В понедельник у православных начинается Великий пост
Как известно, нынешний год високосный, что случается один раз в четыре года. Но и в церковном христианском календаре 2008 год не совсем обычен.
Если в обычные годы католическая Пасха опережает православную на неделю, то в этом году разница достигла аж пяти недель, что случается один раз в девятнадцать лет. Корни такой неразберихи уходят в первые века христианства, когда в христианской жизни не было единой системы пасхальных расчётов, и в разных странах христиане праздновали свой самый главный праздник в разное время. Решив, что «при совершении столь торжественного Богослужения весьма неприлично оказывать несогласие», святые Отцы Церкви в 315 году на Первом Вселенском соборе постановили «совершать Святую Пасху всем христианам в один день». Разногласия в пасхальном вопросе исчезли, но, увы, не навсегда.
В 1582 году соборное решение 318 епископов было единолично отменено римским папой Григорием XIII, который ввёл новое («григорианское») летоисчисление, изменившее принятый на Вселенском соборе принцип расчёта Пасхи. Возродившаяся при этом неразбериха в пасхальных расчётах действует и поныне. В этом году католики будут отмечать Пасху 23 марта, в то время как у православных этот день лишь конец второй недели Великого поста. Как тут не вспомнить слова равноапостольного царя Константина: «непохвально и непристойно, чтобы в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества». Впрочем, пиршества среди католической части христианского населения могут быть и не только на Пасху, но во время Великого поста, так как католикам в Великий пост разрешается есть мясо, за исключением пятниц. В пятницу некоторые отказываются и от молока, но в принципе пить молоко не возбраняется, нет единого мнения и в отношении курятины одни считают птицу мясом, другие нет. Представить такое разнообразие великопостной трапезы православному христианину просто немыслимо, хотя разговоры о чрезмерной строгости Великого поста, устав которого разрабатывался для монахов византийских монастырей, ведутся постоянно. Ещё Михайло Ломоносов в своих записках «О размножении и сохранении российского народа» возмущался неудобным временем поста и его строгостью.
Но, по большому счёту, речь идёт не столько о степени строгости поста, сколько о разумном к нему подходе:
Так, в этом году англиканская церковь накануне Великого поста призвала свою паству в течение 40 дней соблюдать «энергетический пост»: вывернуть в своих домах все ненужные лампочки, через день пользоваться посудомоечной машиной, понизить на градус температуру горячей воды в своих домах. В принципе, несмотря на некоторую экстравагантность толкования великопостного воздержания, в предложении англиканского епископата есть некое рациональное зерно. Говорят же святые отцы, что главное во время поста