Выбрав однажды себе профессию столяра, Иван Генрихович остаётся верным ей всю жизнь
Дерево живое, дерево одушевленное и одухотворенное, неустанно произносит он и верой и правдой служит ему. Собирает упавшие ветки, выкорчевывает гнилые пни в умелых руках мастера этот, казалось бы, ненужный материал превращается
Мёртвых деревьев не бывает
Столяром Иван Райзвих стал еще до армии. Так вся жизнь, получается, и вертелась вокруг дерева да еще металла. Сейчас Иван Генрихович уже десять лет как на пенсии.
В его доме все сделано своими руками. Вот полка висит с 1963 года, вот «стенка» стоит с 1973 года, а вот эти табуретки появились совсем недавно. В 2003 году появилась дача в Матвеевке, при обустройстве которой умения и навыки тоже пригодились. И, конечно, изготовленные им сувениры, которым, кажется, нет числа
Когда
Деревья, отличающиеся интересными наростами, Иван Генрихович старается запоминать. Например, в шести километрах от станции Геодезическая (в сторону Буготака) есть дерево, на каждой ветке которого почковый кап. К этому дереву столяр ездил не один раз собирать упавшие ветки. Или в Репьеве однажды ему довелось обнаружить упавшее дерево, все усыпанное почковыми капами.
«Что природа потеряла, то я поднимаю»
Самое первое изделие Ивана Райзвиха полуфуганок с резной ручкой, который он смастерил еще до армии, а сегодня эта реликвия хранится для потомков. А для сегодняшних дел шлифовальные машинки, электродрель (которая, в отличие от магазинных, не шумит), стамески для резьбы по дереву. Их в его арсенале более шестидесяти видов, а инструментов всех видов, уверяет мастер, с учетом разошедшихся по рукам, несколько тысяч. В общем, работает и по дереву, и по металлу, если надо.
Те же стамески в магазине тоже есть, но,
Причудливыми изделиями из дерева начал заниматься всерьез, только когда вышел на пенсию. Будущие эскизы берет не из головы: по его словам, дерево само подсказывает, какой формы и что можно из него сделать. А материал собирает повсюду.
В основном я беру то, что природа потеряла, подчеркивает он. С живого дерева не режу. Для этого нужно иметь с собой
Пеньки Иван Генрихович выкапывает саперной лопаткой. Иногда на это уходит до четырех часов. Но время всегда оправданно: у красивого пенька обычно хорошее переплетение корней, поэтому в руках мастера обычный пень превращается в красивое изделие. А засохшие ветки срезает ножовкой. На каждой из веток обязательно
У березы есть четыре разновидности наростов, рассказывает он. Нарост это болезнь дерева. Как раковая опухоль у человека. Самый редкий из них нарост на корню, где не видать годичных слоев. Если нужен почковый, надо идти в березняк: такие называют еще «ведьмиными метлами». А есть еще корнекап он самый причудливый, это переплетение корней. С ним работать интереснее всего.
Шедевр под ногами
Ходить за пеньками и искать корнекапы лучше всего весной и летом, считает Иван Генрихович. Летом
В позапрошлом году я поймал клеща на собственной даче прошелся возле изгороди, вспоминает он. Заметил только часа через четыре. Смазал маслом, вытащил и ничего. Я уже перестал их бояться.
Любая прогулка по лесу по ягоды или по грибы всего лишь повод присмотреть будущий подручный материал.
В 1991 году ходил
Больше всего материала, по его мнению, хранится в «кладовых» логов, расположенных рядом с дачей Ивана Генриховича. Там на велосипеде не проедешь, приходится бродить пешком. Именно там очень много упавших деревьев. Именно
Очень часто приходилось мне блуждать по логам, рассказывает он одну историю. Особенно когда только купили дачу, и я в первый раз вышел за грибами. Лог же бывает и метров двадцать глубиной! Раз под дождь попал плутал часа два, не мог выбраться, весь промок до нитки. Спасает только компас. Когда теряюсь, беру одно направление и иду по нему.
По роду деятельности, то бишь в рамках поиска пней и упавших деревьев, Ивану Генриховичу приходилось сталкиваться с разными обитателями леса. Вспоминает, что и лисиц встречал, и зайцев часто видел. На Затулинке, примерно в четырех километров в сторону ОбьГЭС, даже косуль видел.
А из собранного по околкам делает он удивительные сувениры, идею которых сами ветки, пни да наросты подсказывают. «Каждый нарост, как отпечаток пальца, всегда разный», считает он. Поэтому одинаковых работ у него нет. Хотя общее число их уже перевалило за семь сотен. Причем, чтобы получился окончательный вариант, проходит не один месяц. Сначала корнекап вырезает, затем сушит. На сушку уходит
Частенько его просят сделать традиционную сувенирную продукцию ложки, блюда, ковши, рамки. На это мастер идет с неохотой. «Все стараются сделать ширпотреб, и чтоб быстрее, говорит. А у меня каждая вещь индивидуальна».
Конечно, индивидуальна, а как иначе, если в нее столько души вложено!