Автор только что вышедшей книги «Рождённые Сибирью» в очередной раз доказал, что сибиряки «птицы высокого полёта»
Виктор Бардин
Фото Сергея ПЕРМИНА
«Мы многое из книжек узнаем, а истины передают изустно», пел когда-то Владимир Высоцкий.
Книга нашего земляка, заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации полковника Виктора Бардина «Рожденные Сибирью» повествует о многом: автору довелось лично стать свидетелем и участником таких исторических событий, как возведение Берлинской стены, расследование гибели первого космонавта Гагарина, война в Египте, значительная часть информации о которой до сих пор строго засекречена. Корреспондент «ВН» встретилась с Виктором Борисовичем, чтобы «изустно» пообщаться с человеком-легендой.
Своей альма-матер Виктор Бардин считает Новосибирский аэроклуб, откуда в конце 50-х он поступил в Сибирское военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Многие из читателей, как и автор этих строк, наверняка ничего не слышали о таком учебном заведении в Новосибирске. Между тем выпускниками Сибирского авиационного училища были космонавты Герман Титов, Павел Попович, Борис Волынов.
Депутатов бундестага выносили на носилках
Сибирское летное училище расформировали в 1961-м по приказу Хрущева. А до этого Виктор Бардин в конце 1960 года получил назначение в Группу советских войск в Германии. Едва прибыв к месту службы, Бардин оказался практически в центре международного политического скандала. Волевым решением руководителей стран Варшавского договора 11 августа 1961 года была возведена Берлинская стена, отделившая западный сектор Берлина от восточного. Правительство ФРГ в знак протеста решило провести заседание бундестага в здании рейхстага, находившегося в Западном Берлине.
С раннего утра до позднего вечера над куполом рейхстага зависал самый большой по тем временам вертолет Ми-6. Два мощных двигателя своим ревом и вибрацией создавали адские условия для работы бундестага. Вдобавок ко всему мимо рейхстага с интервалом в 35 минут на низкой высоте проносились самолеты-истребители Миг-21. От сверхзвуковых хлопков содрогались стены и вылетали стекла в плотно закрытых окнах здания, вспоминает Виктор Бардин. После того, как часть депутатов была вынесена из рейхстага на носилках с сердечными приступами, заседание бундестага остановило свою работу.
Отчего погиб Гагарин
В трагическом для отечественной космонавтики 1968 году Бардин служил в авиационном полку при НИИ ВВС, базировавшемся на Чкаловском аэродроме, том самом, с которого 27 марта поднялись в свой последний полет Гагарин и Серегин. Первичный вывод о причинах гибели летчиков-космонавтов был прост до банальности: самолет столкнулся с метеорологическим зондом.
Потом, с наступлением перестройки и гласности, каких только версий не выдвигалось: уфологи утверждали, что Миг, на котором летели Гагарин и Серегин, столкнулся с НЛО. Некоторые в продолжение этой гипотезы высказывались, что космонавты не погибли, а улетели с инопланетянами, поскольку идентифицировать тела со 100-процентной вероятностью так и не удалось. Самые циничные исследователи предполагали, что летчики просто были пьяны и не справились с управлением самолетом.
Виктор Бардин в своей книге пишет: «Наверное, обстоятельства утраты первого космонавта планеты Земля и причины, их породившие, останутся на совести медиков. Почему-то ни у кого из врачей при принятии решения о допуске к полетам Юрия Гагарина не возникло вопроса о декоративно зашитой левой брови, как следствии деформации надбровной дуги и перенесенной черепно-мозговой травмы, что отчетливо просматривается на всех последних прижизненных фотографиях полковника Гагарина».
Предваряя этот вывод, Бардин поясняет, что в марте 1968 года Юрий Гагарин был допущен к тренировочным полетам на самолетах-истребителях после длительного перерыва. Спустя несколько дней после гибели Гагарина на Чкаловский аэродром пришла шифровка с информацией по безопасности полетов. В шифровке рассказывалась история одного летчика, который чуть не погиб из-за того, что при выполнении фигур высшего пилотажа у него возникло кислородное голодание головного мозга гипоксия, приведшая к состоянию ступора. Он, на время потеряв сознание, даже не заметил, что самолет потерял управление и валится к земле. Позже этот летчик признался, что, будучи в отпуске в родной деревне, он получил от местных парней удар колом по голове.
После этих событий медицинский контроль за летчиками ужесточили, а командованием ВВС было принято решение разгрузить Чкаловский аэродром от насыщенности полетами.
Самое лучшее пожелание всем выдумщикам и фантазерам прекратить мусолить эту тему, резюмирует Виктор Бардин главу своей книги, посвященную гибели Юрия Гагарина.
«Мы были лакомым куском для противника»
В Египет Бардин попал летом 1972 года. Эта арабская республика уже несколько лет находилась в состоянии конфликта с Израилем. В случае удара с воздуха со стороны Синайского полуострова могла быть разрушена Асуанская плотина, построенная в верховьях Нила силами специалистов из Советского Союза. В случае уничтожения плотины напором воды из водохранилища Египет за несколько часов оказался бы смыт в Средиземное море.
На самом деле интерес Советского Союза распространялся несколько дальше бескорыстной помощи дружественному египетскому народу. Дело в том, что Египет это Суэцкий канал. А Суэцкий канал очень выгодный морской путь, прямая дорога в Индийский океан. Собственно, за это и боролись советские солдаты и офицеры под египетскими военными флагами. Только большинство из них об этом не знали. Так же, как не знали о том, сколько самолетов с шестиконечными звездами сбили наши ПВО над Суэцким каналом и Асуаном. Виктор Борисович вспоминает, что один из командиров полков ПВО получил тогда звание Героя Советского Союза. За что хранилось в строжайшей тайне. «Братья по оружию» могли только догадываться, что такие звания за обычную рутинную службу «без приключений» не дают.
Виктор Бардин говорит, он поехал в Египет добровольно. На вопрос, что побудило отправиться воевать в чужую страну, под чужим флагом, отвечает без пафоса, зато искренне: «Хотелось посмотреть пирамиды, взглянуть на сфинкса, прикоснуться к гробницам фараонов. Ведь это уникальное государство с историческим прошлым, берущим начало еще до нашей эры».
В боевую задачу командира воздушного командного пункта (ВКП) Виктора Бардина входило транспортное обеспечение генерал-полковника, командовавшего войсками, и его штаба: «Полеты были по аэродромам Египта, связанные с управлением и руководством войсками. Конечно, мы были лакомым куском для противника. Поэтому израильские перехватчики охотились на нас. Чтобы не быть сбитыми, мы летали ниже уровня хребтов гор. Самое трудное было зайти на посадку на аэродром Эль-Курга в Хургаде. Нам приходилось подныривать под взлетающую пару истребителей, поднятых на наше прикрытие, так как, завидев нас, на Синайском полуострове взлетал самолет-перехватчик с шестиконечными звездами на борту».
Пришедший на смену первому египетскому президенту Гамалю Абделю Насеру «ставленник заокеанских стратегов», как убежден Виктор Бардин, не был заинтересован в дружбе с Советским Союзом. Вот тогда, вспоминает Виктор Борисович, настали по-настоящему опасные времена. Военные, прибывшие на службу с семьями, спешно эвакуировали жен и детей обратно в Союз. Быстрыми темпами сворачивались советские военные базы. Технику грузили на самолеты и корабли, опасаясь налетов с воздуха.
Только в 1988 году, после вывода советских войск из Афганистана, заодно с другими рассекретили и египетские события, а участникам того вооруженного конфликта присвоили звания воинов-интернационалистов. До 1988 года, говорит Бардин, рассказывать, тем более писать об этом было строжайше запрещено: «Нам даже не разрешали надевать боевые награды и фотографироваться, так как мы там ходили в египетской военной форме».
Книга Виктора Бардина вышла в свет благодаря поддержке благотворительного фонда «Мемориальный комплекс маршала авиации А. И. Покрышкина».
Как человек сугубо летной специальности, я
далеко не Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно же, не Марк Галлай. Но мне тоже хотелось, пусть даже немного, рассказать людям о чудесной стране под названием Авиация. И я буду очень удовлетворен, если это у меня получилось, заключил Виктор Бардин.