Каждый день этой недели, в том числе и сегодняшний, особый
Сегодняшняя неделя последняя предпасхального
В сегодняшний день 1975 лет тому назад было установлено главное церковное таинство. (Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря») |
Но традиция такая есть, и, как говорится, слава Богу, что 48 дней, а не 55. И так срок немалый не каждому по силам, вот католики, например, не только на два дня сократили предпасхальный пост, а практически его отменили, позволив себе есть скоромное в течение всего поста, за исключением Великой пятницы пятницы накануне Пасхи.
Но католики Пасху уже давно отпраздновали, а православные всего мира к ней только готовятся. Нынешняя неделя (Страстная седмица) последняя в череде этой подготовки, причём каждый из дней недели воспоминание о тех или иных событиях, происшедших накануне распятия Христа и Его воскресения. Например, сегодняшний день называется Великим четвертком (в народе Чистым четвергом) и посвящён Тайной вечере, на которой Христос во время иудейского праздника Пасхи установил великое христианское Таинство Евхаристию, или Причащение.
История празднования Пасхи уходит ещё в дохристианский период, когда древние иудеи находились в египетском рабстве. После того как фараон отказал пророку Моисею в просьбе отпустить иудеев на свою родину, Господь послал в Египет Ангела смерти, от рук которого в стране погибли все первенцы и людей, и животных. Только иудеи, помазав косяки своих хижин кровью заколотого жертвенного ягнёнка (агнца), избежали этой участи. Ангел смерти прошёл мимо их домов. В память об этом иудеи и установили праздник Пасхи (Песах), что в переводе означает «пройти мимо». Есть ещё одно толкование слова Пасха «переход», в память о сорокалетнем скитании иудеев по пустыне перед тем, как войти в землю обетованную Палестину. В дни Песаха правоверные иудеи в память об избавлении от египетского рабства закалывают жертвенного ягненка, и почти все евреи, верующие и неверующие, едят запечённый пресный хлеб мацу в память о манне небесной, которой питались их предки во время сорокалетнего «перехода».
Христианская Пасха несёт совсем другой догматический смысл, нежели иудейская. Совершается она в память воскресения Иисуса Христа из мёртвых. И здесь смерть «прошла мимо», и на Кресте, где был распят жертвенный Агнец, искупивший грехи мира, произошёл «переход» от смерти к вечной жизни. Некоторые толкователи приводят ещё одну этимологию слова Пасха от греческого слова «фасхо» «стражду», в память о крестных страданиях Христа.
Очень часто задаётся вопрос: если Христос ел на Тайной вечере пресный хлеб, то почему Православная Церковь для Евхаристии использует хлеб квасной? В различных толкованиях приводится приблизительно следующий ответ: «Действительно, Иисус накануне Своих Крестных страданий ел опресноки, тем самым исполнив установленный ветхозаветный закон, но Своим Воскресением Он установил новую Пасху, и теперь Его Царство, подобно закваске, перерождает весь мир, всю вселенную». Недаром в правилах святых Апостолов есть запрет на приём ритуальной пищи иудейских праздников, например пасхальной мацы, так как практически это означает отвержение Нового Завета. С этим правилом под номером 79 современные христиане практически не знакомы, и поэтому нередко можно видеть, как православные паломники, летящие на Святую Землю, с благодарностью принимают от улыбающихся израильских стюардесс ритуальную мацу.
У иудеев в этом году Пасха отмечалась в прошедшее воскресенье, у православных она будет через два дня. В прежние времена состоятельные люди к этому времени скапливали средства, чтобы выкупить из тюрьмы невинных должников, а на сам праздник было принято выпускать на волю птиц. Именно на Пасху, традиция же выпускать птиц на Благовещение зародилась не так давно в конце XIX века. Незнание этой особенности привело к тому, что многие литературоведы утверждают, что стихотворение Пушкина «Птичка», написанное поэтом во время бессарабской ссылки, посвящёно празднику Благовещения, а на самом деле Пушкин писал о Пасхе:
В чужбине свято наблюдаюРодной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
Великому празднику посвящают свои стихи и современные поэты. Так, к нам в редакцию на литературный конкурс «Семья. Родина. Вера» из далёкой Карелии прислан сборник стихов Ольги Гусевой. Стихотворением, посвящённым событиям Страстной седмицы и предстоящему Великому празднику, мы и завершаем эту статью.
Уже недолго до рассветаОн хлеб на блюде преломил
И Кровью Нового Завета
Учеников благословил.
Но как могли они поверить
(да и поверил кто б тогда!),
Что приоткрылись в Небо двери,
и Он уходит навсегда.
Они Его увидят снова,
Грядущего на облаках,
И заповеданное Слово
Прославят верные в веках.
Проходят времена и сроки,
И нет уже пути назад.
Скорбя душою, одинокий,
Он вышел в Гефсиманский сад.
И, воздевая к небу руки,
К Отцу воззвал из темноты:
Отец, избавь меня от муки!
А впрочем, так, как хочешь Ты.
Свершается Идут солдаты
С мечами, кольями во тьме,
Чтобы схватить, как супостата,
Невиннейшего на земле.
О, как вы неразумны, люди!
Вы Бога не узнали в Том,
Кто Кроткий, знал, что так и будет
А вы на Господа с кольём!
Всё впереди: страданий смертных
Холодный пот, Голгофа, Крест
Ещё три ночи до бессмертья,
И вздрогнет мир:
«Христос воскрес!»