Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Театры Сибири. Пути развития»

13.05.2008
Под таким названием в Новосибирске прошел Первый региональный форум руководителей театров Сибири.

Под таким названием в Новосибирске прошел Первый региональный форум руководителей театров Сибири

Руководители двух десятков драматических театров Сибири приняли участие в региональном форуме в Новосибирске

В форуме приняли участие два десятка театров. Организован он был Ассоциацией руководителей драматических театров Сибирского федерального округа при поддержке полномочного представительства Президента РФ в СФО. Возглавляет ассоциацию Татьяна Людмилина — директор театра «Глобус», на его базе и проходило театральное собрание.

Среди вопросов, которые обсуждались: о едином информационном пространстве Сибири, о «реанимации» регионального фестиваля «Сибирский транзит», об обменных гастролях, о молодых актерских кадрах и о переходе театров на новый автономный режим жизнедеятельности.

Создать единое информационное пространство

Несмотря на то, что каждый театр — своего рода «монастырь» со своим уставом и каждый регион развивается по собственному сценарию, у театров много и общих проблем. И искать пути их решения проще сообща. Между тем театры Сибири сегодня изолированы, разобщены и мало знают друг о друге.

— Когда мы создавали ассоциацию, у нас не было даже списка театров Сибири, — говорит Татьяна Людмилина. — Мы просто сидели и по доступным нам справочникам эти списки составляли. На сегодняшний день членами ассоциации являются более 60% руководителей театров Сибири. Мы уже провели два собрания. А после форума к нам присоединились еще несколько территорий, включая такие, как Норильск, Бурятия и Горный Алтай.

Руководители театров говорили и о том, что в регионе нет единого печатного издания, которое бы освещало культурную жизнь региона в целом. Во всероссийских театральных изданиях, в свою очередь, нет серьезных обзорных и аналитических статей, посвященных региональным театрам. В лучшем случае сибирские театры представлены в них «точечно» — как следствие единичных посещений столичными критиками отдельных территорий.

Конечно, было бы хорошо иметь на региональном уровне издание, подобное «Страстному бульвару». Но, по обыкновению, все упирается в финансы. Для начала решено уже в самое ближайшее время создать на сайте театра «Глобус» отдельную страницу, посвященную театрам Сибири. В перспективе планируется расширить ее до формата отдельного регионального сайта. А там, как знать, возможно, дойдет дело и до печатного издания.

Вопрос об обменных гастролях тоже обсуждался заинтересованно и эмоционально. Гастроли, без сомнения, нужны всем. А для национальных театров и театров малых городов — это вопрос жизни и смерти.

— Все прекрасно понимают, что время плановых дотаций на гастроли прошло и вряд ли такое финансирование, по крайней мере, в ближайшие год-два, появится, — говорит Татьяна Людмилина. — Поэтому вся надежда именно на обменные гастроли, традиция которых в регионе утрачена. При организации таких гастролей — а я уверена, что проект межрегиональных обменных гастролей будет реализован — во главу угла необходимо ставить несколько моментов. Главное, конечно, творческая составляющая, но при этом не следует забывать и того момента, вызовет ли театр интерес у той территории, куда он хочет приехать с гастролями.

С 22 по 28 мая будут проходить обменные гастроли театра «Глобус» и Кемеровского театра драмы. У нас будет время проанализировать этот опыт. И в сентябре на нашем втором форуме мы уже обсудим проблему обменных гастролей более предметно. Другие театры к тому времени тоже определятся со своими желаниями и возможностями. И форум может стать хорошей площадкой для налаживания партнерских отношений. В идеале хотелось бы, чтобы в гастрольном туре участвовали не два театра, а одновременно три-четыре-пять-шесть театров.

Возродить фестиваль

Судьба фестиваля «Сибирский транзит» обсуждалась и в первый, и во второй день форума. В итоге его участники приняли решение обратиться в полномочное представительство Президента РФ в СФО и Федеральное агентство по культуре и кинематографии с рядом предложений по выводу фестиваля из кризисной ситуации.

Фестиваль, как отмечали все выступавшие, региону жизненно необходим. В свои лучшие годы он давал театрам возможность понять, какую нишу они занимают в театральном пространстве Сибири. Был форумом общения и налаживания партнерских связей. Его прекрасно организованные мастер-классы давали возможность повышать квалификацию. А кроме того, он был той самой площадкой для создания единого информационного поля, о чем так много говорили на форуме.

«Сибирский транзит», как известно, родился в Новосибирске. Его основателем был директор «Красного факела» Александр Кулябин, который первые годы возглавлял единую дирекцию фестиваля. Дирекция формировала экспертный совет и жюри. По такой схеме фестиваль с успехом прошел сначала в Новосибирске, потом в Иркутске и Омске. Далее он был передан под эгиду «Сибирского соглашения». И, как было отмечено на форуме, «теперь каждая территория, которая принимает фестиваль, начинает все с нуля». А самое главное, утрачена традиция экспертного совета, что заметно снизило качество представляемых на фестивале работ.

Права по формированию экспертного совета и созданию жюри предложено делегировать Ассоциации руководителей драматических театров Сибири.

— И если это найдет поддержку, — считают руководители театров, — то ответственность за фестиваль будет лежать не на региональных властях, а на профессионалах, которые, собственно, и должны заниматься этим делом. А регион будет принимать фестиваль по готовой отработанной программе. Это разумно, здраво и на данный момент спасительно для фестиваля.

Растить молодые кадры

С кадрами в театрах, как оказалось, тоже не все обстоит благополучно. Особенно это касается отдаленных городов. В драматическом театре Норильска, например, вместо положенных по штату 38 актеров работают 26. Одни театры говорили о нехватке актеров на мужские и возрастные роли, другие о проблемах в цехах, третьи о нехватке звукооператоров и художников по свету. И все вместе — о проблемах с режиссурой. Проблема, кстати, всероссийская.

Крайне мало хороших режиссеров, способных ставить интересные спектакли, и крайне мало творческих личностей, готовых возглавить театр. На режиссеров учат только в Москве и Питере. И выпускники столичных вузов вовсе не спешат ехать в Сибирь. В 2010 году при Новосибирском театральном институте будет наконец открыт режиссерский факультет — и это, возможно, в корне переломит ситуацию. В ближайшее время Сергей Афанасьев намерен обратиться к Ассоциации руководителей театров с просьбой о содействии, подписании письма о лицензировании режиссерской специальности.

— Для нас это архиважно, — говорит он. — Я думаю, что театр будет возрожден только тогда, когда будет возрождена театральная среда. А именно: театральная среда, которая создается из выпускников, которые ищут здесь работу. Когда по городу будет ходить 200 безработных режиссеров, искать себе применение, тогда возникнет здоровая конкуренция, тогда возникнет, в хорошем смысле этого слова, театральная тусовка, которая и создаст интерес к территории, заставив лучших выпускников вузов оставаться именно здесь.

На форуме Сергей Афанасьев представлял свой театр как художественный руководитель, Новосибирский театральный институт как ректор, Новосибирское отделение СТД как председатель и, наконец, Гильдию режиссеров, которая была недавно создана по его инициативе. В этом году состоится первый выпуск Театрального института. Из его стен выйдут 65 дипломированных актеров драматического театра. Уже сегодня, по словам Афанасьева, на ребят получены заявки из Таллина и Челябинска. Плюс половина каждого курса по традиции уезжает в Москву и разбредается там по сериалам. «Что же остается нам?» — задается вопросом ректор.

— Мы не хотим потерять этот курс, и я принял решение открыть в городе новый театр. Нашлись инвесторы, которые готовы поддержать эту идею, в настоящее время мы ведем переговоры.

Перейти на автономный режим

На сегодняшний день «Глобус» — единственный театр в Сибири, который работает как автономное учреждение. 17 января 2008 года было подписано постановление губернатора, и театр стал двигаться в выбранном направлении. А с 1 апреля он полностью перешел на автономный режим жизнедеятельности. Такой переход директор «Глобуса» называет «шагом вперед по качественному улучшению организационно-финансовой деятельности театра».

На форуме Татьяна Людмилина выступила основным докладчиком и основным пропагандистом работы в автономном режиме. При прежнем казначейском наполнении бюджета, по ее словам, «Глобус» с его объемами и темпами уже ни интенсивно, ни экстенсивно развиваться не мог.

— Введение в действие Федерального закона N 94 еще более усугубило ситуацию — конкурсы занимали до 60 рабочих дней. И это при нашей подвижной, динамичной жизни! Конкурсы на приглашение режиссеров, художников на спектакли попросту сводили с ума. Только в 2007 году мы провели более 40 конкурсов и котировок. Это останавливало работу. И послужило одним из стимулов перехода в автономию.

В самое ближайшее время на новую форму хозяйствования будет переведено большинство театров Сибири. И те панические настроения, которые владеют директорами некоторых театров, директор «Глобуса» объяснила прежде всего отсутствием достоверной информации, психологическим барьером, а также той необоснованной истерией, которой ряд театральных деятелей встретил реформу театра. Татьяна Людмилина между тем убеждена, что никакой реформы нет. Идет общая реструктуризация бюджетной сферы России, и театры должны в нее вписаться. Выступления театральных деятелей, по ее мнению, носили преимущественно популистский и пропагандистский характер.

Между тем Татьяна Людмилина не скрывает, что переход в автономию — дело очень непростое. Об этом говорил и выступивший на форуме глава департамента культуры НСО Валерий Бродский. Здесь все необходимо хорошо продумать и просчитать. При этом отмечается, что переход «кратно облегчает существование театра». (В одном из ближайших номеров «ВН» вернется к этому вопросу.)


Следующая встреча в рамках Ассоциации руководителей драматических театров Сибири пройдет в Барнауле 24–25 сентября и будет совмещена с собранием Гильдии режиссеров и приурочена к очередному фестивалю «Сибирский транзит».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Новосибирцы хотят собирать мусор раздельно, но у многих нет контейнеров в шаговой доступности, чтобы выбросить отсортированный пластик, металл, стекло и бумагу. В регионе установлено свыше 2000 контейнеров, но перевозчики уверяют – только для Новосибирска нужно не менее 10000. Между тем, в некоторых дворах баки для раздельного сбора мусора и вовсе пропадают. 15 ноября, когда отмечают Всемирный день вторичной переработки, VN.ru решил изучить, чего еще не хватает для цивилизованного обращения с отходами.
31 декабря будет обычным будним днем, хотя и предпраздничным, а потому россиянам предстоит в этот день работать. Такое заявление сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Третью новосибирскую гимназию, что в Академгородке, отстроят заново. А к нерадивым предпринимателям, которые пополняют список незавершенных объектов капитального строительства, будут применять жесткие меры. Эти  решения озвучили в Законодательном собрании региона в среду, 13 ноября.
Новую щебеночную дорогу проложили в Луганске Карасукского района Новосибирской области. Теперь школьный и рейсовый автобусы без проблем забирают с остановки пассажиров и семерых учеников. В столетней истории небольшого села Студеновского сельсовета – это даже не ремонт, а строительство.
Неизвестные напали на президента Сибирской Ассоциации дизайнеров и архитекторов, члена штаба ОНФ Андрея Радаева накануне выступления общественника на экспертном совещании по теме «Жильё и городская среда» по вопросу точечной застройки. Радаев доставлен в больницу с травмами. Его чемоданчик с документами и деньгами нападавшие не тронули.
13.11.2019 Видео
На минувших выходных в России отметили 100-летнюю годовщину со дня  рождения конструктора-оружейника Михаила Калашникова. Именно его разработка - автомат АК - в 1949 году был принят на вооружение Советской армии, с тех пор стал самым распространенным стрелковым оружием в мире. Тем временем, на вооружение Росгвардии приняли новую модель на основе знаменитой конструкции - автомат АК-200, который показали журналистам.
x^