Новосибирск 3 °C

Образование — это ценность

29.04.2008 00:00:00

Раньше образование считалось огромной ценностью. Потому что оно было доступно немногим.

Вот как ценилась должность писца (а только писцы были людьми грамотными, образованными) в Древнем Египте: «Будь писцом! Освободит она, эта должность, тебя от податей, защитит она тебя от работ всяких. Удалит она тебя от мотыги и не будешь ты носить корзину. Она отделит тебя от гребли и весла, удалит она тебя от хлопот. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными». Два момента: 1) образование освобождает от тяжелого физического труда и 2) оно делает человека более свободным. Образование было редкостью, давало достойное положение в обществе и поэтому высоко ценилось.

Массовое образование появляется в древнегреческих городках-государствах вместе с появлением демократии. Граждане реально управляли страной, поскольку высшим органом было народное собрание, участником которого мог быть любой гражданин. Он должен был понимать государственные дела, и это требовало образования. Главными предметами в частных школах (а в Древней Греции государственных школ не было) были гимнастика, грамматика и математика. Образование ценили как право и как условие быть ответственными гражданами.

А вот отрывок из знаменитой китайской книги «Дао Дэ Цзин»: «В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний». Мудрая книга, безусловно, права: образованные думающие люди неуправляемы. Они могут критиковать решения властей, они могут проявлять инициативу, они начинают писать книги, они начинают думать… и все это не проконтролируешь. А вред от книг может быть огромный. Не случайно антидемократические режимы жгли и запрещали книги. Проще иметь дело с необразованным населением.

Итак, первая ценность образования — оно делает человека сознательным, ответственным членом общества.

Но когда образование в современном мире стало массовым, привычным, его ценность потускнела. Оно кажется чуть ли не данным от природы. И появилось убеждение, что образование нужно для того, чтобы стать профессионалом и зарабатывать деньги. Раньше профессии обычно отец учил сына, а мать свою дочь. Это перешло к государству, и оно, как может, продолжает когда-то семейное дело. К образованию стали относиться утилитарно, с точки зрения возможной материальной пользы. Конечно, образование полезно. Но не в том отношении, что оно дает профессию.

Образование, и в этом его вторая главная ценность, открывает человеку мир за пределами его недалекого горизонта, оно делает гораздо интереснее жизнь и богаче самого человека, который ее проживает. Поэтому широкое образование намного ценнее узкого. (Оно, широкое, кстати говоря, и практичнее. Любой работодатель, которому нужны настоящие специалисты, знает: узкие специалисты хороши только первое время, пока широкие осваивают детали профессии, но через несколько месяцев широкие уходят далеко вперед, а если бизнес перестраивается, узкие специалисты вообще уходят в тень, потому что им перестроиться слишком трудно.)

Жизнь одна, и образование делает ее гораздо важнее и интереснее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: