Новосибирск 0.5 °C

Попытка фарса при свечах

22.03.2008 00:00:00

В широкий прокат вышел «День радио» — второй фильм, снятый по спектаклям «Квартета И»

У этого фильма долгая предыстория: все началось еще в марте 2001 года, когда спектакль «День радио» впервые был показан «Квартетом И». Производственный фарс, знакомящий с закулисьем радиостанции «Как бы радио», оказался сверхпопулярным, стабильно собирал аншлаги, а DVD-версия спектакля стала лидером продаж и широко разошлась по стране. Некоторое время спустя у «Дня радио» появилось продолжение — «День выборов», где те же сотрудники той же радиостанции переквалифицировались в политтехнологов и занялись продвижением кандидатов в губернаторы.

Но на широкий экран спектакли попали в обратном порядке. Как раз в канун выборов в Госдуму в прокат вышел снятый режиссером Олегом Фоминым «День выборов» — и имел немыслимый по меркам отечественного кинобизнеса успех: сборы в три раза перекрыли расходы на производство фильма. После чего место режиссера занял Дмитрий Ткаченко, и быстренько была выпущена вторая (хронологически первая) серия приключений диджеев «Как бы радио».

Итак, из Находки вышел маленький катер, на борту которого — представители Благовещенского областного цирка. Петух, козел, кабан, два пуделя, страдающие морской болезнью медведь и его дрессировщица Амалия Мордвинова… Только одна беда: сразу двое членов команды, не сговариваясь, слили «налево» по полбака солярки каждый. И теперь судно дрейфует в Японском море в ожидании помощи…

А тем временем на «Как бы радио» идут последние приготовления к проведению благотворительного супермарафона в поддержку российских туристов, не могущих вылететь из Конго. Но за 10 минут до начала эфира продюсер Михаил Козырев узнает ужасную новость: на конкурирующей радиостанции уже полчаса как идет точно такой же марафон. И «креативная группа» под страхом массового увольнения садится изобретать новую тему дня. И пока диджеи старательно тянут время в эфире, креативщики шерстят сводки новостей. Терпящий бедствие катер со зверушками — это хорошо, но мелковато. И легким движением фантазии он превращается в огромный лайнер «Доктор наук профессор Шварценгольд», на борту которого находятся сто животных редчайших исчезающих видов. Например, африканская бородатая выхухоль, подкустовный выползень, ластоногая коза, североамериканский кролик-зануда и многие другие. С подачи «Как бы радио« известие о грядущей зоокатастрофе заполоняет новостные ленты. И в борьбу за спасение несчастных животных включаются МЧС,

Минобороны и даже якобы Бриджит Бардо, интервью с которой наспех монтируется из уроков французского для начинающих.

Высасывать из пальца сенсации — дело тяжёлое. Кадр из фильма

Фильм опять получился малобюджетным: уложились в мизерные по нынешним временам два миллиона долларов. Причем такое ощущение, что без некоторой части денег вполне можно было бы обойтись: стремительные облеты камеры вокруг земного шара «а-ля Бекмамбетов» в этой, в общем-то, камерной комедии смотрятся несколько неуместно. В остальном же камера вполне успешно демонстрировала преимущества киножанра перед сценическим. Чего стоит хотя бы диалог на почти гамлетовскую тему «пить или не пить на работе?», который ведет сам с собой Камиль Ларин! Такое ощущение, что актеры квартета (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов и Камиль Ларин) приспособились к экрану и стали играть аккуратнее: если в «Дне выборов» их театральные «ужимки и прыжки» смотрелись на большом экране несколько чрезмерными, то сейчас все выглядит куда органичнее.

Но сравнения со спектаклем все равно неизбежны. Главный плюс — это, пожалуй, шутки. Их стало больше. При этом «Квартет И», смеясь над такими «вечными» темами, как водка или расстройство желудка, загадочным образом умудряется произвести что-то свеженькое и в то же время балансировать на грани пошлости, при этом не переходя эту грань.

А главный минус — это «минус Кортнев». Из 10 пародийных песен, написанных для сценической версии и блестяще исполненных «Несчастным случаем» (три из которых, впрочем, уже «ушли» в «День выборов»), в фильме остался только финальный ремейк песни «Радио», а сам Алексей Кортнев оказался «задвинут» на роль любовника, терроризируемого звонками красотки Нонны Гришаевой. Зато в студии появляются натуральные «Мумий тролль», «Ногу свело», «Диана Арбенина», «Вопли Видоплясова» со своим родным репертуаром, что совершенно меняет жанр происходящего. Ведь одно дело дуэт «Против ветра» с гомерически смешной песней про снежинку, и совсем другое — Сергей Бабкин, поющий при свечах пронзительную лирику, от которой умы и души сотрудников радиостанции просветляются и на смену хлопотам о рейтинге приходят мысли: «И зачем я так живу?».

Спектакль был чистой, незамутненной пародией: пародийная радиостанция, пародийные как бы музыканты, пародийная как бы действительность. «Правило трех единств» (времени, места и действия) в спектакле соблюдалось жестко, и все представители мира за пределами радиостанции — от обитателей тонущего баркаса до застрявшего в лифте «Чайфа» — оставались некими абстрактными символами, винтиками, смазывающими ход радийной машины.

В фильме же фарсовое «Как бы радио» оказалось окруженным реальным шоу-бизнесом… да еще и реальной российской жизнью «за пределами МКАДа». Что сделало существование радиомирка, пронизанного заботами о рейтинге, шуточками и сплетнями… страшным, циничным и лишенным какого-либо смысла. Столько усилий для вымышленного спасения вымышленного лайнера — во имя, как заявляли сотрудники, «пробуждения в людях добрых чувств» — а баркас продолжает свой дрейф, и до него уже никому нет дела. Ведь, как справедливо отметил замминистра обороны, «гуманизмом мальчики в детстве занимаются».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: