Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Город и судьба

15.04.2008
Виктор Можейкин руководил департаментом мэрии и был вице-мэромс 1994 года по 2000-й.Вдумайтесь: почти пустая городская казна и небывало возрастающий поток автотранспорта на улицах.

Виктору Можейкину — 70 лет

Что бы сегодня ни говорили в некоторых кругах о руководителях прежнего образца, как бы ни кляли «красный пояс» или «красных директоров«, нужно все-таки признать, что кадры в советские времена готовить умели. И делали это тщательно, порой десятилетиями со ступеньки на ступеньку переставляя людей, чтобы не махом, «по-революционному», набирались они ума и опыта, а действительно врастали в дело так, что потом их уже не «отдерешь».

В этом смысле жизнь Виктора Макаровича Можейкина не исключение. И в ней есть своеобразная сибирская «ирония судьбы», когда паренек из глухой деревни (вся цивилизация — проходивший неподалеку Транссиб) пешком мерил и мерил шагами многокилометровую дорогу до сельской школы, чтобы со временем возглавить одно из крупнейших транспортных предприятий Новосибирска, а со временем и весь департамент транспорта, связи и дорог мегаполиса.

Да, люди его поколения были в прямом смысле слова от земли. На которой они выросли, которую с детства поливали потом: работали на ней с косой или тяпкой в руках, потому что иначе просто не выжить, так как в семье одиннадцать ребятишек. И не мода такая была у людей — на многодетность, а самый главный Бог — что в душе, повелевал: если женщине суждено было рожать, то делала она это столько раз, сколько беременела.

Это была совершенно иная эпоха. И нынешнему поколению не осуждать ее надо, а пытаться понять, разобраться, кто были отцы и деды и что они хотели совершить такое, чтобы жизнь стала лучше, в первую очередь элементарно сытнее, а уж потом образование, культура и все прочее цивилизаторское приложение, которое на определенном этапе развития общества с высоким уровнем материальной культуры становится уже самой жизнью, а не борьбой за существование.

Сейчас это трудно, а кой-кому невозможно понять, что воспитание в послевоенные десятилетия, как говорили некоторые, означало питание, а уж потом все остальное. В общем, вырастили родители Виктора Можейкина да еще умудрились дать ему среднее образование. Это уже потом в Новосибирске начались те самые «университеты», через которые редко кому удавалось перепрыгнуть в прежние времена: профтехучилище, вечерний или заочный вуз, и начинались ступеньки до боли знакомого послужного списка «резерва кадров на выдвижение» (был такой термин в советской практике): мастер и преподаватель одного из лучших в городе профтехучилищ — N 6. Командировка на три года в «дружественный Алжир» и — хочешь не хочешь — овладение французским. А потом, некоторое время спустя, последовало приглашение на работу инструктором в Дзержинский райком партии. А это уже прямой путь и знак судьбы — попал в «резерв на выдвижение». Так оно и случилось: секретарь парткома в одном автотранспортном предприятии, и затем, после «обкатки» — директор НПАТО-4.

Виктору Можейкину и его коллегам пришлось руководить городским хозяйством в сложнейшую пору, когда, с одной стороны, здоровенный, в четыреста человек, депутатский корпус не давал повышать тарифы за тот же проезд, но и не давал денег на развитие транспорта, прежде всего потому, что их попросту не было.

Оглядываясь назад, можно признать, что можно было поступать в некоторых случаях благоразумнее, например, в большей мере сохранить муниципальный парк автобусов. Или раньше надо было вводить единую транспортную социальную карту (идею еще в конце 90-х подсказали французы). Можно говорить, что вот, мол, у богатых соседей получше. Но нужно отдать должное: огромный город ни на один день не захлебнулся в потоке машин и людей даже в самые тяжелые годы. А ведь у других бывало…

Если внимательно слушать и размышлять сейчас, глядя на остатки представителей «того» поколения руководителей, многое проясняется в настоящем. Своему прошлому мы обязаны и всем хорошим, что осталось в наследство нынешнему поколению новосибирцев, и всем не самым хорошим.

Они строили крупнейший и сложнейший город страны за Уралом, создавали могучую промышленность и науку и, не будем кривить душой, порой «ломали дрова», допускали серьезные ошибки. Но они создали и эту материальную культуру, плодами которой мы сейчас пользуемся, и достойно выстояли, осуществили связку нашего прошлого с тем, что создается сейчас.

Виктор Можейкин руководил департаментом мэрии и был вице-мэром с 1994 года по 2000-й. Вдумайтесь: почти пустая городская казна и небывало возрастающий поток автотранспорта на улицах. Несмотря на нищету, количество подержанных иномарок стремительно росло. Энтузиазм перестройки уже перерос в скепсис от бесконечных реформ власти. Как на дрожжах росли требования людей к комфорту и невозможность удовлетворять их. Городской транспорт буквально загибается от недостатка финансирования, а тут ещё 57 (!) категорий льготников федерального и местного уровня, за которых никто не собирался платить вообще. Они ездят «бесплатно». Хотя всем известно, что ничего бесплатного не бывает. И город не только выжил в ту пору, но еще и продолжал строить метро, «пробивать» ствол Ипподромской магистрали, которую закончили наконец совсем недавно, осуществил-таки нормальный выход на Выборную и в сторону ТЭЦ-5 по новому путепроводу, построил целый каскад путепроводов от оловокомбината до выхода на Советское шоссе. Как это удалось, одному Богу известно. Да еще всем тем, кто ломал голову и спину, осуществляя все эти проекты.

И в этот же период приходилось буквально выдавливать ( а надо бы элементарно сажать!) проходимцев разных мастей, типа широко разрекламированной фирмочки «Телефон в каждый дом». Виктору Можейкину с коллегами стоило больших трудов выгонять этих обещальщиков из кабинетов и подвалов, в которых они окапывались и дурили наш очень уж доверчивый народ. И потом еще и объясняться с обманутыми людьми: куда власть смотрит? А центральная власть до сих пор не приняла законы, предотвращающие массовое надувательство, которое продолжается сегодня неуемными последователями МММ и в Новосибирске.

И еще один штрих. В 1994 году Новосибирск был на третьем месте в стране по количеству телефонов — 360 тысяч номеров. А в очереди стояло еще 260 тысяч горожан и многие сотни ветеранов войны. (Это было задолго до эры мобильников). В считанные годы наиболее острые проблемы связи в Новосибирске были решены. Телефон вошел в жизнь даже самых труднодоступных мест, таких как поселок КСМ или Затон.

…Когда вводили очередную АТС нового электронного поколения в здании почтамта, приехало все городское и областное руководство. Нажали маленькую кнопочку на пульте, и в аппаратной воцарилась непривычная тишина. Умолк оглушительный стрекот десятков тысяч реле шаговой устаревшей системы. Поаплодировали сами себе: это был прорыв в системе связи третьего по величине города России. Начиналась иная техническая эпоха.

…Уходят на отдых старики, работавшие всю жизнь, уступает молодёжи свои места поколение новосибирцев, заложившее фундамент послевоенных побед. И, конечно, нам пристало относиться к ним по достоинству: с благодарностью и надеждой, что их преемники будут лучше.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Макет нового здания Ледового дворца спорта, включая транспортные развязки и станцию метро «Спортивная», представлен на выставке в новосибирском «Экспоцентре». 22 мая там начал работу большой VIII Международный Сибирский транспортный форум.

Обозреватель «Советской Сибири» решила рассказать об испытаниях, через которые имеют неудовольствие ежедневно проходить пассажиры общественного транспорта в Новосибирске. Надеемся, что статья поможет отраслевым чиновникам посмотреть на эти вещи глазами простых горожан. Давайте вместе подумаем, как нам сделать проезд в автобусе привлекательнее, чем на личном авто. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.
Мощный заряд града обрушился во второй половине дня на левый берег Новосибирска. Горожане, возвращавшиеся на работу с обеда, безуспешно пытались укрыться зонтиками и под деревьями.
Традиционный крестный ход, приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры, пройдет по Новосибирску 26 мая. Тысячи человек пойдут от Вознесенского кафедрального собора до собора Александра Невского – почти все центральные улицы города будут перекрыты с 11.00 до 14.00. Время перекрытия и список улиц публикует VN.ru.

На охоту за браконьерскими сетями вышли инспекторы рыбохраны. Новосибирская область присоединилась к всероссийской акции «День без сетей» на реке Обь.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.