Новосибирск 2.9 °C

Одна на всех память

08.05.2008 00:00:00

Великая Отечественная война как нравственный императив

Фото Сергея ПЕРМИНА

Ровно тридцать лет назад по нашим экранам прошел хороший советско-американский двадцатисерийный документальный фильм «Неизвестная война» (режиссеры Седа Пумпянская (США) и Роман Кармен (СССР). Не будем кривить душой: вместе с немного показушным состраданием к Западу, который не знал (да и не знает) правду о Второй мировой войне, мы сами узнавали много нового о войне Великой Отечественной.

Оставим «за кадром» дискуссии о том, кто и что передергивает в истории. Поговорим о другом: сейчас, по прошествии десятилетий, пережив столько шумных и драматических событий конца XX — начала XXI века, мы сами о нашей самой большой войне и главной Победе знать, конечно, больше не стали. Такова историческая реальность, и ничего уж тут не поделаешь.

Самих участников Великой Отечественной осталась всего горстка (в Новосибирской области чуть более восьми с половиной тысяч), и горстка эта неотвратимо сокращается. Чуть больше — тружеников тыла и детей войны. И факт есть факт: подавляющая часть населения современной России о нашей Победе, которая «одна на всех», знает очень мало. Низкий поклон и бесконечная благодарность самим фронтовикам, кто, превозмогая недуги, нередко на костылях, идет еще в школу или в другую молодежную аудиторию, чтобы рассказать о пережитом. Но в основном — как ни крути — мы знаем о войне из средств массовой информации и произведений искусства. В тысячный раз мы сопереживаем героям фильмов «Летят журавли» и «Белорусский вокзал», подпеваем бравурному маршу «От Курска и Орла…» и негромким куплетам «Землянки». И чем дальше мы отстаем во времени от 45-го года, тем этот разрыв будет существеннее. И память о войне все больше будет зависеть не от самих победителей, не от живых свидетельств очевидцев, а от накопленных в обществе знаний.

Заглянем на несколько лет вперед: что останется потомкам, когда уйдет последний солдат? Память о Великой Отечественной осталась на сегодня, после очередной ломки нашего сознания, единственным бесспорным нравственным камертоном, по которому мы сверяем совесть нового времени. Стар и млад, богатый и бедный, ученый и бизнесмен — любой из нас и все мы вместе нуждаемся в некой абсолютно выверенной временем точке отсчета, едином нравственном императиве. Многое растеряли, но кое-что осталось. И надо не просто этот «сухой остаток» законсервировать в общественном сознании, но и суметь сделать прививку тем, кто останется и придет после нас. Обществу нужно иметь своеобразную «вакцину нравственности». Потому что без морали оно (мы со страхом увидели эти провалы даже в многострадальной России) сатанеет. И нечеловеческий оскал постулата «каждый за себя» грозит катастрофой.

Не только Россия, но и все человечество дальше может существовать только вместе. Альтернативы нет: либо мы учимся решать мировые проблемы сообща (от террористической угрозы до глобального потепления), либо никак. Никого не спасет животный эгоизм правительств некоторых стран «золотого миллиарда». И этому нас до сих пор учит первый опыт мирового содружества победителей во Второй мировой войне: либо вместе, либо никак. По сути, фашизм был (к сожалению, и есть) крайним выражением эгоцентричности: «я, мы — превыше всего». К счастью, шесть с половиной десятилетий назад человечество вовремя очнулось, чтобы исправить ошибки демократического разброда 1933-го и Мюнхенского сговора 1938-го. Но угроза повторения печального и трагического опыта сохраняется. «Своя рубашка ближе к телу» — опаснейший предательский постулат.

Участники Великой Отечественной войны, наши земляки, пока среди нас. Всего четверо Героев Советского Союза из 136 человек: Александр Анцупов, Дмитрий Бакуров, Николай Леончиков, Леонид Пономаренко. Два кавалера ордена Славы из 65: Федор Неделько и Григорий Соловьев. Завтра они, как и тысячи других фронтовиков, снова наденут ордена и напомнят нам в очередной раз о том, что было и есть абсолютно нравственно. Что они сражались за Родину, потому что любили ее и своих близких. И это была их Любовь. Они шли на смерть, и миллионы остались там, на поле битвы, потому что они надеялись, что все это не напрасно. И это была их Надежда. Они верили, что после Победы все будет несравненно справедливее, что угнетенных, униженных и несчастных станет несравненно меньше, женщин и детей никто больше не заставит страдать, и вообще мир станет светлее, чище и правдивее. И это стало их Верой. И все они, как это ни парадоксально звучит, внесли самый тяжелый, омытый собственной кровью вклад в утверждение Милосердия.

Не всему суждено было сбыться. Но на этих хрупких, но алмазно твердых кристаллах нравственности до сих пор держится и будет держаться мир.

И поэтому сейчас как никогда чрезвычайно важен вопрос о том, какие знания о войне мы оставим последующим поколениям. Или они будут «отретушированы» в угоду современному глянцу, и с памяти прошлого, как бородавки с фотоснимков, будут удалены некоторые неприглядные черты, по мнению некоторых, «искажающие» образы минувшего. И наши потомки ничего не будут знать о неимоверной сложности и неоднозначности той эпохи. Или, наоборот, как это уже случается, морщины и гримасы тех совсем не радужных лет будут выпячиваться и выдаваться за единственно верную картину нашего прошлого.

Неизмеримо возрастает ответственность ученого-историка, к чьим словам мы прислушиваемся: а что есть правда и вымысел о маршале Жукове, о Сталинграде и Ленинграде? Только совестью можно измерить правдивость повествования документалиста о битве за Москву и воинах-сибиряках. Что поможет нашим потомкам разобраться в истинных причинах побед и поражений в той великой войне, отличить зерна от плевел в рассказах о власовцах или штрафниках? Только нравственное чувство в состоянии отличить правду от лжи в многочисленных выступлениях на тему войны всех тех, кто сам пороху не нюхал, но любит жонглировать броскими словами и темами.

Мир, в том числе и наш, российский, все больше становится гибким и «пластилиновым», когда принципиальные вопросы решаются порой не по жестким критериям «хорошо» и «плохо», «черное» или «белое», а по размытым понятиям «надо», «целесообразно» и пр. В этой связи вспоминается рассказанный ныне покойным фронтовиком, солистом новосибирской оперы Анатолием Жуковым случай: было у него такое дело в жизни, когда еще совсем молодой певец в ответ на оскорбление запустил чернильницей в лицо очень высокому должностному лицу. На этом могла закончиться не только артистическая карьера этого человека.

Чернильницами, разумеется, кидаться нехорошо. Но порой мы становимся настолько «удобными», что и слово уже боимся поперек сказать зарвавшемуся руководителю или начальнику, лгуну или просто вору от должности. Не в том ли одна из причин всеобщей российской коррупции, что среди нас слишком мало осталось людей негнущихся, которыми были фронтовики?

Совсем недавно кинематографисты нового поколения выпустили на экраны фильм «Мы из будущего». Симптоматичная и в чем-то этапная работа, хотя ее вряд ли можно отнести к большим произведениям искусства. Группа молодых предприимчивых «чернокопателей», чьими «находками» живет рынок «сувениров» Великой Отечественной войны — от орденов до пробитых касок, волею авторской фантазии попадает как раз на передовую неподалеку от одной деревеньки… Парни впервые в жизни встали перед нравственным выбором — уйти или остаться? Они явно оказались не готовы к тому, чтобы помочь в конкретном бою, — это же, в конце концов, не их эпоха! Но хотя бы соприкоснулись…

Сумеем мы, нынешнее поколение, как некогда участники той великой войны, оставить после себя хотя бы желание понимать, что есть абсолютные ценности и истины вообще?

Пока такая возможность еще не упущена, потому что у нас есть праздник Победы и рядом с нами хотя бы горстка тех, кто ее ковал. В тылу и на фронте.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: