Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дети: право на любовь и защиту

28.03.2008
Девяносто процентов родителей, которые физически наказывают детей, не хотят им зла. Это свидетельство педагогической беспомощности.

«Действительно, все просто и ясно: вот рядом мама, вот ее руки — и жизнь продолжается, появляется уверенность, что все будет хорошо».

Наташа, 10 класс

«Работа со случаем»

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения продолжает обучение специалистов Ленинского района Новосибирска, а также Куйбышевского и Искитимского районов Новосибирской области технологии раннего выявления и работы с семьями в социально опасном положении.

Обнаруживаются такие семьи, как правило, когда неблагополучие зашло уже далеко. Но заметить его можно гораздо раньше. Ребенок начал пропускать школу, замкнулся — что-то случилось! Как узнать, как помочь? Как войти в семью, чтобы помощь была принята с доверием, чтобы не навредить? Это и есть «работа со случаем», которую должны освоить специалисты новой формации, не только из органов социальной защиты, но и здравоохранения, образования, территориальных общественных самоуправлений (ТОСов). Национальный фонд оказывает методическую поддержку в эксперименте по созданию системы реабилитации семей группы риска.

Пожалуй, главное новшество, если коротко — детальный подход к «случаю», всесторонний анализ и осторожные действия. Вот лишь несколько ключевых тем обучения. Признаки жестокого обращения с детьми. Диагностика, расследование и оценка риска безопасности ребенка. Установление контакта во время сбора информации. Критерии оценки семьи. Технология планирования работы со случаем: выявление проблем, сбор информации. Организация взаимодействия с семьей. Вовлечение отцов в реабилитационную работу. Понятно, что нет возможности в короткой заметке рассказать подробно о непростых технологиях. Всего один вопрос от нашего корреспондента:

— Что понимать под термином «жестокое обращение с ребенком»? Только лишь физическое, сексуальное насилие, как это толкуется в статье Уголовного кодекса?

— И психологическое насилие тоже, — объяснил врач-психотерапевт из Томска, где новшества опробованы на практике, ведущий семинара Сергей Борзов. — Это также и пренебрежение нуждами ребенка, то есть в прямом смысле отказ в том, что ему необходимо для развития и жизни.

какие могут быть признаки?

внешние, и поведенческие — эмоциональные. Ребенок начал уходить из дома, стал плаксивым, замкнулся. Или вдруг изменился внешне, отрастил длинные волосы, носит одежду с длинными рукавами. Не исключено, что скрывает следы побоев. Или, допустим, такое явление, как эмоциональное отторжение, когда родители нередко говорят: «От тебя одни неприятности и проблемы». Или оставляют детей одних дома. Понятно, что одно дело, когда ребенку двенадцать-пятнадцать лет, и другое — когда он дошкольник. Для маленьких это сильнейший стресс.

Конечно, каждый такой факт надо оценивать отдельно. У нас до сих пор нет четкого общественного мнения о том, что бить детей нельзя. Потому и возникают вопросы: а как воспитывать? Мы не раз обсуждали эту проблему. Убежден, любое физическое наказание имеет последствия дальние и более болезненные, чем достижение ближайшей воспитательной цели. К тому же, битье чаще всего происходит во время всплесков родительского гнева. Это еще хуже. Ребенок помнит боль, но не свою вину. Это сильнейшее негативное воздействие на психику. Такие дети потом бьют младших, слабых. А когда вырастают, бьют стариков-родителей, в этом я не раз убеждался как психотерапевт.

Девяносто процентов родителей, которые физически наказывают детей, не хотят им зла. Это свидетельство педагогической беспомощности. При организации раннего выявления семейного неблагополучия важно сохранить семью, показать родителям истинность намерений социального работника, действовать вместе. Только лишь запрещать бить ребенка бесполезно, такие родители найдут не менее травматичные способы «воспитания». Социальный работник должен быть готовым помочь использовать конструктивные методы воздействия. А не так, как было раньше — изъять ребенка… Такова главная цель наших семинаров.

Дедушки и внуки

В детскую библиотеку имени Гайдара на прошлой неделе пришли дедушки и бабушки. Нет, они не ошиблись адресом, их пригласили персонально. Чаще всего именно они и другие родственники заменяют социальным сиротам родителей. И теперь все вместе они смогут собираться здесь часто. В библиотеке имени Гайдара впервые в Ленинском районе создан Клуб опекунских семей.

— Эти семьи живут каждая сама по себе. Но, как мы поняли, у них есть необходимость расширить круг общения, — считает директор библиотеки Нина Резник. — Такой проект мы разработали. Нам есть что предложить и детям, и опекунам. Конечно, разнообразное чтение в первую очередь. Как выясняется, есть очень талантливые юные читатели. Сейчас, в последнюю неделю марта, проходит второй фестиваль «Пусть всегда будет книга», в нем могут принять участие и ребята из опекунских семей. Мы их также пригласим участвовать в программе «Лето с книгой». В конце августа подведем итоги: одни пишут отзывы, порой очень пространные и интересные, другие сами сочиняют. Да, очень актуально возрождение потребности к чтению. Но не только. У нас больше года действует бесплатно компьютерный класс с выходом в Интернет. По воскресеньям для воспитанников детских домов, для детей с ограниченными возможностями открыт специальный отдел «Теплый дом». Здесь учат работать на компьютере. А еще мы предлагаем «Книгу на экране», рассказываем о писателе, показываем экранизации. И отмечаем: дети берутся за книгу. Очень важно возродить любовь к чтению. Библиотека сотрудничает с Новосибирской филармонией. Каждый месяц в читальном зале живая музыка. Дети получают колоссальный объем информации, эмоционально поданной профессионалами. Последняя встреча посвящена была ученику и учителю — Прокофьеву и Рахманинову. Сначала рассказ о композиторах, об инструментах оркестра. Запомнилось, как дети слушали оперу «Петя и волк» в концертном исполнении.

На первой встрече в Клубе опекунских семей гостям показали библиотеку, а ее фонд сто тысяч книг. Девочек особенно увлек отдел, где можно посмотреть самые разнообразные женские журналы, а также выставка плетения бисером. Взрослым предложили анкету, чтобы выяснить, какие предложения библиотеки им более всего интересны. Уже ясно, что очень важно дать детям дополнительную возможность интересного и полезного досуга. Заинтересовали филармонические концерты: «Будем посещать их вместе с ребятами». И чуть не всем очень нужны встречи с психологом. «Обязательно организуем, специалист есть», — обещала директор библиотеки.

«Минное поле» и салфетки для стола

В два этапа в детско-юношеском центре имени Чехова в Ленинском районе прошли праздники-соревнования для девочек и мальчиков. Участники — воспитанники двух детских домов и дети с непростыми жизненными обстоятельствами, состоящие на учете в отделении профилактики безнадзорности районного комплексного центра социального обслуживания.

В «Весёлых стартах« в конкурсах «А ну-ка, парни» участвовало одиннадцать команд. Ребята демонстрировали силу, ловкость, скорость, точность, то есть все качества, свойственные сильной половине. Переправа — «пересечение местности» с использованием обруча. Конница — преодоление дистанции прыжками на больших мячах. Пришлось пацанам преодолевать «минное поле», «доставлять боеприпасы». И вообще выполнять «боевое задание»: пролезать под «колючей проволокой» и метать мячи в цель. Судейство было строгим: за каждое нарушение три штрафных секунды команде. Но зато сколько азарта, веселья и раскованности! Первое место заняла команда детского дома N 6.

Там же, у «Чехова«, через три недели прошли соревнования «А ну-ка, девушки». Если ребята, как положено, выступали в камуфляже, то их сверстницы появились нарядные, как цветочки: все цвета радуги в платьях, бантиках, оборочках…

Но сначала с девочками провели мастер-классы, как это сейчас модно. Учащиеся колледжей, техникумов района показали, что умеют сами. Будущие парикмахеры и визажисты провели уроки стрижки, плетения косичек, макияжа. Колледж культуры продемонстрировал элементы современного танца. Будущие повара поделились секретами сервировки стола. А потом за чашкой чая участницы конкурса «Весенняя фантазия» показали, что умеют сами. Девочки сами разнообразно заворачивали салфетки, делали прически, танцевали. Победители, да и все, кто не побоялся выступать, получили призы и подарки.

Всей семьёй — в «Ковчег»

Самое сильное впечатление от встреч в «Ковчеге»: видишь крохотных малышей — чуть больше года, как они карабкаются на сцену, на площадку, где танцуют, поют их старшие братья и сестры. Забавная и яркая иллюстрация к «пространству дружеского общения» и «общему типу семейного жизнеустройства».

Слова в кавычках — самые главные из программы cемейного клуба «Ковчег», созданного в сентябре в Доме культуры им. Станиславского. А цель, если коротко, — популяризация приемной семьи, профилактика риска повторных возвратов детей в сиротские учреждения. (Увы, такое случается). В Ленинском районе 37 приемных семей, а в них почти 90 детей, родных меньше двадцати.

В марте здесь весело отметили праздник Широкой Масленицы. Родителей с детишками всех возрастов, младшему нет и года, встретили ряженые из дружественного театрального коллектива Дома культуры им. Клары Цеткины. Тут же и ярмарка шумела, со сластями, цветными платочками и другими яркими безделицами. Приемная семья Плучевских дала настоящее цирковое представление — номера со змеей, голубями, акробатами. А потом чаепитие с блинами, хороводы, игры, например, азартные петушиные бои. А на улице сжигание Масленицы, как и положено.

Лишь один праздник. Здесь, у «Станиславского», свой дом для приемных семей. Если строго официально, то это «организация культурного досуга, помощь специалистов, трансляция в общество позитивного опыта приемной семьи». А на практике много всего интересного: дети бесплатно занимаются в творческих коллективах, предпочитают бальные танцы, а также спортивные в студии «Зевс». Для малышей привлекательна школа раннего развития «Радуга» — поют, рисуют. Ездили в Ботанический сад, посетили среди зимы оранжерею с диковинными растениями. Создается видеоархив «Ковчега», в планах собственная видеостудия.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Как известно, язык приспосабливается под запросы большинства его носителей. Накануне Дня славянской письменности редакция VN.ru изучила, какие новые словоформы появились в нашей речи с приходом эры интернета, и с чем это может быть связано. «Дружочек», «пивасик», «годовасик» и «человечек» - мы собрали слова, от которых начинается нервный тик.
Торжественное награждение финалистов областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года»-2019 второй раз прошло в Новосибирске. Лучшим воспитателем жюри признало музыкального руководителя Анну Петрову из детского сада №21 Новосибирска.

Носятся по этажам, выбегают на недостроенные балконы, кидают сверху мусор – дети на Затулинском жилмассиве Новосибирска облюбовали для игр недостроенную высотку, сообщили местные СМИ. Этим заинтересовались в прокуратуре.
Мама-утка бросила выводок птенцов у Димитровского моста в Новосибирске. Как пояснили эксперты, птица испытала большой стресс из-за автотранспорта и потому улетела. Утят пришлось спасать волонтерам.
«До сих пор не могу поверить, что все это происходит с моей семьей», - говорит Александр Охотин, 25-летний житель Бердска Новосибирской области. Он стал знаменит в одночасье после скандала с начмедом бердской ЦГБ Надеждой Шахатовой.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.