Новосибирск 4.9 °C

Высокое синее небо

21.03.2008 00:00:00

Автор только что вышедшей книги «Рождённые Сибирью» в очередной раз доказал, что сибиряки — «птицы высокого полёта»

Виктор Бардин
Фото Сергея ПЕРМИНА

«Мы многое из книжек узнаем, а истины передают изустно», — пел когда-то Владимир Высоцкий.

Книга нашего земляка, заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации полковника Виктора Бардина «Рожденные Сибирью» повествует о многом: автору довелось лично стать свидетелем и участником таких исторических событий, как возведение Берлинской стены, расследование гибели первого космонавта Гагарина, война в Египте, значительная часть информации о которой до сих пор строго засекречена. Корреспондент «ВН» встретилась с Виктором Борисовичем, чтобы «изустно» пообщаться с человеком-легендой.

Своей альма-матер Виктор Бардин считает Новосибирский аэроклуб, откуда в конце 50-х он поступил в Сибирское военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Многие из читателей, как и автор этих строк, наверняка ничего не слышали о таком учебном заведении в Новосибирске. Между тем выпускниками Сибирского авиационного училища были космонавты Герман Титов, Павел Попович, Борис Волынов.

Депутатов бундестага выносили на носилках

Сибирское летное училище расформировали в 1961-м по приказу Хрущева. А до этого Виктор Бардин в конце 1960 года получил назначение в Группу советских войск в Германии. Едва прибыв к месту службы, Бардин оказался практически в центре международного политического скандала. Волевым решением руководителей стран Варшавского договора 11 августа 1961 года была возведена Берлинская стена, отделившая западный сектор Берлина от восточного. Правительство ФРГ в знак протеста решило провести заседание бундестага в здании рейхстага, находившегося в Западном Берлине.

— С раннего утра до позднего вечера над куполом рейхстага зависал самый большой по тем временам вертолет Ми-6. Два мощных двигателя своим ревом и вибрацией создавали адские условия для работы бундестага. Вдобавок ко всему мимо рейхстага с интервалом в 3–5 минут на низкой высоте проносились самолеты-истребители Миг-21. От сверхзвуковых хлопков содрогались стены и вылетали стекла в плотно закрытых окнах здания, — вспоминает Виктор Бардин. — После того, как часть депутатов была вынесена из рейхстага на носилках с сердечными приступами, заседание бундестага остановило свою работу.

Отчего погиб Гагарин

В трагическом для отечественной космонавтики 1968 году Бардин служил в авиационном полку при НИИ ВВС, базировавшемся на Чкаловском аэродроме, том самом, с которого 27 марта поднялись в свой последний полет Гагарин и Серегин. Первичный вывод о причинах гибели летчиков-космонавтов был прост до банальности: самолет столкнулся с метеорологическим зондом.

Потом, с наступлением перестройки и гласности, каких только версий не выдвигалось: уфологи утверждали, что Миг, на котором летели Гагарин и Серегин, столкнулся с НЛО. Некоторые в продолжение этой гипотезы высказывались, что космонавты не погибли, а улетели с инопланетянами, поскольку идентифицировать тела со 100-процентной вероятностью так и не удалось. Самые циничные исследователи предполагали, что летчики просто были пьяны и не справились с управлением самолетом.

Виктор Бардин в своей книге пишет: «Наверное, обстоятельства утраты первого космонавта планеты Земля и причины, их породившие, останутся на совести медиков. Почему-то ни у кого из врачей при принятии решения о допуске к полетам Юрия Гагарина не возникло вопроса о декоративно зашитой левой брови, как следствии деформации надбровной дуги и перенесенной черепно-мозговой травмы, что отчетливо просматривается на всех последних прижизненных фотографиях полковника Гагарина».

Предваряя этот вывод, Бардин поясняет, что в марте 1968 года Юрий Гагарин был допущен к тренировочным полетам на самолетах-истребителях после длительного перерыва. Спустя несколько дней после гибели Гагарина на Чкаловский аэродром пришла шифровка с информацией по безопасности полетов. В шифровке рассказывалась история одного летчика, который чуть не погиб из-за того, что при выполнении фигур высшего пилотажа у него возникло кислородное голодание головного мозга — гипоксия, приведшая к состоянию ступора. Он, на время потеряв сознание, даже не заметил, что самолет потерял управление и валится к земле. Позже этот летчик признался, что, будучи в отпуске в родной деревне, он получил от местных парней удар колом по голове.

После этих событий медицинский контроль за летчиками ужесточили, а командованием ВВС было принято решение разгрузить Чкаловский аэродром от насыщенности полетами.

— Самое лучшее пожелание всем выдумщикам и фантазерам — прекратить мусолить эту тему, — резюмирует Виктор Бардин главу своей книги, посвященную гибели Юрия Гагарина.

«Мы были лакомым куском для противника»

В Египет Бардин попал летом 1972 года. Эта арабская республика уже несколько лет находилась в состоянии конфликта с Израилем. В случае удара с воздуха со стороны Синайского полуострова могла быть разрушена Асуанская плотина, построенная в верховьях Нила силами специалистов из Советского Союза. В случае уничтожения плотины напором воды из водохранилища Египет за несколько часов оказался бы смыт в Средиземное море.

На самом деле интерес Советского Союза распространялся несколько дальше бескорыстной помощи дружественному египетскому народу. Дело в том, что Египет — это Суэцкий канал. А Суэцкий канал — очень выгодный морской путь, прямая дорога в Индийский океан. Собственно, за это и боролись советские солдаты и офицеры под египетскими военными флагами. Только большинство из них об этом не знали. Так же, как не знали о том, сколько самолетов с шестиконечными звездами сбили наши ПВО над Суэцким каналом и Асуаном. Виктор Борисович вспоминает, что один из командиров полков ПВО получил тогда звание Героя Советского Союза. За что — хранилось в строжайшей тайне. «Братья по оружию» могли только догадываться, что такие звания за обычную рутинную службу «без приключений» не дают.

Виктор Бардин говорит, он поехал в Египет добровольно. На вопрос, что побудило отправиться воевать в чужую страну, под чужим флагом, отвечает без пафоса, зато искренне: «Хотелось посмотреть пирамиды, взглянуть на сфинкса, прикоснуться к гробницам фараонов. Ведь это уникальное государство с историческим прошлым, берущим начало еще до нашей эры».

В боевую задачу командира воздушного командного пункта (ВКП) Виктора Бардина входило транспортное обеспечение генерал-полковника, командовавшего войсками, и его штаба: «Полеты были по аэродромам Египта, связанные с управлением и руководством войсками. Конечно, мы были лакомым куском для противника. Поэтому израильские перехватчики охотились на нас. Чтобы не быть сбитыми, мы летали ниже уровня хребтов гор. Самое трудное было — зайти на посадку на аэродром Эль-Курга в Хургаде. Нам приходилось подныривать под взлетающую пару истребителей, поднятых на наше прикрытие, так как, завидев нас, на Синайском полуострове взлетал самолет-перехватчик с шестиконечными звездами на борту».

Пришедший на смену первому египетскому президенту Гамалю Абделю Насеру «ставленник заокеанских стратегов», как убежден Виктор Бардин, не был заинтересован в дружбе с Советским Союзом. Вот тогда, вспоминает Виктор Борисович, настали по-настоящему опасные времена. Военные, прибывшие на службу с семьями, спешно эвакуировали жен и детей обратно в Союз. Быстрыми темпами сворачивались советские военные базы. Технику грузили на самолеты и корабли, опасаясь налетов с воздуха.

Только в 1988 году, после вывода советских войск из Афганистана, заодно с другими рассекретили и египетские события, а участникам того вооруженного конфликта присвоили звания воинов-интернационалистов. До 1988 года, говорит Бардин, рассказывать, тем более писать об этом было строжайше запрещено: «Нам даже не разрешали надевать боевые награды и фотографироваться, так как мы там ходили в египетской военной форме».


Книга Виктора Бардина вышла в свет благодаря поддержке благотворительного фонда «Мемориальный комплекс маршала авиации А. И. Покрышкина».

— Как человек сугубо летной специальности, я… далеко не Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно же, не Марк Галлай. Но мне тоже хотелось, пусть даже немного, рассказать людям о чудесной стране под названием Авиация. И я буду очень удовлетворен, если это у меня получилось, — заключил Виктор Бардин.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: