Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Защитить интересы гражданина!

02.04.2008
Депутат Госдумы Валентин Бобырев о том, какие нужны изменения в Закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Депутат Госдумы Валентин Бобырев о том, какие нужны изменения в Закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Член политсовета Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия», заслуженный юрист РФ Валентин Бобырев был избран в Государственную думу от Новосибирской области. Он активно работает в думском Комитете по безопасности, возглавляет подкомитет по законодательству в сферах обеспечения контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, противодействия нелегальной миграции, безопасности на дорогах Российской Федерации.

Сейчас обсуждается вопрос о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Речь идет, например, об уточнении полномочий прокурора при осуществлении надзора за производством предварительного следствия.

По нашей просьбе Валентин Васильевич рассказал, какие нужны изменения в закон и почему это сегодня очень важно.

— Почему сегодня говорят о необходимости перемен в производстве предварительного следствия и прокурорском надзоре за соблюдением прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений?

— Федеральный закон от 5 июня 2007 года разграничил функцию прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и функцию организации расследования преступлений органами прокуратуры. Однако при этом оказались существенно ограничены весьма важные, с точки зрения осуществления надзора за предварительным следствием, процессуальные полномочия прокурора.

Тем самым вполне возможны негативные последствия, связанные с ухудшением качества и удлинением сроков расследования уголовных дел, а также усилением бюрократических процедур.

Кроме того, важно учесть и то, что предметом прокурорского надзора за органами предварительного расследования является не только деятельность следователей Следственного комитета при прокуратуре, но, в основном, следователей иной ведомственной принадлежности (МВД, ФСКН, ФСБ, ФТС), в производстве которых сосредоточено 90% уголовных дел. При этом качественный состав следственных подразделений этих органов оставляет желать лучшего. Например, лишь 60% следователей органов внутренних дел имеют высшее юридическое образование.

— Какова главная цель перемен?

— Нужно обеспечить, чтобы независимое предварительное следствие сопровождалось действенным надзором прокуратуры за органами предварительного расследования, а процессуальные полномочия прокуроров, следователей и дознавателей стали бы более сбалансированными. Это послужит укреплению защиты прав и законных интересов граждан, общества.

Отсутствие у прокурора возможности активно влиять на предварительное следствие в случаях, когда он усматривает в действиях следователя отступление от требований уголовно-процессуального закона, установленная в УПК РФ процедура разрешения требований прокурора об устранении нарушений законности никак не могут считаться оптимальными и соответствующими мировой практике деятельности прокуратуры.

Так, согласно положениям статьи 37 УПК РФ, прокурор лишен права на возбуждение и прекращение уголовного дела, отмену незаконных постановлений следователей, дачу обязательных для исполнения указаний. Во всех системах права прокуратура осуществляет уголовное преследование, руководит работой полиции по расследованию преступлений, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законности, прав и свобод граждан органами расследования.

— Получается, проблем немало, и очень серьезных…

— Существующее в УПК РФ разграничение функций прокурорского надзора за предварительным расследованием и собственно расследования уголовных дел привело к тому, что руководители органов предварительного следствия играют ведущую роль в части процессуального контроля за законностью его осуществления подчиненными им следователями. В результате руководители следственных органов обладают такими полномочиями, которые традиционно принадлежат надзирающему прокурору.

Это ослабляет внешний контроль за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а в силу заинтересованности в его результатах такой ведомственный контроль не может считаться эффективным.

Между тем практика неизменно отражала достаточно высокую результативность прокурорского надзора за органами предварительного расследования. Например, в 2006 году прокурорами по 494 тысячам уголовных дел были даны письменные указания, ими отменено более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и более 38 тыс. постановлений о прекращении уголовного дела, 220 тыс. материалов возвращены для дополнительной проверки, более чем в 18 тысячах случаев следователям и дознавателям отказано в даче согласия на возбуждение уголовных дел.

Ежегодно в стране остаются нераскрытыми более 1,5 млн преступлений, в т. ч. около 500 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений. Лишение прокурора процессуальных полномочий, которые позволяют реально осуществлять надзор за законностью расследования преступлений, может привести к еще более масштабным нарушениям прав потерпевших.

— И что же нужно изменить?

— В статьи 37 и 38 УПК РФ предлагается внести изменения, предусматривающие наделение прокурора такими важнейшими процессуальными полномочиями, как право возбуждать уголовное дело по фактам нарушений уголовного закона, выявленных им при осуществлении прокурорских проверок, прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, установленных законодательством, а также давать следователю, органу дознания и дознавателю обязательные для них указания, обжалование которых вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение.

При этом определяется круг указаний прокурора, которые в случае несогласия с ними следователя, дознавателя, органа дознания могут быть обжалованы ими, однако не подлежат немедленному исполнению.

В статью 39 УПК РФ вносятся изменения, конкретизирующие обязанность руководителя органа следствия отреагировать на указания прокурора, данные им следователю в связи с установлением отступления от требований законодательства. Тем самым прокурор получает реальную возможность выполнять возложенную на него процессуальным законом (часть 1 статьи 37 УПК РФ) функцию осуществления уголовного преследования.

— Какие еще есть новости?

— Намечаются перемены касательно введения нового сокращенного порядка досудебного производства — возбуждения и направления в суд уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести без производства предварительного расследования. При этом обязательными условиями применения новой процессуальной процедуры будут: установление лица, совершившего преступление, признание им своей вины, а также наличие его письменного согласия и согласия лица, пострадавшего от этого преступления, на сокращенный порядок досудебного производства.

Использование сокращенного порядка досудебного производства позволит намного уменьшить число подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания в период предварительного расследования. Это очень важно!

Значительное сокращение объема оперативно-следственной работы по уголовным делам упомянутых категорий позволит снизить общую нагрузку правоохранительных органов, направить их усилия и высвободившиеся ресурсы на своевременное и эффективное предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений.

— Часто спорят, кто же должен вести дела?

— Действительно, проблемой, которая требует самого пристального изучения, является передача значительной части уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести из подследственности органов предварительного следствия в подследственность органов дознания различной ведомственной принадлежности.

Сфера действия предполагаемых изменений может охватить около 50% уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, или каждое третье преступление, предусмотренное УПК РФ (более 200 из почти 600 составов преступлений).

Исключение из этого составят следователи Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в чьей подследственности, помимо уголовных дел публичного обвинения о тяжких и особо тяжких преступлениях, сохранятся и уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенные лицами, перечисленными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй статьи 151 и части первой статьи 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи различных судов, должностные лица ФСБ, СВР, ФСО, органов внутренних дел и т. д.), а также о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, и преступлениях против жизни (статьи 106–110 УК РФ).

Кроме того, в подследственности следователей ФСБ России предполагается оставить уголовные дела публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести, посягающие на экономическую, общественную и государственную безопасность. Независимо от степени тяжести преступлений предполагается практически полностью сохранить существующую подследственность следователей различной ведомственной принадлежности по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ), против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ).

— Какой эффект могут дать эти меры?

— Предлагаемое существенное перераспределение подследственности по уголовным делам упомянутых категорий позволит органам предварительного следствия в максимальной степени сосредоточить свои усилия на своевременном и качественном предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, оптимизировать досудебное производство по уголовным делам при полном обеспечении и неукоснительном соблюдении конституционных прав и свобод граждан.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
О Новосибирске и жители, и гости порой спорят до хрипоты: одни восхищаются его мощью и размахом и искренне считают столицей Сибири, другие, наоборот, обвиняют город на Оби в том, что он серый, мрачный и скучный.
В Новосибирске уже можно кататься на горных лыжах – первый ГЛК в черте города открыл сезон. Остальные намерены начать принимать гостей в ближайшее время. Есть и невеселые новости – закрыт один из самых популярных курортов в пригороде областного центра. Подробности в обзоре VN.ru.
Губернатор Андрей Травников провёл ночное совещание в оперативном штабе, развернутом на месте коммунальной аварии в Северо-Чемском микрорайоне Новосибирска. Глава региона прервал работу на форуме «Транспорт России-2019» и срочно вылетел в Новосибирск, чтобы лично проконтролировать ход работ по восстановлению теплоснабжения в жилых домах и социальных учреждениях.
Сердце Новосибирской консерватории, главный музыкальный орган - орган разбирают на части. Инструмент с полувековой историей демонтируют и на время законсервируют. За полный цикл работ отвечают специалисты двух стран - России и Германии. Им потребуется не меньше двух лет, чтобы провести реконструкцию и вернуть орган в Большой зал консерватории.
В 2019 году в Новосибирске на четверть выросло число дефектов на теплосетях. Самая критичная ситуация наблюдается в Ленинском и Кировском районах. Тепловые сети изношены, нужно менять десятки километров труб, на это необходимы миллиарды рублей. Однако энергетики признают – пока большую часть времени у ремонтных бригад занимает устранение аварий, а не их предупреждение.
Предновогодний день 31 декабря будет рабочим по всей России. Однако Томская область решила отдыхать и перенесла рабочий день на субботу, 28 декабря, чем вызвала зависть у своих соседей – жителей Новосибирска.
x^