Новосибирск 2.9 °C

Наследие Березовского живёт и процветает

08.05.2008 00:00:00

Всё предусмотрели наши президенты, всё рассчитали и продумали на много лет вперёд. Владимир Путин поставил задачу реализовать четыре национальных проекта — здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Вновь избранный президент Дмитрий Медведев дополнил список: назвал улучшение демографической ситуации «новым национальным проектом».

И то правда: если будет что поесть, где жить и на что учиться и лечиться, то настанет пора «плодиться и размножаться». Национальные программы нацелены в будущее. А жить в этом будущем будет нынешняя молодежь — главный человеческий ресурс развития государства.

Чертополох

Провозглашая приоритеты, президенты не учли одного — подавляющее большинство юного поколения «в упор» не видит и не слышит национальных программ. Газетами юнцы не увлекаются, на партхозактивы не ходят, а новостийным передачам предпочитают развлекаловку. По большому счёту, молодежь знать не знает об уготовленной ей высокой миссии — строить и развивать великое государство. А если кто-то что-то и слышит мимоходом, то большого значения этому не придаёт. У юности иные приоритеты. Оно бы и ладно, ведь и в прежние времена интересы отцов и детей не очень-то совпадали. Тем не менее, взрослея, дети продолжали дело отцов. На это были нацелены и воспитание, и обучение. Старшее поколение, наподобие заботливого садовника, лелеяло молодые побеги, наперёд зная, что именно посажено и что в итоге вырастет — крыжовник, слива или яблоня. Трудно представить себе безумца, который поливает и удобряет землю, засеянную чертополохом и полынью, и верит, что в результате получится плодовый сад.

Социологи подсчитали, что более 90 процентов молодых россиян предпочитают смотреть телевизор, а не читать книги. В принципе, логично. Чем книжка может порадовать? Ладно, если это «Буратино» или «Незнайка на Луне», там хоть иллюстрации есть. А возьми, к примеру, «Войну и мир» — четыре тома и ни одной картинки, с тоски помереть можно. Иное дело телевизор. Жмёшь кнопки без ума, а тебе всё, что хочешь, покажут, всё, что нужно, расскажут. Смотри и наслаждайся. А что тупеешь у экрана, так не беда, вся страна этим грешит. Оно ведь как получается — если вокруг тебя сплошь дебилы, то собственная дурость уже как бы и не видна, уже ты — как все, так что можно не волноваться, можно и дальше сидеть и смотреть. Без телевизора в доме скучно и одиноко. Без него жизнь — не жизнь. Он вещает, вдалбливает, советует, дает ответы на все вопросы. Он Великий гуру. Он учит. Хочешь стать неотразимым? Легко! Хлебни пивка и закуси жвачкой. Хочешь красиво жить? Нет проблем! Сережа Зверев расскажет, каким местом эту жизнь заработать.

Масштабы телевизионного обучения очень даже впечатляют. Охват — всенародный. И стар, и млад пялятся в экраны с утра до ночи. Полученные знания и опыт народ незамедлительно воплощает в жизнь. И вот уже то, что ещё вчера считалось мерзостью и распущенностью, превращается в доблесть и добродетель.

Канула в Лету воспевавшаяся веками духовность русского народа. Вышли из моды милосердие и сострадание. На смену былинным богатырям пришла гламурная голубизна. Мат возвели в ранг литературной лексики. Грубость и хамство выбрались из подворотен и стали нормой поведения. У молодых людей пропала склонность к труду. Да и сама возможность размножаться, если учесть культивируемую лояльность к гомосексуальным связям, похоже, поставлена под угрозу. Ежегодно в российских роддомах тысячи молодых мам отказываются от своих новорожденных детей. Количество несовершеннолетних проституток растёт день ото дня. Статистика по особо жестоким, зверским преступлениям, совершаемым подростками, просто ужасает. Количество российских беспризорников перевалило за 5 миллионов — такого не было даже после войны.

Это — факты, и как бы печальны они ни были, отмахнуться от них нельзя. Всем нам, увы, следует признать, что вместе с ростом экономики в стране наблюдается и рост уровня растления молодежи. Хотя, почему, собственно, «увы»? Что посеяно, то и растёт. Чертополох вместо яблоневого сада…

Сравните

Статистика беспризорности

Число беспризорных детей в Советской России после завершения Гражданской войны составляло 7 млн человек.

В СССР после окончания Великой Отечественной войны насчитывалось 2 млн беспризорников.

В 1980–1990 г.г. количество беспризорников снизилось до 300–400 тыс. человек.

В 2007 году количество беспризорных детей в России составило пять млн человек.


В телесетях

Мне российское телевидение напоминает праздничный торт, который начинён медленнодействующим, но смертельным ядом: выглядит привлекательно, а итог неизбежен. Не так давно я в качестве эксперимента весь вечер просидел перед телевизором. Слава Богу, мне удалось не только уцелеть, но и сохранить остатки разума. И вот какие мысли навеял вечерний просмотр. Создалось ощущение, что новое поколение россиян взращивается и воспитывается не родным государством и вовсе даже не для реализации национальных задач, а злейшими врагами в целях развала и разгрома державы. Ситуация напоминает фантастический боевик, в котором изощренные инопланетяне заблаговременно выводят на Земле мутантов — будущих вредителей и предателей.

Впрочем, чему тут удивляться. Достаточно вспомнить, что создавал наше телевидение политический авантюрист, ныне скрывающийся от российских властей в Великобритании. Я говорю о Борисе Абрамовиче Березовском. Известно, что главная телекомпания страны приватизировалась и начиналась при непосредственном кураторстве этого одиозного деятеля. Напомню, началось это в 1994 году. В феврале 1995-го основные параметры акционирования были согласованы (нельзя сказать, что ясны — как раз вопросы экономики были покрыты мраком). 1 марта открытое акционерное общество «Общественное российское телевидение» было зарегистрировано. А 3 марта, по до сих пор неизвестно чьему заказу, был убит известнейший телеведущий и один из руководителей создаваемой телекомпании Владислав Листьев. Как предполагают его соратники, вместе с ним канули в Лету и сведения о том, как и кто строил свое благосостояние на огромных деньгах, выделенных частично бюджетом, частично — олигархическими структурами. Так что начиналось российское телевидение с крови и дележа. На том и поныне стоит.

Телебизнес действует по принципам тоталитарной секты: здесь каждому отведена своя роль, и каждый заинтересован в том, чтобы выполнять ее с максимальной отдачей. Цель одна — деньги. Телевизионные дельцы плевать хотели на интересы государства. Им до лампочки — захочет или нет нынешняя молодежь заниматься реализацией каких бы то ни было национальных проектов. Телебароны ведут свой бизнес ради прибыли, а не ради идеи. И если кто-то из них начинает вдруг вздыхать о судьбах России, то невольно вспоминается крокодил, оплакивающий свою жертву.

Что ж, бизнес есть бизнес. У него свои правила, свои законы. Если главная цель телемагната — деньги, то при чём тут общечеловеческая мораль? Для него прибыльно — значит, морально. Зарабатывает этот делец, по сути, на воздухе. Он торгует эфиром. Продать как можно больше и как можно дороже — вот его задача. Но залежалый товар покупателю не сбагришь. Деньги дают за то, что пользуется спросом. Закон рынка неумолим: спрос определяет предложение. То есть покупатель заплатит телевизионщикам только в том случае, если эфир заполнен чем-то интересным для зрителей.

Это значит, что мы имеем то, чего сами желаем. Помните, в прежние времена бывало демонстрировали фильмы «по заявке телезрителей»?! Сейчас «по заявке» идут практически все передачи. Есть рейтинг — пускают в эфир. Упал интерес — убирается передача. Основная задача телевидения — увлечь как можно большее число зрителей, затянуть их в сети так, чтобы уже и не выбрались. Чтобы жали на кнопки, смотрели и учились жизни.

Частенько приходится слышать, что с телевидением никто и никогда совладать не сможет. Дескать, у них — миллионы, а значит всех и всё купят. Но миллионы — не лимоны, они не растут на деревьях. Это мы своей глупостью и всеядностью способствуем обогащению дельцов телебизнеса. Монстр телевидения живет за счёт поддержки и одобрения зрителей. Чем дольше люди пялятся в ящик, чем выше количество зрителей — тем богаче и сильнее телемагнаты. А в конечном итоге их миллионы зарабатываются на нас. Понятно, что основную массу доходов дает реклама. Но фирма, оплатившая рекламу товара на TV, с лихвой вернёт свои «кровные». А рассчитаются покупатели, то есть мы с вами, потому что стоимость рекламы заложена в цене товара. Покупаешь «Орбит» — плати за то, что «звёзды» жуют его на экранах!

По материалам зарубежных СМИ

В августе 2005 года Америка подверглась испытанию: ураган «Катрина» вверг в хаос процветающий город Новый Орлеан. Но главный удар городу нанесла не стихия. После того, как под ударом урагана город лишился электроэнергии, народ кинулся грабить магазины. Улицы города заполнили обезумевшие маньяки. Началась настоящая охота на женщин и детей, которые подвергались насилию прямо на улицах среди белого дня. Пытавшихся встать на защиту мужчин вооружённые ножами безумцы буквально потрошили на глазах прохожих. По городу прокатилась волна самоубийств, в том числе и среди полицейских, отчаявшихся справиться с ситуацией. Лишь приказ президента отстреливать мародёров и насильников немного приостановил весь этот ужас.

В случившемся виновато телевидение, утверждают некоторые психологи. По их мнению, постоянный просмотр сцен катастроф и насилия, которыми заполонено телевидение, так или иначе, запечатлевается и копится у зрителей в подсознании. И вот, когда неожиданно катастрофа стала реальностью, сознание и подсознание поменялись местами, и наружу хлынули низменные страсти.

Согласиться с такими выводами или нет — дело каждого, но пока это единственное вразумительное объяснение коллективного безумия, разразившегося в Новом Орлеане.


Звёздные мормышки

Всякий рыбак знает: рыбу ловят на наживку. Для окуней в ход идёт одна приманка, для карасей — другая. Тут целая наука. В некотором смысле телевизионные дельцы схожи с рыбаками. Им для рейтинга тоже нужна наживка.

Российские телезрители — не караси, их на хлебный мякиш не возьмёшь. Подавай им телезвёзд и побольше! А звёзды с неба не падают. Их делают. И занимаются этим продюсеры или, если говорить проще, творческие руководители. Это от их решения зависит, кого конкретно посадить в новогоднюю ночь с Аллой Борисовной Пугачевой, кого — с Галкиным, а кого — лишь слегка подпустить на задний план к Петросяну. Но основная задача продюсерского клана — изготовление «звезд». Их штампуют из третьесортного материала и вовсе из отбросов, производство поставлено буквально на поток, и сегодня всё наше телевидение — сплошная «фабрика звёзд». Одному новосибирскому теледеятелю приписывают фразу о том, что если каждый день в прайм-тайм по телевизору показывать задницу (извините, я всего лишь цитирую!), то в итоге она станет телезвездой. Что уж тут скромничать — это правда! Мы все свидетели того, как Пугачева, выступив в роли продюсера, за два-три вечера слепила «звезду» из своего парикмахера. Настоящих звёзд на наших экранах — единицы. А все остальные — не более чем продукт, изготовленный продюсерами. Большинство из них не отличается ни умом, ни талантом, ни яркостью и нестандартностью мышления. Главное для них — узнаваемость. Попал на экран, тебя запомнили, и больше ничего не надо, ты — «звезда»! Вот скажите, какими особыми достоинствами обладает заглавная теледива нашего времени Ксения Собчак? Внешность — совершенно заурядная. Образование и воспитание, судя по лексикону, — ниже среднего. Талантов — никаких. Она хоть когда-нибудь сказала что-нибудь умное, значимое? Она хоть что-то понимает в проблематике сегодняшнего дня? Или, быть может, является экспертом в какой-либо области? Убей меня, но как ни старался, кроме глупости и пошлости, ничего в ней разглядеть не сумел. Собчак нечего предъявить людям. Её единственная забота — звучать в любом виде. И ведь звучит! Пьяная и полуголая ползает на четвереньках в «Блондинке в шоколаде«. Пестует тупых и распущенных девиц в пресловутом «Доме-2». А тысячи россиян привыкли к ней, притерпелись к её ненормативной лексике и уже не могут обойтись без очередной дозы от Ксюши Собчак.

Каждый день на экранах мельтешит один и тот же «звёздный» набор гламурных пошляков и бездарей. Отличить друг от друга их можно только по прическам, нарядам, да количеству разводов. Общее одно — бездарность и беспринципность. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-нибудь из нынешних псевдозвезд добивался опровержения какого-либо сообщения в прессе, затрагивающего их достоинство? Мне такие случаи неизвестны. «Чем больше журналисты поливают меня грязью, тем больше я их люблю», — признаются они. Не так давно в сети Интернет появились откровенные съемки известной телеведущей и модного рэпера. Поднялся скандал, и девушка мило созналась, что сексуальное видео было акцией, рекламирующей совместный видеоклип двух «звезд». Однажды она же, но уже с другим кавалером, пьяные в хлам в окружении журналистов и других таких же мусорных «звезд», ублажали друг другу филейные и анальные части тела, а потом предлагали прессе опубликовать фотографии. Не думаю, что девица проделывала всё это «из любви к искусству». Она, как и остальные «звёзды», отрабатывала то, что положено, играла отведённую ей роль.

Телевизионные «звёзды» — мормышка на крючке. Чем глупее и ярче приманка — тем лучше. Главное, чтобы народ «схавал«.

Миф и реальность

У Платона есть такая философская притча. В темной пещере жили прикованные люди. Всю жизнь они могли видеть только каменную стену напротив, освещаемую тусклым костром. На стене — двигающиеся тени — фигурки людей, звеpей, вещей. Пленники жили здесь много лет, они уже забыли, как выглядит настоящий мир. Но один из них освободился от цепей и, через боль и страдания, пробрался к выходу, где его мучительно ослепил забытый солнечный свет. Человек, осмотревшись и привыкнув к свету, увидел pеальный миp, звезды, солнце, людей. Он вернулся, чтобы рассказать об этом другим пленникам. Но его никто не понял, ведь для пещерных жителей не существовало другого мира. Тени для них несpавненно более pеальны, чем миp навеpху, описываемый вернувшимся беглецом.

Эта притча, написанная в IV веке до нашей эры, сегодня звучит как пророчество. Она о нас и о телевидении — глобальном театре теней, заменяющем реальный мир.


Мужики-то не знают

Сегодня Россия уже далеко не та страна, какой была в начале 90-х. Снова работают заводы и фабрики, появился спрос на специалистов и квалифицированных рабочих. Вот только, как говорил любитель пива из рекламного ролика, «мужики-то не знают». По телевизору им не рассказывают, что квалифицированный рабочий уже давно может зарабатывать очень даже хорошо. И что квалифицированных рабочих крайне не хватает. Вместо этого телеэкраны показывают, как толпа никчемных молодых людей «строит свою любовь« в «Доме-2».

Добросовестный рабочий человек сегодня редкость. При социализме эту породу людей вытравливали уравниловкой и отсутствием стимулов. Потом пришел базарный капитализм, и все поменялось с точностью до наоборот: работай — не работай, все равно ничего не заработаешь. За эти годы настоящие профи своего дела либо вымерли, либо спились. Теперь вся надежда — на молодых, амбициозных, настроенных на хорошую жизнь и понимающих, что она дается только трудом. Но именно такую молодежь в первую очередь и растлевают телевизионные дельцы.

Выйди на проспект Дзержинского, спроси у любого: может ли нормальная девчонка или парень получить высшее образование бесплатно? Уверен, большинство просто рассмеется в ответ. А между тем существует огромное количество парней и девушек из простых рабочих и даже сельских районов, получающих образование «на бюджетной основе», да еще со стипендией. Но об этом опять же из реалити-шоу не узнаешь — там процесс строительства жизни выглядит совсем по-другому: дай в лицо ближнему, покрой его матом на всю страну — и ты «звезда».

У меня племянник — ученик ПТУ — недавно участвовал в конкурсе сварщиков. В 17 лет он умудрился победить опытных асов. После училища с такой квалификацией он будет на любом заводе иметь верные 40–50 тысяч. Но конкурс сварщиков нашему телевидению не интересен. Другое дело конкурс новосибирских стриптизерш — вот его продемонстрировали во всей красе!

Реальный мир скрыт от молодежи завесой телевизионного балагана. Летчики и геологи уже не популярны. Профессия монтажника-высотника или газосварщика считается уделом «лохов». То ли дело «дитя порока» Боря Моисеев или «король тусовки» Тимати! Они — кумиры юнцов, образцы для подражания. Телевидение заботливо подсказывает молодёжи, как и с кого «делать жизнь».

Ох, как надо бы встряхнуть за шкирку наших мужиков! Если им о себе не хочется думать, то пусть подумают о своих детях-лоботрясах. Пусть оторвут ребятишек от телевизоров и расскажут им, что есть другая жизнь. Что помимо секса есть любовь, что мужчина ценится не гламуром, а мужеством, что настоящая слава добывается не скандалами и обнажёнкой, а потом и талантом. И если разговоры не помогают, то надо не бутылку в руки брать, а палку, чтобы гнать лоботрясов за учебники, потому что чем дальше — тем дороже будет цениться образование. Без вмешательства отцов тут не обойтись, ведь телевидение не сообщает юнцам, что деньги и достойную жизнь можно заработать не только тем местом, которым зарабатывают герои шоу-бизнеса.

Старшее поколение в ответе за молодежь. И если мы не хотим вырастить чертополох и бурьян, то должны помнить, что у телевизора есть кнопка, которая его выключает. Несколько лет назад отец Евгений, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Березовой роще, вывесил на церковной ограде плакат: «Православный, выключи дебилизатор!» Потом ходили слухи, что ему серьезно досталось от церковного руководства. А зря!..

Первый приоритетный

Свободное обращение наркотиков запрещено в подавляющем большинстве стран, причем безоговорочно и без вариантов. И никто, заметьте, не кричит при этом о нарушении свободы личности.

А телевидение — тот же наркотик. Его разноцветная дурь уводит от действительности в мир грёз о красивой жизни. Человек современного городского общества жестко зависит от телевидения. Как и после приёма наркотиков, зритель не может сам оценить последствия воздействия телепросмотра на свою психику и поведение. Он продолжает потреблять дурь, даже если отдает себе отчет в её пагубном воздействии, он безволен отказаться от телевизора.

До недавнего времени я не очень-то верил в «двадцать пятый кадр», считал это басней. Но вдруг заметил, что моя полуторагодовалая внучка неподвижно замирает, не сводя глаз с экрана, стоит только там появиться рекламе. Ей неважно, что рекламируется — женские прокладки или мужской одеколон. Ребёнок явно не понимает, что именно видит, однако глаз оторвать не может. Что это, если не наркотик?! С внучкой я справился легко — просто выключил телевизор. Но проблема-то остаётся.

Телевидение не может, не должно оставаться вне поля деятельности государства. Я не призываю к возврату советской цензуры. Хотя, положа руку на сердце, должен сознаться, что наивность и примитивизм советского телевидения гораздо безвреднее, чем ядовитая телеразнузданность современности. Понятно, что сегодня просто взять и запретить — не получится. А вот поставить телевидение под контроль — вполне реально. И за примерами ходить далеко не надо. Во Франции президент Саркози одним из первоочередных пунктов своих реформ назвал фундаментальную ревизию политики двух главных национальных телеканалов. Он потребовал полностью убрать с них рекламу и насытить сетку вещания высокохудожественными и научно-познавательными передачами. Франция — не исключение. В большинстве развитых стран действует жесткое законодательство, детально определяющее пределы культурной допустимости телепродукции. В США, Германии, Великобритании, Норвегии активно работают своего рода «наблюдательные советы», к рекомендациям которых хозяева телеканалов вынуждены очень даже прислушиваться. А как иначе? Ведь заключения этих общественных «цензоров» могут свести к нулю рейтинг любого канала.

У нас ничего этого пока нет. Общественные силы разобщены, а политики, похоже, относят проблему к несущественным, им подавай что-нибудь глобальное, массовое. Вдобавок ко всему многие политики, похоже, сами находятся под воздействием теледурмана и прямо-таки рвутся на экран. Иные из них «звездятся» по мелочам — ну, дадут в морду оппоненту, оттаскают друг друга за волосы или загнут матюком. Однако намечается и более серьезная тенденция. Депутат одного из региональных собраний — Маша Малиновская — начала вести скандальное шоу «Звезда стриптиза». Насквозь силиконовая депутатша доходчиво и наглядно объясняет молодым избирателям, что почём в этой жизни. Так что на политиков всерьёз не стоит рассчитывать.

Есть, правда, ещё Общественная палата, но её голос пока слишком слаб, опять-таки по причине заурядного политиканства и разобщенности наших общественных деятелей.

Зато телемагнаты действуют сплоченно и выступают единым фронтом, как только видят хотя бы слабые намёки на ограничение их власти. Для них это — бизнес, приносящий сумасшедшие деньги, поэтому и масштаб сопротивления безграничен. При Министерстве культуры России был создан «Общественный совет по поддержке социально значимых проектов и общественной нравственности в средствах массовой информации», однако на качестве телевизионных программ это практически никак не отразилось. Несколько лет назад руководители крупнейших российских телеканалов подписали хартию «Против насилия и жестокости», но крови и грязи от этого на экранах меньше не стало. Любые попытки вмешательства в их бизнес телебароны пресекают на корню.

Российский телебизнес — это некое сообщество людей, выполняющих различные функции в общих целях. Они производят и реализуют товар, который негативно влияет на психику потребителя, вызывает привыкание и наносит вред обществу. Что еще, казалось бы, нужно для того, чтобы признать это сообщество организованной преступной группировкой? Сразу оговорюсь, это печальная, но всё-таки шутка. Однако в каждой шутке есть доля правды. И иногда эта доля может составлять львиную часть.

В феврале этого года Клуб избирателей Дзержинки направил тогда еще кандидату в президенты Дмитрию Медведеву открытое письмо, главным призывом которого было: «Оградите нас от произвола, царящего на телеэкране, а остальное мы сделаем сами». Вот вам, уважаемая власть, проблема для самого важного, наипервейшего приоритетного национального проекта!

У Кремля нашлись силы разобраться с Березовским. Однако наследие Бориса Абрамовича живёт и процветает. Мало того, его детище весьма успешно продолжает дело опального олигарха — готовит развал великой страны изнутри, отравляя молодежь и разлагая нравственные устои общества. Это — беда всероссийского масштаба. Уговоры, просьбы и призывы к совести тут бессильны. Сплоченность телемагнатов может сломить только сила государства. И эту силу пора применить, ведь на карту поставлено будущее России. Сегодня и Путин, и Медведев уже открыто говорят о проблемах нравственности. Остаётся надеяться, что они смогут объявить войну телерастлению. За их плечами громадина «Единой России», мощь государственного аппарата и доверие народа. Дело — за малым…

Депутат Новосибирского областного Совета
Николай МОЧАЛИН

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: