Новосибирск 4.1 °C

Конкуренция должна быть добросовестной

09.04.2008 00:00:00

Суд подтвердил: организация транспортного обслуживания в Новосибирске — компетенция мэрии

На городских маршрутах нужны современные вместительные автобусы, обеспечивающие пассажирам комфорт и безопасность

Разобрав беспрецедентное судебное дело между мэрией Новосибирска и индивидуальным предпринимателем Светланой Костомаровой, суд постановил: организация пассажирских перевозок относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и запретил осуществлять перевозку пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора с мэрией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые перевозят пассажиров без договора с мэрией, действуют незаконно.

Для того чтобы заниматься столь серьезным, значимым делом, наличия лицензии недостаточно. Согласно Закону Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области», перевозки должны осуществляться на основании договора, заключенного между уполномоченным органом власти и индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом.

— Мы активно привлекаем к работе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, — объясняет позицию городского руководства консультант отдела по правовой работе с Советом депутатов правового управления мэрии Александр Гусев. — Однако в интересах пассажиров предусмотрен конкурсный порядок привлечения перевозчиков, регламентируемый законом. Каждый индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, желающие заключить договор, обязаны принять участие в конкурсе на перевозку пассажиров по определенному маршруту. Конкурсная комиссия оценивает предыдущую работу участников конкурса, определяет, соответствует ли имеющийся у них вид пассажирских транспортных средств установленным требованиям конкурсной документации. Это делается, прежде всего, в интересах жителей нашего города, которые имеют полное право на качественное оказание услуг в сфере пассажирских перевозок.

Номера маршрутов, пути следования, необходимое количество транспортных средств — все это должно соответствовать реестру маршрутов регулярного сообщения общественного пассажирского транспорта города Новосибирска, утвержденному начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. В зависимости от пассажирского потока, характерного для того или иного маршрута, определяется, с помощью какого именно транспорта следует осуществлять пассажирские перевозки — с помощью автобусов особо малой, малой, средней, большой, либо особо большой вместимости. Муниципальная маршрутная сеть (то есть совокупность муниципальных маршрутов) организуется и контролируется мэрией, и никаких других маршрутных сетей в городе существовать не должно. Заниматься организацией транспортного обслуживания населения самостоятельно перевозчики не имеют права.

— Перевозка пассажиров и организация перевозки — это разные понятия, — уточняет Александр Гусев. — Процесс организации перевозок включает в себя определение маршрута, интервала, графиков движения и т.п. Все эти моменты должны тщательно просчитываться специалистами, имеющими возможность оценить городскую маршрутную сеть в совокупности.

Некоторые предприниматели считают, что договор с мэрией не обязателен и что единственным необходимым условием для работы является наличие лицензии. Так, 17 апреля 2007 года мэрия Новосибирска вынуждена была обратиться в арбитражный суд Новосибирской области, предъявив иск против индивидуального предпринимателя Светланы Костомаровой, осуществлявшей перевозки без договора с мэрией.

— Мы добивались запрещения как незаконных пассажирских перевозок, так и их незаконной организации, — напоминает обстоятельства этого громкого дела Александр Гусев. — Светлана Костомарова нарушила права мэрии по организации транспортного обслуживания населения. И все же поначалу суду было не вполне ясно, какое именно право мы пытаемся защитить. Проблема заключалась в том, что в судебной практике такие дела раньше не встречались, поэтому нам потребовалась тщательная теоретическая подготовка. Однако суд первой инстанции (арбитражный суд Новосибирской области) не захотел взять на себя ответственность за принятие по своему характеру прецедентного решения и вынес определение о прекращении производства по делу, обосновав неподведомственностью данного иска арбитражному суду, а также отсутствием как такового защищаемого права мэрии. В связи с чем нам пришлось обратиться в апелляционную инстанцию арбитражного суда, которая, рассмотрев апелляционную жалобу, отменила определение и вернула дело для рассмотрения по существу. Но и после этого суд первой инстанции не счёл необходимым удовлетворить исковые требования мэрии и в иске отказал. В связи с чем нам пришлось повторно обратиться в апелляционную инстанцию, но уже к этому моменту расположенную в городе Томске. Седьмой арбитражный апелляционный суд в городе Томске, рассмотрев апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска, подтвердил: организация транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления, в данном случае — мэрии города Новосибирска.

Светлана Костомарова утверждает, будто были нарушены ее конституционные права в сфере предпринимательства, и в то же время она сама грубо нарушает права других перевозчиков. Одним из основных принципов рыночной экономики является добросовестная конкуренция. Светлана Костомарова, осуществляя незаконные пассажирские перевозки, создает недобросовестную конкуренцию на городском рынке пассажирских перевозок, что согласно Федеральному закону «О защите конкуренции» запрещено. Те предприниматели, которые участвуют в конкурсе, которые действуют в рамках требований, установленных органами местного самоуправления, сталкиваются на маршрутах с нелегальными перевозчиками и в результате несут существенные убытки.

В самом деле, «нелегалы» зачастую используют для пассажирских перевозок те транспортные средства, на которых им выгодней работать, — «пазики», «съедающие» гораздо меньше топлива, чем автобусы городского типа. Однако «пазики» не относятся к автобусам городского типа (за исключением некоторых новых моделей). Автобусы городского типа, обеспечивающие качественное обслуживание пассажиров на территории мегаполиса, обходятся владельцам гораздо дороже. Поэтому любой перевозчик становится перед выбором: либо действовать в рамках закона, заботиться о качестве услуг и… проигрывать конкурентам-«нелегалам», либо преступить закон. Неудивительно, что водители, работающие в рамках договора, дружно выступают против нелегальных перевозчиков.

— Легальные перевозчики неоднократно обращались в мэрию с просьбой защитить их права, — говорит Александр Гусев, — но мы, к сожалению, не имеем таких полномочий, поскольку не относимся к системе правоохранительных органов. Надеемся, легальные перевозчики воспользуются своими правами и в случае нарушений самостоятельно обратятся в управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области и в прокуратуру города, ведь данный рынок должен развиваться на основе добросовестной конкуренции.

Известны случаи, когда у «нелегалов» обнаруживались поддельные бланки техосмотров и медосмотров, — это говорит о том, что прибегать к услугам подобных перевозчиков попросту опасно для жизни и здоровья. А поскольку договор, предусмотренный законом Новосибирской области, отсутствует, мэрия не может осуществлять надлежащий контроль за работой таких перевозчиков. — Или, допустим, перевозчик приобрел старый автобус, в котором зимой не работает «печь», мягкая часть сиденья отломана и просто лежит сверху, слегка прикрепленная скотчем, а под сиденьями в полу местами дырки, — добавляет Александр Гусев. — Завел мотор, поехал… О комфорте и безопасности пассажиров тут и речи быть не может! Бывает и так, что в час пик «нелегал» собирает деньги с пассажиров, а в обеденное или позднее вечернее время перевозки просто прекращаются. Между тем социальная сфера требует постоянства. Пассажир не должен стоять на улице и думать: а есть ли вообще автобусы на маршруте в это время? Он должен четко знать: с утра до позднего вечера, примерно с шести до половины двенадцатого, он может уехать с остановки на соответствующем маршруте. Разумеется, работать нелегально гораздо проще.

Многие перевозчики попросту игнорируют свои обязанности, будучи уверены: даже если договор будет расторгнут, они смогут заключить другой договор, смогут принять участие в следующем конкурсе… Однако уже существует проект Федерального закона, принятый в первом чтении Государственной думой, который предусматривает внесение недобросовестных перевозчиков в «черный список» — список, лишающий права участия в последующих конкурсах и заниматься пассажирскими перевозками. Если этот проект закона будет принят, необходимость заключения договора между органами местного самоуправления и перевозчиками, будь то индивидуальные предприниматели либо юридические лица, получит признание на федеральном уровне.

Всем, кто пытаются уйти от ответственности, мотивируя свою позицию «борьбой» за свободу предпринимательства, следует помнить: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: