История роковой любви в «Старом доме»
В конце марта театр «Старый дом» порадует новосибирцев новой премьерой
«Пока я писал «Терезу Ракен«, я забыл весь свет, я с головой погрузился в точное, тщательнейшее изображение жизни, всецело отдавшись исследованию человеческого механизма, перипетии жестокой любви Терезы и Лорана», так вспоминал Эмиль Золя о своей работе над пьесой. Пьесой, которая со временем прочно вошла в репертуары лучших театров мира.
«Тереза Ракен» трагическая, психологически тонкая история женщины, юность которой протекла холодно и одиноко в кругу людей, так и не ставших для нее близкими и родными. Замужество без любви, фальшь, притворство все это ввергает героиню в отчаяние, заставляет совершать ошибку за ошибкой. Замкнутая в себе самой и несчастливая в браке, Тереза встречает Лорана мужественного, сильного, обаятельного. Такого непохожего на Камилла, ее законного супруга!..
История любви героев откроет для зрителя «самые острые, потаенные грани рокового влечения и неизбежного раскаяния», а возможно, вызовет ассоциации с произведениями русских классиков напомнит лесковскую «леди Макбет» и мятущихся героев Достоевского.
Режиссером-постановщиком
Одну из главных ролей исполнит народная артистка Российской Федерации Халида Иванова. Ее героиня почтенная матушка «вечного ребенка» Камилла, мадам Ракен. Женщина, которой на склоне лет предстоит пережить то самое, чего она страшилась больше всего на свете Судьба мадам Ракен это рассказ о том, как безумно сложно быть матерью, о том, как непредсказуемо складываются порой семейные отношения. Отношения с людьми, за которых ты готов поручиться головой, а в один «прекрасный» день обнаруживаешь: в их душах таятся бездны самых невероятных секретов. Вечная тема супружеской честности, материнской привязанности, преступления и возмездия разве все то, о чем писал Золя, не волнует сегодняшнего зрителя?
На протяжении долгой творческой биографии Халида Иванова сыграла множество ролей и трагических, и комедийных. Причем каждая из героинь была в свое время для актрисы самой любимой, неповторимой и единственной: Федра (в одноименной пьесе Марины Цветаевой), Медея («Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» Хайнера Мюллера), Кручинина («Без вины виноватые» Александра Островского)
Каждая роль это большой труд, говорит Халида Иванова, беседуя с корреспондентом «Вечерки» в перерыве между репетициями. Конечно, трагические роли прекрасны, но они заставляют нещадно тратить силы.
За минувшие десятилетия ведущими актрисами «Старого дома» была создана обширная галерея выразительных, ярких женских образов. Быть может, в тяготении к «женской» теме выражается специфика «Старого дома», который многими новосибирцами воспринимается именно как театр камерный, театр семейный?
Такова современная жизнь, поясняет Халида Иванова. Именно женщины сегодня играют ведущие роли в самых разных сферах жизни. А вот с мужчинами ощущается напряженка: мужчин холят, лелеют, оберегают Наверное, эти черты современной жизни и находят отражение на сцене.
Роль мадам Ракен, над которой сегодня работает Халида Иванова, требует больших эмоциональных затрат и высокого напряжения. Во втором акте героиня оказывается парализованной, поэтому актрисе придется передвигаться по сцене
Однажды мне уже приходилось играть нечто подобное, вспоминает Халида Иванова. В спектакле «Серебряная свадьба», который был продолжением пьесы выдающегося шведского писателя Августа Стриндберга «Двадцать лет спустя» (интересно, что Стриндберга до сих пор называют иногда «шведским Золя». Т. Р.). На протяжении двух часов я играла немую женщину фрекен Жюли, которая
О том, какие ощущения вызывает у актрисы история Терезы и Лорана, Халида Иванова говорит скупо и осторожно: ведь впереди премьера. Именно премьера покажет, насколько правы были создатели спектакля, предлагая свою трактовку классических персонажей.
Человеку всегда хочется
Что еще можно добавить к сказанному? Разве только то, что главной героиней спектакля, наверное, является любовь.
Любовь многоликая, трудная, роковая, опасная Крепкая, как смерть.