Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Трагические роли прекрасны…»

27.03.2008
В конце марта театр «Старый дом» порадует новосибирцев новой премьерой — любовно-криминальнойдрамой французского классика Эмиля Золя «Тереза Ракен».

История роковой любви в «Старом доме»

Сцена из спектакля «Тереза Ракен»

В конце марта театр «Старый дом» порадует новосибирцев новой премьерой — любовно-криминальной драмой французского классика Эмиля Золя «Тереза Ракен».

«Пока я писал «Терезу Ракен«, я забыл весь свет, я с головой погрузился в точное, тщательнейшее изображение жизни, всецело отдавшись исследованию человеческого механизма, перипетии жестокой любви Терезы и Лорана», — так вспоминал Эмиль Золя о своей работе над пьесой. Пьесой, которая со временем прочно вошла в репертуары лучших театров мира.

«Тереза Ракен» — трагическая, психологически тонкая история женщины, юность которой протекла холодно и одиноко в кругу людей, так и не ставших для нее близкими и родными. Замужество без любви, фальшь, притворство — все это ввергает героиню в отчаяние, заставляет совершать ошибку за ошибкой. Замкнутая в себе самой и несчастливая в браке, Тереза встречает Лорана — мужественного, сильного, обаятельного. Такого непохожего на Камилла, ее законного супруга!..

История любви героев откроет для зрителя «самые острые, потаенные грани рокового влечения и неизбежного раскаяния», а возможно, вызовет ассоциации с произведениями русских классиков — напомнит лесковскую «леди Макбет» и мятущихся героев Достоевского.

Режиссером-постановщиком спектакля стал лауреат Государственной премии Грузии Автандил Варсимашвили, художником-постановщиком — Мирони Швелидзе. В спектакле будут задействованы ведущие актеры «Старого дома»: Лариса Решетько, Владимир Борисов, Андрей Бутрин, Александр Сидоров.

Одну из главных ролей исполнит народная артистка Российской Федерации Халида Иванова. Ее героиня — почтенная матушка «вечного ребенка» Камилла, мадам Ракен. Женщина, которой на склоне лет предстоит пережить то самое, чего она страшилась больше всего на свете… Судьба мадам Ракен — это рассказ о том, как безумно сложно быть матерью, о том, как непредсказуемо складываются порой семейные отношения. Отношения с людьми, за которых ты готов поручиться головой, а в один «прекрасный» день обнаруживаешь: в их душах таятся бездны самых невероятных секретов. Вечная тема супружеской честности, материнской привязанности, преступления и возмездия — разве все то, о чем писал Золя, не волнует сегодняшнего зрителя?

На протяжении долгой творческой биографии Халида Иванова сыграла множество ролей — и трагических, и комедийных. Причем каждая из героинь была в свое время для актрисы самой любимой, неповторимой и единственной: Федра (в одноименной пьесе Марины Цветаевой), Медея («Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» Хайнера Мюллера), Кручинина («Без вины виноватые» Александра Островского)…

— Каждая роль — это большой труд, — говорит Халида Иванова, беседуя с корреспондентом «Вечерки» в перерыве между репетициями. — Конечно, трагические роли прекрасны, но они заставляют нещадно тратить силы.

За минувшие десятилетия ведущими актрисами «Старого дома» была создана обширная галерея выразительных, ярких женских образов. Быть может, в тяготении к «женской» теме выражается специфика «Старого дома», который многими новосибирцами воспринимается именно как театр камерный, театр семейный?

— Такова современная жизнь, — поясняет Халида Иванова. — Именно женщины сегодня играют ведущие роли в самых разных сферах жизни. А вот с мужчинами ощущается напряженка: мужчин холят, лелеют, оберегают… Наверное, эти черты современной жизни и находят отражение на сцене.

Роль мадам Ракен, над которой сегодня работает Халида Иванова, требует больших эмоциональных затрат и высокого напряжения. Во втором акте героиня оказывается парализованной, поэтому актрисе придется передвигаться по сцене в кресле-каталке и находить тот особый язык, с помощью которого «изъясняется» немая, почти недвижимая женщина.

— Однажды мне уже приходилось играть нечто подобное, — вспоминает Халида Иванова. — В спектакле «Серебряная свадьба», который был продолжением пьесы выдающегося шведского писателя Августа Стриндберга «Двадцать лет спустя» (интересно, что Стриндберга до сих пор называют иногда «шведским Золя». — Т. Р.). На протяжении двух часов я играла немую женщину — фрекен Жюли, которая когда-то пыталась покончить с собой (взрезать горло бритвой). Все эмоции героини проживались глубоко внутри и на словах никак не выражались. «Серебряная свадьба» имела успех на сцене «Старого дома» и даже была показана на ежегодном Стриндберговском фестивале в Швеции.

О том, какие ощущения вызывает у актрисы история Терезы и Лорана, Халида Иванова говорит скупо и осторожно: ведь впереди премьера. Именно премьера покажет, насколько правы были создатели спектакля, предлагая свою трактовку классических персонажей.

— Человеку всегда хочется чего-то несбыточного, а счастье не зависит от внешних преград, потому что находится где-то внутри нас, — размышляет актриса. — Разве сплошь и рядом мы не видим таких матерей, как мадам Ракен? Я больше скажу: наверное, все матери немножечко такие, как она. И все-таки есть женщины, которые имеют мужество сказать: «Я тебя родила, а теперь — иди! Ты должен прожить свою жизнь так, как считаешь нужным…» Возможно, мадам Ракен просто слишком жалела себя, потому и поступала так, как ей было удобно. Эмиль Золя — гениальный автор. Он написал так, как подсказывало ему внутреннее чувство. А мы — актеры, зрители — находим себе в его произведениях пищу для раздумий, причем каждый видит свое.

Что еще можно добавить к сказанному? Разве только то, что главной героиней спектакля, наверное, является любовь.

Любовь многоликая, трудная, роковая, опасная… Крепкая, как смерть.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Новосибирцы хотят собирать мусор раздельно, но у многих нет контейнеров в шаговой доступности, чтобы выбросить отсортированный пластик, металл, стекло и бумагу. В регионе установлено свыше 2000 контейнеров, но перевозчики уверяют – только для Новосибирска нужно не менее 10000. Между тем, в некоторых дворах баки для раздельного сбора мусора и вовсе пропадают. 15 ноября, когда отмечают Всемирный день вторичной переработки, VN.ru решил изучить, чего еще не хватает для цивилизованного обращения с отходами.
31 декабря будет обычным будним днем, хотя и предпраздничным, а потому россиянам предстоит в этот день работать. Такое заявление сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Третью новосибирскую гимназию, что в Академгородке, отстроят заново. А к нерадивым предпринимателям, которые пополняют список незавершенных объектов капитального строительства, будут применять жесткие меры. Эти  решения озвучили в Законодательном собрании региона в среду, 13 ноября.
Новую щебеночную дорогу проложили в Луганске Карасукского района Новосибирской области. Теперь школьный и рейсовый автобусы без проблем забирают с остановки пассажиров и семерых учеников. В столетней истории небольшого села Студеновского сельсовета – это даже не ремонт, а строительство.
Агрессивную, но симпатичную блондинку из Новосибирской области задержали полицейские в аэропорту Толмачево, куда она прибыла авиарейсом из Москвы.
На минувших выходных в России отметили 100-летнюю годовщину со дня  рождения конструктора-оружейника Михаила Калашникова. Именно его разработка - автомат АК - в 1949 году был принят на вооружение Советской армии, с тех пор стал самым распространенным стрелковым оружием в мире. Тем временем, на вооружение Росгвардии приняли новую модель на основе знаменитой конструкции - автомат АК-200, который показали журналистам.
x^