Новосибирск 3.2 °C

«Трагические роли прекрасны…»

27.03.2008 00:00:00

История роковой любви в «Старом доме»

Сцена из спектакля «Тереза Ракен»

В конце марта театр «Старый дом» порадует новосибирцев новой премьерой — любовно-криминальной драмой французского классика Эмиля Золя «Тереза Ракен».

«Пока я писал «Терезу Ракен«, я забыл весь свет, я с головой погрузился в точное, тщательнейшее изображение жизни, всецело отдавшись исследованию человеческого механизма, перипетии жестокой любви Терезы и Лорана», — так вспоминал Эмиль Золя о своей работе над пьесой. Пьесой, которая со временем прочно вошла в репертуары лучших театров мира.

«Тереза Ракен» — трагическая, психологически тонкая история женщины, юность которой протекла холодно и одиноко в кругу людей, так и не ставших для нее близкими и родными. Замужество без любви, фальшь, притворство — все это ввергает героиню в отчаяние, заставляет совершать ошибку за ошибкой. Замкнутая в себе самой и несчастливая в браке, Тереза встречает Лорана — мужественного, сильного, обаятельного. Такого непохожего на Камилла, ее законного супруга!..

История любви героев откроет для зрителя «самые острые, потаенные грани рокового влечения и неизбежного раскаяния», а возможно, вызовет ассоциации с произведениями русских классиков — напомнит лесковскую «леди Макбет» и мятущихся героев Достоевского.

Режиссером-постановщиком спектакля стал лауреат Государственной премии Грузии Автандил Варсимашвили, художником-постановщиком — Мирони Швелидзе. В спектакле будут задействованы ведущие актеры «Старого дома»: Лариса Решетько, Владимир Борисов, Андрей Бутрин, Александр Сидоров.

Одну из главных ролей исполнит народная артистка Российской Федерации Халида Иванова. Ее героиня — почтенная матушка «вечного ребенка» Камилла, мадам Ракен. Женщина, которой на склоне лет предстоит пережить то самое, чего она страшилась больше всего на свете… Судьба мадам Ракен — это рассказ о том, как безумно сложно быть матерью, о том, как непредсказуемо складываются порой семейные отношения. Отношения с людьми, за которых ты готов поручиться головой, а в один «прекрасный» день обнаруживаешь: в их душах таятся бездны самых невероятных секретов. Вечная тема супружеской честности, материнской привязанности, преступления и возмездия — разве все то, о чем писал Золя, не волнует сегодняшнего зрителя?

На протяжении долгой творческой биографии Халида Иванова сыграла множество ролей — и трагических, и комедийных. Причем каждая из героинь была в свое время для актрисы самой любимой, неповторимой и единственной: Федра (в одноименной пьесе Марины Цветаевой), Медея («Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» Хайнера Мюллера), Кручинина («Без вины виноватые» Александра Островского)…

— Каждая роль — это большой труд, — говорит Халида Иванова, беседуя с корреспондентом «Вечерки» в перерыве между репетициями. — Конечно, трагические роли прекрасны, но они заставляют нещадно тратить силы.

За минувшие десятилетия ведущими актрисами «Старого дома» была создана обширная галерея выразительных, ярких женских образов. Быть может, в тяготении к «женской» теме выражается специфика «Старого дома», который многими новосибирцами воспринимается именно как театр камерный, театр семейный?

— Такова современная жизнь, — поясняет Халида Иванова. — Именно женщины сегодня играют ведущие роли в самых разных сферах жизни. А вот с мужчинами ощущается напряженка: мужчин холят, лелеют, оберегают… Наверное, эти черты современной жизни и находят отражение на сцене.

Роль мадам Ракен, над которой сегодня работает Халида Иванова, требует больших эмоциональных затрат и высокого напряжения. Во втором акте героиня оказывается парализованной, поэтому актрисе придется передвигаться по сцене в кресле-каталке и находить тот особый язык, с помощью которого «изъясняется» немая, почти недвижимая женщина.

— Однажды мне уже приходилось играть нечто подобное, — вспоминает Халида Иванова. — В спектакле «Серебряная свадьба», который был продолжением пьесы выдающегося шведского писателя Августа Стриндберга «Двадцать лет спустя» (интересно, что Стриндберга до сих пор называют иногда «шведским Золя». — Т. Р.). На протяжении двух часов я играла немую женщину — фрекен Жюли, которая когда-то пыталась покончить с собой (взрезать горло бритвой). Все эмоции героини проживались глубоко внутри и на словах никак не выражались. «Серебряная свадьба» имела успех на сцене «Старого дома» и даже была показана на ежегодном Стриндберговском фестивале в Швеции.

О том, какие ощущения вызывает у актрисы история Терезы и Лорана, Халида Иванова говорит скупо и осторожно: ведь впереди премьера. Именно премьера покажет, насколько правы были создатели спектакля, предлагая свою трактовку классических персонажей.

— Человеку всегда хочется чего-то несбыточного, а счастье не зависит от внешних преград, потому что находится где-то внутри нас, — размышляет актриса. — Разве сплошь и рядом мы не видим таких матерей, как мадам Ракен? Я больше скажу: наверное, все матери немножечко такие, как она. И все-таки есть женщины, которые имеют мужество сказать: «Я тебя родила, а теперь — иди! Ты должен прожить свою жизнь так, как считаешь нужным…» Возможно, мадам Ракен просто слишком жалела себя, потому и поступала так, как ей было удобно. Эмиль Золя — гениальный автор. Он написал так, как подсказывало ему внутреннее чувство. А мы — актеры, зрители — находим себе в его произведениях пищу для раздумий, причем каждый видит свое.

Что еще можно добавить к сказанному? Разве только то, что главной героиней спектакля, наверное, является любовь.

Любовь многоликая, трудная, роковая, опасная… Крепкая, как смерть.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: