Иногда верующим в гостях приходится сталкиваться с самыми настоящими провокациями
Фото Сергея ПЕРМИНА
Нынешний год, как никогда, напомнил о временной разнице празднования одних и тех же праздников Православной и Католической Церквями. Если католики ещё 23 марта отметили Пасху, то у православных продолжаются размеренные дни Великого поста, и посему многие российские СМИ публикуют материалы на тему: как правильно провести пост?
Даже главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступил с заявлением, что детям, в отличие от взрослых, не следует ограничивать себя в белковой пище во время Великого поста. На это заявление тут же отреагировала Московская патриархия, представитель которой священник Михаил Прокопенко высказав благодарность Онищенко «за заботу о наших маленьких православных согражданах», разъяснил, что в Православной Церкви послабление в посте детям было всегда: «Пост как упражнение в благочестии существует для всех людей, но его мера, конечно, должна регулироваться. Пост не должен быть в подлинном смысле слова истязанием человеческого тела, тем более детского. Поэтому к этому вопросу нужно подходить с мудрым рассуждением, которое учитывало бы и насущные потребности детского организма». «Несомненно, дети, особенно маленькие, должны вкушать скоромное во время поста, но это не значит, что пост для них должен отсутствовать как таковой», добавил отец Михаил. В частности, он привёл пример, как в некоторых православных семьях детей ограничивают в сладостях или просмотре мультфильмов, тогда как завтрак, обед и ужин для них остаются скоромными.
Согласно церковной традиции, послабление в посте существует не только для детей, но и для беременных женщин, кормящих матерей, учащихся. Для православной учащейся молодёжи, горящей в вере и соблюдении традиций, поститься по Уставу на практике означает зарабатывание вегетососудистой дистонии, поэтому священники благословляют своих духовных чад на вкушение рыбы в течение всего Великого поста. Для остальных рыба за весь
Послабление в посте даётся также воинам, заключённым, путешествующим, то есть тем, кто не волен сам распоряжаться своей трапезой. Зная эти послабления, некоторые умудряются проводить Великий пост в сплошных командировках: мол, путешествующий я, что с меня взять? Но такие ухищрения встречаются лишь среди новоначальных, а среди настоящих верующих исключены. А вот вопрос: как поступать постящемуся человеку в гостях у тех, кто не постится, возникает довольно часто. Так же как и вопрос: как вести себя на корпоративных вечеринках, да и на том же празднике
С одной стороны, чтобы не возгордиться перед непостящимися и не обидеть их, можно отведать скоромное, вспомнив при этом подобные случаи из древних патериков, в которых рассказывается как строгие
Случилась эта история несколько лет назад в одном из сибирских сёл. В старинном селе верующие организовали общину, восстановили порушенный некогда храм и написали архиерею прошение о назначении им священника на постоянной основе. И вот в село приехал молодой священник с матушкой и тремя детьми. Многодетный батюшка сразу пришёлся сельчанам по душе, особенно после его первой службы и проникновенной проповеди. Сам же священник, обосновавшись в отведённом ему доме, решил более близко познакомиться со своими прихожанами и начал обходить дворы. Там поговорит, тут побеседует, и так подошло время обеда. И вот в очередном доме хозяин усадил гостя за стол и дал хозяйке команду сварить пельменей. Уже потом священник вспомнил, как недоумённо взглянула крестьянка на мужа, но в тот раз значения этому не придал, хотя и помнил, что день по церковному календарю постный. Памятуя же древние патерики, где говорилось,
Историю эту нам рассказал тот самый священник, который до сих пор служит в том сибирском селе, и не только рассказал, но и разрешил поделиться ею с читателями страницы «Вера. Надежда. Любовь».