая. И в конце своих размышлений сам же и приходит к выводу, как правильно писать. И такие алгоритмы применяются ко всем правилам русского языка».
Обязательного ношения масок будут требовать от новосибирцев как минимум до осени 2020 года. В случае снятия других ограничений из-за коронавируса условия масочного режима будут ужесточать.
Откуда такая разница в статистике смертей от коронавируса в России и странах Европы и США? Как соблюдают карантинные меры жители США – страны с наибольшим числом заболевших COVID-19 в мире? Ждать ли новую «Великую депрессию»?
Новосибирские пограничники отмечают свой праздник 28 мая, несмотря на коронавирус и полицию. В сквере 40 лет Победы на Дуси Ковальчук собрались более 100 человек в зеленых фуражках с флагами погранвойск, чтобы возложить цветы и встретиться с сослуживцами. Прибывшие полицейские не стали разгонять пограничников.
Совещание о ходе реконструкции второй взлетно-посадочной полосы на территории аэропорта «Толмачево» провел губернатор Андрей Травников 28 мая. Глава региона подчеркнул, что работы по реконструкции крупнейшего хаба Сибири идут полным ходом даже во время эпидемии коронавируса.
Сразу 103 новых заболевших COVID-19 найдено за сутки 28-29 мая в Новосибирской области. Общий показатель разом подскочил почти до 2600 инфицированных.
x^