Новосибирск 12 °C

Из «Планеты открытий» — в Екатеринбург

09.04.2008 00:00:00

На фестиваль «Волшебная строка» в уральскую столицу пригласили трёх юных поэтесс из Новосибирска

Круг чтения подростков, психология творчества молодых-талантливых-перспективных — всё это темы, которые можно рассматривать до бесконечности, издавать сборники, устраивать конференции. А что если попытаться объединить силы юных творцов в рамках литературного праздника?..

В «городе Кать» — две Екатерины из Новосибирска (Резникова и Одарич)
Фото Вадима ОСИПОВА

Именно так поступили писатели, библиотекари, издатели, меценаты Екатеринбурга, устроив грандиозный детско-юношеский фестиваль «Волшебная строка». В Екатеринбург съехались гости из Москвы, Рязани, Курска, Перми, Уфы, Челябинска, Казахстана, Биробиджана, Новой Ляли, Шушенского (того самого — ленинского). В числе лауреатов оказались также и наши люди — трое юных новосибирцев, членов детско-юношеской литературной студии «Планета открытий» (библиотека им. Н. Крупской), публиковавших свои стихи в «Вечёрке»: Екатерина РЕЗНИКОВА, Елена АНОХИНА, Екатерина ОДАРИЧ.

«Они были маленькие, зелёные и подпрыгивали, как колобки…»

К приезду гостей устроители фестиваля подготовили впечатляющую фотопоэтическую выставку — «Глазами поэтов». Из множества работ, присланных ребятами на конкурс, жюри выбрало «самые волшебные» строки, а Вадим ОСИПОВ — заместитель председателя Екатеринбургского отделения Союза писателей России, поэт и фотохудожник — создал на тему этих цитат фотовариации. Так что идея синтеза искусств нашла своеобразное отражение в рамках екатеринбургского фестиваля.

— Знаете, какие упражнения мы проделываем вместе с нашими дизайнерами? — спрашивает Вадим Осипов, а затем приоткрывает секреты методики, помогающей ему выявлять людей художественно одаренных, восприимчивых к прекрасному. — Для начала я объясняю, как правильно выбрать параметры съемки, а потом мы садимся и пишем сочинение. Я спрашиваю, например: «Вы вчера шли по городу? Шли… Видели пришельцев из космоса?» Сперва, конечно, мои слушатели рты открывают от неожиданности, а затем понемножку «припоминают»: «Ну вроде бы… да! Видели!» Ну, так давайте описывать, прошу я их, какие они были, эти пришельцы? Большие или маленькие? какая у них кожа? как они себя вели? Тут-то у наших дизайнеров в душах все разворачивается, и получаются настоящие истории: «Пришельцы — они были такие маленькие, зеленые и подпрыгивали, как колобки…» «Они были страшные — рогатые, чешуйчатые, четырехметровые…» Выслушиваю всех, а затем говорю: «Ребята, завтра у нас состоится съемка, мы отправимся к памятнику Василию Татищеву, основателю Екатеринбурга, и попытаемся сфотографировать памятник и окрестности таким образом, чтобы на снимке присутствовали инопланетяне, соответствующие описанию». И знаете, это только на первый взгляд кажется, будто задача невыполнима! Выбрать подходящий ракурс, поработать с фотошопом, применить окрашивание… и вот — перед вами задуманный образ! Фотография — чрезвычайно гибкий инструмент, который позволяет творцу выразить себя в полной мере.

Разговор о фотопоэзии плавно и ненавязчиво перетекает в игровой тренинг и одновременно — в вечер знакомств. Только вместо «чашки по кругу» символом дружбы и основой для беседы служат стихи, которые поэты декламируют по очереди.

Как разбудить вдохновение? Какими приемами заманить капризную музу в творческую лабораторию писателя? И вообще, для чего и с какой целью человек выражает свой внутренний мир с помощью красок, образов, звуков? «Накатило», «хочу, чтобы меня поняли и услышали» — вот самые типичные ответы, с помощью которых ребята пытались объяснить своё творчество. И в каждом из ответов была своя правда.

В общем и целом жюри конкурса проанализировало тысячи работ. А победителями были названы лишь 80 человек. Их-то и пригласили в Екатеринбург, где они могли вдоволь пообщаться друг с другом и с литераторами-профессионалами, в числе которых — Борис ДОЛИНГО, Евгений ПЕРМЯКОВ, Андрей РАСТОРГУЕВ, Евгения ИЗВАРИНА, Нина ЯГОДИНЦЕВА. Любопытно, что среди лауреатов и дипломантов фестиваля оказались в основном девочки. Это обстоятельство, впрочем, никого не смутило и не удивило. В конце концов, современная женская литература — явление заметное и обширное (чего стоят одни только романтические и детективные серии!). Некоторые «тайноведы» говорят даже, будто в этой суперактивизации женского творческого начала как раз и заключается характерная черта «эпохи Водолея»… Кто знает? Может быть, из талантливых школьниц и студенток, лауреатов «Волшебной строки», с годами вырастут новые Марина Цветаева, Юнна Мориц, Агния Барто?.. А может быть, на горизонте покажутся вторая Екатерина Вильмонт или Джоан Роулинг, а это ведь тоже очень неплохо.

«Если вы улетите вместе с шариками — ориентируйтесь по компасу в сторону областной библиотеки…»

Письма могут путешествовать по белу свету самыми разными способами: на поездах и самолетах, на собаках и почтовых голубях… Участники «Волшебной строки» отправляли свои послания на все четыре стороны света с помощью воздушных шариков. «Воздушная почта» хороша уже тем, что ее видно издалека: в тот самый миг, когда на екатеринбургской площади Российской Армии, у памятника «Черный тюльпан» появились огромные воздухоплавающие гроздья, к праздничной толпе присоединились даже прохожие, имеющие весьма отдаленное отношение к литературе. Юные прозаики и поэты привязывали к шарикам послания со стихами, приветствиями, телефонными номерами… Капелька волшебства, естественно, в этих письмах присутствовала: обладателю находки, дозвонившемуся до организаторов «Строки», полагался — по справедливости! — ценный подарок.

Запустив фейерверк из воздушных шаров, «Волшебная строка» отправилась в гости к министру культуры Свердловской области Наталье ВЕТРОВОЙ. А «Воздушная почта» еще долго-долго плыла и зависала над Екатеринбургом, призывая народ к творческим вершинам.

«Граница, которая не разделяет, а напротив — соединяет европейца и азиата…»

Вблизи Екатеринбурга находится очень известное место — то самое, где пролегает граница между двумя частями света, Азией и Европой. Нарушителей границы здесь не бранят и не карают по всей строгости закона, наоборот — даже награждают этакими специальными памятными листками. Гостей встречает группа «пограничников», среди которых — владычица уральская, Медной Горы Хозяйка, Огневушка-поскакушка. Ну и, естественно — «птенец гнезда Петрова», основатель Екатеринбурга, «горный командир» Татищев в индиговом камзоле и кудрявом парике. Каждый путник, побывавший на границе, оставил здесь на память цветную ленточку. Поэтому сосновые леса пограничья, окутанные влажным весенним снегом, напоминают огромную негасимую радугу.

Наверное, это место и впрямь символизирует ширь и глубь русской натуры, сочетающей в себе азиатские и европейские черты. Верно и то, что каждый писатель по жизни является искателем приключений и нарушителем границ. Вот, скажем — Анна Ахматова. Это сегодня она взирает на нас со страниц школьных хрестоматий — строгая, скорбная, сдержанно-молчаливая. А когда-то давно, целую эпоху тому назад, Аня Горенко («дикая девочка!») вольно и невольно шокировала друзей внезапными выходками, яркими жестами, ранними пророчествами… Ее девчоночьи стихотворения вполне могли бы вписаться в «Волшебную строку» — будь Анна Андреевна нашей с вами современницей.

За доброту, за искренность, за веру в чудо

В день закрытия фестиваля в Камерном литературном театре состоялась церемония награждения: лавры и призы нашли своих героев. Между прочим, выдумать номинации для конкурса — не такое уж простое и обыкновенное дело. Организаторы фестиваля постарались подчеркнуть индивидуальность каждого автора, неповторимые черты каждой работы. За что только не награждало жюри лауреатов конкурса! За песенные тексты, за «поэтический портрет зимы», за «раскрытие внутреннего мира кошки», за «доброту и веру в чудо», за «удачную пародию на страшилки современности»… Что касается новосибирцев, Екатерина ОДАРИЧ получила диплом «за искренность и психологическую глубину любовной лирики», Елена АНОХИНА — «за литературные аллюзии, восходящие к традициям Льюиса Кэрролла», а Екатерина РЕЗНИКОВА заняла второе призовое место в номинации «Поэзия». И конечно же, нельзя не упомянуть имя победительницы фестиваля (а вдруг это имя в будущем приобретет известность, и читатели «Вечёрки» будут гордиться тем, что услышали его раньше многих). Дарья ЧУПАЧЕНКО из Нижнего Новгорода завоевала высшую награду, покорив жюри «многогранностью своего таланта».

Главным подарком для участников фестиваля стал сборник, в котором жюри опубликовало сочинения из числа самых-самых. А в скором времени большая подборка стихов и рассказов юных авторов появится на страницах журнала «Уральский следопыт».

Состоится ли в будущем году второй конкурс? На каких условиях можно в нем поучаствовать? Все заинтересованные могут почерпнуть информацию по адресам: www.stroka.cwx.ru, http://www.teenbook.ru/.

Фотофантазия Вадима Осипова по мотивам стихотворения Екатерины Резниковой

Эти места мне с детства знакомы,
Тополь, и луг, и берёзка в поле.
И птиц милых пенье, и запах травы,
И жаркие, яркие наши костры.
И улица эта, и дом мой родной.
Я в детстве играла этой землёй.

Татьяна РЕШКЕ,
руководитель студии «Планета открытий»,
корреспондент «Вечернего Новосибирска»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: