Великая Отечественная война как нравственный императив
Ровно тридцать лет назад по нашим экранам прошел хороший
Оставим «за кадром» дискуссии о том, кто и что передергивает в истории. Поговорим о другом: сейчас, по прошествии десятилетий, пережив столько шумных и драматических событий конца XX начала XXI века, мы сами о нашей самой большой войне и главной Победе знать, конечно, больше не стали. Такова историческая реальность, и ничего уж тут не поделаешь.
Самих участников Великой Отечественной осталась всего горстка (в Новосибирской области чуть более восьми с половиной тысяч), и горстка эта неотвратимо сокращается. Чуть больше тружеников тыла и детей войны. И факт есть факт: подавляющая часть населения современной России о нашей Победе, которая «одна на всех», знает очень мало. Низкий поклон и бесконечная благодарность самим фронтовикам, кто, превозмогая недуги, нередко на костылях, идет еще в школу или в другую молодежную аудиторию, чтобы рассказать о пережитом. Но в основном как ни крути мы знаем о войне из средств массовой информации и произведений искусства. В тысячный раз мы сопереживаем героям фильмов «Летят журавли» и «Белорусский вокзал», подпеваем бравурному маршу «От Курска и Орла
» и негромким куплетам «Землянки». И чем дальше мы отстаем во времени
Заглянем на несколько лет вперед: что останется потомкам, когда уйдет последний солдат? Память о Великой Отечественной осталась на сегодня, после очередной ломки нашего сознания, единственным бесспорным нравственным камертоном, по которому мы сверяем совесть нового времени. Стар и млад, богатый и бедный, ученый и бизнесмен любой из нас и все мы вместе нуждаемся в некой абсолютно выверенной временем точке отсчета, едином нравственном императиве. Многое растеряли,
Не только Россия, но и все человечество дальше может существовать только вместе. Альтернативы нет: либо мы учимся решать мировые проблемы сообща (от террористической угрозы до глобального потепления), либо никак. Никого не спасет животный эгоизм правительств некоторых стран «золотого миллиарда». И этому нас до сих пор учит первый опыт мирового содружества победителей во Второй мировой войне: либо вместе, либо никак. По сути, фашизм был (к сожалению, и есть) крайним выражением эгоцентричности: «я, мы превыше всего». К счастью, шесть с половиной десятилетий назад человечество вовремя очнулось, чтобы исправить ошибки демократического разброда
Участники Великой Отечественной войны, наши земляки, пока среди нас. Всего четверо Героев Советского Союза из 136 человек: Александр Анцупов, Дмитрий Бакуров, Николай Леончиков, Леонид Пономаренко. Два кавалера ордена Славы из 65: Федор Неделько и Григорий Соловьев. Завтра они, как и тысячи других фронтовиков, снова наденут ордена и напомнят нам в очередной раз о том, что было и есть абсолютно нравственно. Что они сражались за Родину, потому что любили ее и своих близких. И это была их Любовь. Они шли на смерть, и миллионы остались там, на поле битвы, потому что они надеялись, что все это не напрасно. И это была их Надежда. Они верили, что после Победы все будет несравненно справедливее, что угнетенных, униженных и несчастных станет несравненно меньше, женщин и детей никто больше не заставит страдать, и вообще мир станет светлее, чище и правдивее. И это стало их Верой. И все они, как это ни парадоксально звучит, внесли самый тяжелый, омытый собственной кровью вклад в утверждение Милосердия.
Не всему суждено было сбыться. Но на этих хрупких, но алмазно твердых кристаллах нравственности до сих пор держится и будет держаться мир.
И поэтому сейчас как никогда чрезвычайно важен вопрос о том, какие знания о войне мы оставим последующим поколениям. Или они будут «отретушированы» в угоду современному глянцу, и с памяти прошлого, как бородавки с фотоснимков, будут удалены некоторые неприглядные черты, по мнению некоторых, «искажающие» образы минувшего. И наши потомки ничего не будут знать о неимоверной сложности и неоднозначности той эпохи. Или, наоборот, как это уже случается, морщины и гримасы тех совсем не радужных лет будут выпячиваться и выдаваться за единственно верную картину нашего прошлого.
Неизмеримо возрастает ответственность
Мир, в том числе и наш, российский, все больше становится гибким и «пластилиновым», когда принципиальные вопросы решаются порой не по жестким критериям «хорошо» и «плохо», «черное» или «белое», а по размытым понятиям «надо», «целесообразно» и пр. В этой связи вспоминается рассказанный ныне покойным фронтовиком, солистом новосибирской оперы Анатолием Жуковым случай: было у него такое дело в жизни, когда еще совсем молодой певец в ответ на оскорбление запустил чернильницей в лицо очень высокому должностному лицу. На этом могла закончиться не только артистическая карьера этого человека.
Чернильницами, разумеется, кидаться нехорошо. Но порой мы становимся настолько «удобными», что и слово уже боимся поперек сказать зарвавшемуся руководителю или начальнику, лгуну или просто вору от должности. Не в том ли одна из причин всеобщей российской коррупции, что среди нас слишком мало осталось людей негнущихся, которыми были фронтовики?
Совсем недавно кинематографисты нового поколения выпустили на экраны фильм «Мы из будущего». Симптоматичная
Сумеем мы, нынешнее поколение, как некогда участники той великой войны, оставить после себя хотя бы желание понимать, что есть абсолютные ценности и истины вообще?
Пока такая возможность еще не упущена, потому что у нас есть праздник Победы и рядом с нами хотя бы горстка тех, кто ее ковал. В тылу и на фронте.