Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Коммунистический монастырь

24.04.2008
Чтобы дождаться конца советской власти, монахини вступили в партию.

Чтобы дождаться конца советской власти, монахини вступили в партию

Ну кто бы мог представить лет двадцать назад, что день 22 апреля будет проходить в нашей стране буднично и незаметно, а на вопрос, кто такой Ленин, немалая часть современной молодёжи будет задумчиво чесать затылок? Даже сакраментальный ленинский коммунистический субботник стал называться весенним городским.

И можно было не сожалеть о безвозвратно канувших в Лету временах, но вот исчезнувший вместе с ними за компанию массовый энтузиазм (пусть даже зачастую принудительный) повсеместного наведения чистоты и порядка всё-таки жаль. И не зря всесоюзные весенние субботники назывались коммунистическим — работали на них все, невзирая на должности и возраст, практически так же, как в послереволюционных коммунах. Правда, просуществовали эти самые коммуны недолго — присущие человеку страсти и страстишки заведомо обрекали эту затею на безвременную кончину, несмотря на веру в светлое коммунистическое будущее. И захирели со временем практически все советские коммуны, в лучшем случае преобразовываясь в обычные колхозы и совхозы. На фоне этого всесоюзного умирания ячеек коммунизма разгром в 1931 году процветающей коммуны имени Надежды Крупской в Ярославской области прогремел как гром среди ясного неба. Причина же уничтожения коммуны была весьма серьёзной — на самом деле знаменитая своими показателями коммунистическая ячейка оказалась не женской коммуной, а женским монастырём, и сплачивала коммунарок отнюдь не вера в мифический коммунизм.

Просуществовал этот тайный монастырь целых десять лет. В 1921 году в небольшом домике села Захарьево поселились шесть девушек, которые среди непроходимого леса и топких болот начали строить посёлок. Постепенно небольшая бригада выросла в целую женскую коммуну численностью в сто человек. Женщины выкорчевали лес, отвели воду из окружающих болот, построили жилой посёлок, распахали поле, построили дегтярный, кирпичный и кожевенные заводы, швейную и сапожную мастерские. И мало кто знал, что в сельскохозяйственной коммуне имени Крупской в одном из домов за двойной перегородкой регулярно совершались богослужения.

Вскоре женская коммуна стала получать призы на сельхозвыставках, побеждать на всесоюзных конкурсах. В коммуну зачастили журналисты, печатающие восторженные очерки о работницах, «крепко держащих в руках знамя Ленина». Был замечен только один непорядок — все коммунарки были беспартийными. На, казалось бы, неприемлемое для верующих обитательниц тайного монастыря требование создать коммунистическую ячейку неожиданно дал согласие духовник монастыря архимандрит Тихон. Отец Тихон благословил нескольких девушек вступить в партию, но с условием, что на собраниях они будут сидеть, «не открывая рта».

Но и это ухищрение не помогло: в конце концов тайное стало явным, и несколько сестёр вместе с настоятельницей общины монахиней Анной (Благовещенской) были арестованы. Как показала на допросе настоятельница, «первомайская сельхозкоммуна имени Крупской являлась фактически религиозной общиной с монастырским уставом… Для того, чтобы сохранить указанную коммуну… была создана фиктивная ячейка ВКП (б)… Никто при вступлении коммунистом быть не мог, так как они полностью сохранили свои религиозные убеждения и вступили в партию… чтобы дотянуть путём… уступок и компромиссов существование коммуны до падения советской власти».

За такое откровение в 1931 году настоятельницу приговорили к трём годам лагерей, а в 1938 году после повторного ареста расстреляли. Остальные сёстры после освобождения из лагерей и ссылок постепенно возвращались в артель, которая продолжала существовать, и терпеливо ждали падения советской власти. Большинство из них, несмотря на старческие немощи и болезни, дожили до начала 1990-х годов и этого падения дождались. Расстрелянная же настоятельница Анна (Благовещенская) причислена Русской Православной Церковью к лику святых. Память преподобномученицы Анны — 10 марта по новому стилю.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
25 мая Губернатор Новосибирской области Андрей Травников посетил с рабочей поездкой город Искитим. В поездке его сопровождали председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, руководители министерств и ведомств правительства Новосибирской области.
Запуск цифровых воздушных змеев состоялся в Новосибирске 25 мая. 22 воздушных змея, символизирующие собой новый этап развития телевидения – переход на цифровое эфирное вещание.
Носятся по этажам, выбегают на недостроенные балконы, кидают сверху мусор – дети на Затулинском жилмассиве Новосибирска облюбовали для игр недостроенную высотку, сообщили местные СМИ. Этим заинтересовались в прокуратуре.
Мама-утка бросила выводок птенцов у Димитровского моста в Новосибирске. Как пояснили эксперты, птица испытала большой стресс из-за автотранспорта и потому улетела. Утят пришлось спасать волонтерам.
«До сих пор не могу поверить, что все это происходит с моей семьей», - говорит Александр Охотин, 25-летний житель Бердска Новосибирской области. Он стал знаменит в одночасье после скандала с начмедом бердской ЦГБ Надеждой Шахатовой.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.