Новосибирск -4.5 °C

У каждого свои тараканы

05.04.2008 00:00:00

Если вы не были студентом и среди ваших близких — детей, племянников и внуков — нет ни одного из их среды, дальше можете не читать. Вам трудно будет понять, почему в мире нет проблем, которые не могли бы разрешить студенты, как и нет ничего, из чего бы они не могли создать проблему мирового масштаба. Причем делается это очень просто: например, берется один таракан… Впрочем, обо всем по порядку.

Была бы воля зрителей, «Шнобелевская премия» досталась бы всем докладчикам

«Говорят, что в мире нет вуза альма-матерней…», как поётся в известной песне об НГУ «На Пирогова». И учащиеся университета вот уже третий год подряд «доказывают» своими антинаучными теориями верность этих слов. Вот и в нынешнем году, незадолго до Дня смеха, 1 апреля, восемь человек вступили в жёсткую схватку за «Шнобелевскую премию» — так именуется мероприятие, традиционно проходящее на естественном факультете

Двери аудитории, в которой оно проходило, были распахнуты для всех желающих. Поэтому даже ничего не смыслящие в биологии и химии гуманитарии спешили занять место. Некоторые впоследствии возмущались: «Что за локал?», но большинство смеялись таким близким по жизни и в то же время научно сформулированным доказательствам и громко аплодировали.

Первой неожиданностью стало участие студента физического факультета, который ничем не уступал по антинаучности «феникам». Второй — одним из членов компетентного жюри выступил Владимир Собянин (впервые ректор НГУ слушал несуразицу с явным удовольствием и живо участвовал в дискуссии). А рядом сидели и другие эксперты: декан ФЕН, доктор химических наук Владимир Резников; доктор химических наук, доцент кафедры молекулярной биологии, обладатель золотого знака «Национальное достояние России» Татьяна Годовикова и доктор биологических наук, профессор Павел Бородин. Ну а третья, и самая приятная неожиданность — темы докладов, совершенно различных по тематике, но таких знакомых каждому студенту.

Сплошное туннелирование!

Условно работы поделились на несколько категорий: для облегчения обучения студентов, для улучшения их существования вне учебы и относящиеся к студентам косвенно, но тоже очень интересные.

Евгений Апарцин, 3 курс ФЕН, всегда считал, что настоящему студенту-химику очень тяжело верно выполнять практикумы по аналитической химии. Поэтому путем долгих раздумий он все-таки нашел способ получения верных ответов без точного воспроизведения методики. Общее название этих методов — «подгонометрические». Среди них он выделил: нормализационный метод, основанный на введении поправочных коэффициентов, волюмографический, мультирегрессионный.

Если метод Евгения применим, в большей мере, только к точным наукам, то Анастасия Коваль в своей работе «Мембранная теория обучения» уделила внимание другой стороне проблемы, связанной с успешной учебой. Она рассмотрела вопрос памяти и усвоения лекций. Объектом исследования стал «студент обыкновенный, из популяции студентов НГУ». Она выявила три типа получения знаний студентами: первичный активный транспорт затрат — когда студент сидит, учится, читает; вторичный активный транспорт АТФ, когда силы затрачиваются на другие процессы, необходимые для получения знаний; пассивный по градиенту знаний (просто спит на книжке, и знания перетекают в мозг).

А вот Георгий Филоненко и Николай Косинов перевернули традиционное знание о человеческом мозге, в частности, о мозге студента, и доказали, что первичное его состояние носит название «квазимозг». История открытия этого гениального феномена принадлежит русскому ученому Виктору Плюснину. Случилось это, когда он произнес: «У вас в голове как бы мозг…» Тогда Георгий и Николай решили самостоятельно исследовать это явление и найти пути превращения квазимозга в настоящий мозг. А способно произойти это превращение только под грузом знаний. Дальнейшие доказательства и неожиданные заявления докладчиков вызывали несмолкаемый смех и овации у всей аудитории. Мы узнали, что знания — такая частица, которая имеет квантово-механическую природу: для нее характерны волновые свойства, т.е. «огибание» студентов как тел, к знаниям индифферентных, а также квантово-механическое туннелирование — преодоление потенциального барьера, которым является мозг студента. К тому же знания имеют очень короткое время жизни: период полураспада равен 5 минутам, а полного — 10 минутам. Дальше доказательства начали опираться уже на настоящие данные и эксперименты перед аудиторией. Молодые люди ввели в обращение новую величину, названную по имени студентки Насти Сергеевской, «1 серг» — количество знаний, получаемых после прочтения одной страницы лекций этой девушки.

И наконец, мы узнали, что настоящий человеческий мозг появится у нас только перед защитой диплома, когда уже некуда деваться.

Доклад нетрадиционной ориентации

Теперь студенты о прусаках знают всё

После таких «научных» докладов очень кстати было послушать и работы, так сказать, для души. Марк Андреев, как истинный физик, посвятил свое исследование траекториям существования человеческих тел в танце «хастл». Его работа «Торсионное поле социального танца» пришлась по вкусу всем. Особенно эффектно смотрелась его помощница, с которой они продемонстрировали несколько па. Марк тоже не скупился на введение своих определений. Так, по его мнению, танец — вертикальное осуществление горизонтальных желаний. А торсионное поле — от слова «торс». И уже в действии он продемонстрировал, как взаимодействуют партнер и партнерша во время исполнения танца.

Дмитрий Власов и Сергей Исаенко посвятили работу «наболевшему». Студенческие общежития — не самое лучшее место для оценки санитарного состояния. И главная проблема — тараканы. Именно с этой бедой решили бороться юные новаторы. Главный принцип их теории — «клин клином». По их заявлению, в течение двух лет в Институте цитологии и генетики выводили новый вид тараканов, которых окрестили «чистюлями». И сегодня нам представили (к сожалению, не вживую, «потому что они боятся скопища людей») этих тараканов в действии. Главное их достоинство — они абсолютно стерильны и призваны к тому, чтобы наводить порядок в комнатах студентов: выносить мусор, протирать пыль, в том числе в труднодоступных местах. Кроме того, если обычные тараканы-прусаки обычно вызывают негативные эмоции, то новые чудо-чистюли привлекут внимание перламутровой окраской. Молодые люди надеются, что очень скоро потребители — студенты — поймут: «таракан — друг человека».

В связи с начавшейся весной и пробуждающимися чувствами не могли оставить в стороне участники конференции и тему детей. Сергей Седых в фундаментальной работе «Откуда берутся дети» рассмотрел наиболее популярные теории минувшего столетия. Он пришел к выводу, что аисты, в силу своей малой грузоподъемности, не смогли бы донести человеческого ребенка. А вот сами птицы появляются из яйца, что обращает нас к знаменитому высказыванию Гарвея: «Все живое из яйца». Такие растения, как папоротник, лишайник, мох, «производят себе подобных» только во влажной среде, значит, им жизнь дает дождь. Цветковые растения размножаются благодаря пчелам. В наши дни стал популярен способ клонирования, поэтому дети могут появляться даже из пробирки. Но наиболее распространенный и естественный способ — взаимодействие роженицы и акушера. Отсюда вполне логичные выводы: дети появляются не от аиста, но из яйца, от дождя и из-за пчел, из пробирки, и их можно сделать дома.

Работа Ильи Малахина сразу вызвала оживленное обсуждение. Конечно, среди заявок, где главные проблемы вертелись вокруг человека, увидеть такое — «Биология в авиации. Изменение вертикальной формы крыла с использованием мышц» — прямо фантастика какая-то или фильм ужасов. Автор считает, что иногда во время полетов самолетам необходимо приведение крыла в горизонтальное положение. Его разработка — искусственное наращивание мышц, которые будут функционировать, как у живого организма.

Наконец, слушатели задали последние вопросы, и жюри удалилось для обсуждения результатов. Несмотря на всю шуточность этого мероприятия, победители получили совершенно серьезные подарки. Диплом первой степени за самый антинаучный проект был присужден Георгию Филоненко и Николаю Косинову. А также ребята получили настоящий самокат и возможность снять сюжет про свое открытие. В нелегкой схватке с мужской логикой второе место, по общему признанию, заняла Анастасия Коваль. И конечно же, не могли обойти стороной первого физика среди студентов ФЕН. Владимир Резников отметил: «Один доклад был нетрадиционной ориентации — доклад физика. И сегодня мы убедились, что они тоже люди».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: