Ребятам из класса пожарных кадетов повезло: их педагог-наставник Вячеслав Вараксин отдал более четверти века службе в пожарной охране Новосибирска.
Вячеслав Михайлович проводит практические занятия с кадетами
В городских подразделениях пожарной охраны существует такая практика: уходя на пенсию, многие огнеборцы продолжают
оставаться в профессии. Один из примеров тому подполковник внутренней службы в отставке Вячеслав Вараксин. За его плечами 26 лет службы в Новосибирске, а сейчас он педагог-наставник в классах пожарных кадетов, воспитывает мальчишек, возможно, будущих пожарных людей одной из самых мужественных и героических профессий.
Вячеслав Михайлович, ваши 26 лет службы в пожарной охране наталкивают на мысль, что вы с детства мечтали об этой профессии
Вовсе нет. Хотя, конечно, как и миллионы других мальчишек, в детстве представлял себя и милиционером, и пожарным, и космонавтом. А служба моя началась в 1967 году, когда я приехал в Новосибирск с Дальнего Востока в поисках работы. Судьба свела меня с начальником пожарной части по охране Железнодорожного района. Стал пожарным, по сути, случайно, но за многие годы полюбил эту профессию. Тем более, что на жизненном пути среди коллег я встретил немало людей по-настоящему мужественных, порядочных, отзывчивых, которые, не задумываясь, приходят на помощь другим. Это и Петр Павлович Кузнецов, и Алексей Дмитриевич Афанасьев, и Владимир Лаврентьевич Фетисов, и Петр Дмитриевич Векшенков, и многие-многие другие.
Стать пожарным достаточно одного желания или нужно учиться?
Сегодня в пожарную охрану принимают людей уже подготовленных, обязательно после службы в Вооруженных силах. Можно, конечно, на этом и остановиться, но если хочешь совершенствоваться в профессии нужно учиться. Я сначала окончил 11-месячные курсы младших лейтенантов, а затем в 1972 году поступил в Свердловское пожарно-техническое училище, которое через два года успешно окончил. А позднее закончил и Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР.
Вячеслав Михайлович, вам легко было переквалифицироваться из руководителя в педагоги? Ведь работа с детьми это не так просто.
После увольнения в отставку я некоторое время работал в частных фирмах охранником, но
Не хватало чего-то. Я привык к более творческой работе, к общению с людьми. А тут кстати в 2000 году отделом информации и связи с общественностью ГУ МЧС России по Новосибирской области совместно с Управлением образования мэрии Новосибирска в школе N 184 Калининского района был создан первый класс пожарных кадетов (КПК). И председатель совета ветеранов Николай Емельянович Савченко предложил мне должность педагога-наставника. Я согласился попробовать, потому что, во-первых, к педагогической деятельности мне не привыкать я же был начальником учебного пункта, занимался тем же преподаванием, только со взрослыми, а во-вторых, это именно то, чего я так хотел, общение, творчество. Без творчества с ребятами работать нельзя: им скучно станет.
Тогда расскажите, пожалуйста, как и чем вы с ними занимаетесь?
Сначала ребята в КПК набирались на базе 1011 классов и учились два года. А теперь в кадетский класс принимаются восьмиклассники и обучаются уже четыре года. Мы стараемся обучить их правилам пожарной безопасности и правилам поведения в экстремальных ситуациях это если в общих чертах. А если конкретно, то это и профессиональное обучение основам пожарного дела, и подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения пожарно-технического профиля. Конечно, особое внимание уделяется воспитанию у них организованности и дисциплины, находчивости и решительности, чувства патриотизма, товарищества и взаимодействия. Им, понятно, больше нравятся практические занятия: с увлечением учатся спасать людей и эвакуировать имущество, пользоваться средствами пожаротушения, производить боевое развертывание, занимаются пожарно-прикладным спортом. После занятий проводят игры, викторины на противопожарную тематику с ребятами других школ, где рассказывают о правилах пожарной безопасности и правилах поведения во время пожара. А во время летних каникул ребята проходят практику в настоящих пожарных частях. В День Победы и в День Военно-морского флота кадеты несут вахту на монументе Славы.
И что
С детьми проще, чем со взрослыми?
Проще? Интереснее! Особенно, когда видишь результат своей работы. Сейчас многие школьники первого выпуска учатся в высших и специальных заведениях, кто-то уже работает пожарными или инспекторами. А вот насчет проще
На мой взгляд, с детьми гораздо сложнее общаться. Необходимо быть не только профессионалом, но и любить детей, чтобы их обучать. Ребята сразу различают, где фальшь, а где искреннее отношение и забота. Я помогаю им определиться в жизни, обучаю и направляю. И могу с гордостью утверждать, что пока это у меня получается.
А прошлой своей работой гордились?
И сейчас горжусь. Я в пожарной охране прошел путь от рядового пожарного до руководителя. Работал начальником учебного пункта противопожарной службы, в 1993 году с должности начальника Центра управления вышел на пенсию. За годы службы стал профессионалом. А когда им становишься, то появляется и гордость. Скажем так, чем больше ты узнаешь о профессии, тем больше ты ее любишь. На пенсию я вышел в звании «подполковник внутренней службы». Звание высокое, офицерское позволяет гордиться!