Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дорожная зависимость

13.05.2008
Сегодня любой разговор на тему жилищного строительства рано или поздно выходит на тему плохих дорог, изношенных коммуникаций и того, за счет кого все это должно ремонтироваться или строиться.

Заметки с «круглого стола» «Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Новосибирской области»

Сегодня любой разговор на тему жилищного строительства Новосибирска, Новосибирской области, Сибири — да хоть всей России — рано или поздно выходит на тему плохих дорог, отсутствующих или изношенных инженерных коммуникаций и того, за счет кого все это должно будет ремонтироваться или строиться.

И если с точки зрения горожанина хорошие дороги — одно из важнейших условий нормальной жизни в городе, то специалисты хорошо понимают, что развитие транспортной инфраструктуры привлекает в город бизнес, деньги и просто богатых людей, принося богатый бюджетный урожай и высокие цифры роста экономики.

Вполне традиционно, как принято было в России с незапамятных времен, ставя интересы людей после такой важной и, конечно же, в самую первую очередь необходимой вещи, как Ее Величество Экономика.

«Круглый стол» на тему «Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Новосибирской области», на мой взгляд, в очередной раз заставил задуматься на эту тему.

Ведь целью всех обсуждений и решений всегда ставится привлечение денег и развитие бизнеса, опережение других регионов в сроках, масштабах, уникальности и привлекательности, чтобы успеть застолбить раньше соседей золотоносный транспортно-логистический Клондайк своей области или края (по признанию Константина Комарова, заведующего кафедрой СГУПСа и разработчика той части областной новосибирской стратегии, которая касается транспортного кластера, сегодня едва ли не каждая область и край в свою стратегию развития включает обязательное создание промышленно-логистического центра).

Ближайшее будущее аэропорта Толмачёво

Даже зная о том, что Новосибирск находится в уникальной для Сибири зоне, когда в радиусе 500 километров проживает 11–13 миллионов людей (самый густонаселенный район Сибири), да и такой крупный железнодорожный узел, как у нас, существует далеко не во всех регионах, к проблеме человеческого самочувствия следует относиться повнимательнее.

Боюсь, что Сергей Титков, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике областного Совета депутатов вызвал у слушателей совсем не ту, что хотел, реакцию, своим рассказом о том, как в тяжелейшие 90-е (когда бюджетникам и пенсионерам месяцами не перечисляли деньги на зарплаты и пенсии) область целых 23% своего небольшого бюджета тратила на ремонт и строительство дорог! Слишком свежи еще воспоминания о том времени, чтобы запросто, вот так, напоминать о том, что люди, оказывается, недоедали для того, чтобы строились областные дороги. Или вариант Беломорканала и других великих строек СССР, на которых работали раздетые и голодные, кому-то до сих пор кажется привлекательным и возможным?

И если посмотреть с этой точки зрения на строительство дорог города и области, то проблема их приведения в порядок приобретает уже несколько иную окраску. Потому что все дороги, которые строятся за государственный счет, строятся за счет денег граждан. То есть всех нас. И ответственность за принятие решения, на что в первую очередь тратятся эти деньги и за счет решения каких городских и областных проблем (имеющих или не имеющих для горожан первостепенное значение) — всегда лежит на совести власти.

Доклад Николая Симонова, руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области иллюзии о деньгах, которые принесут инвесторы в развитие дорожной сети нашей области, развеял довольно быстро. Реальных проектов по строительству частных дорог в Новосибирской области нет, потому что нет двух необходимых условий для их появления.

Это — высокая платежеспособность населения (тот самый уровень жизни людей, который во всех российских планах экономического развития ставится всегда на пятое, десятое, сто двадцатое место) и существование параллельных дорог, по которым можно проехать бесплатно (чего требует российский закон о платных дорогах).

В Новосибирске, где под дорожное полотно отведено всего лишь 3% площади города (в Нью-Йорке — 20%), понятно, говорить о таком сложно. Возможность расти у новосибирских дорог остается только вертикальная — вниз или вверх — через многоуровневые развязки.

Таким будет промышленно-логистический парк

Говоря о Северном объезде, в который, помимо денег центра, вложены и деньги области, стоит отметить, что разгрузить город, по словам Константина Комарова, он сможет только на 5–7%, что принципиально ничего не изменит для автомобилистов, стоящих в многочасовых пробках.

Начатая реконструкция Советского шоссе должна облегчить проблему этой части города. Если же говорить об участии федерального центра в строительстве Оловозаводского моста (нужно 23 миллиарда рублей), то пока что решение наверху не принято. Мотивация федеральных властей проста: вы предлагаете федеральным трассам войти в город, тогда как мы их везде из городов выводим. Так что, ждем-с…

Что касается возможности хороших въездов и выездов из города на расстоянии 50-километровой зоны, то ее предполагается решить к 2010 году. К тому же времени должна будет закрыта проблема дорог, ведущих к Тогучину.

Кстати, на «круглом столе» представителем Тогучинского карьера был задан вопрос о закрытии дорог в этом направлении, падении продаж щебня, увеличении стоимости щебня (себестоимость добычи щебня равна доставке по железной дороге, что, понятно, увеличивает цену щебня в два раза) и влиянии щебеночного вопроса на строительство. В том числе строительство дорог.

Николай Симонов, переадресовав вопрос Федору Николаеву, генеральному директору «Новосибирскавтодора», спросил у него: какие запасы щебня у этой организации? Оказалось, что сегодня в наличии имеется 70% необходимых для проведения всех сезонных ремонтных работ.

— Вот и ответ! Нет в Новосибирске проблемы щебня, есть лоббирование интересов бизнеса, — произнес начальник департамента, обращаясь уже ко всем присутствующим.

Если же говорить о второй части его выступления, которая касалась привлечения средств в развитие промышленно-логистического парка (ПЛП), как части того самого транспортно-промышленного кластера, о котором речь шла в самом начале, то интерес у бизнеса к нему есть. И серьезный.

Аэропорт Толмачево, железная дорога, федеральная автомобильная трасса вместе с наличием свободной земли и рабочей силы (из Оби, Чика и Каргата), предполагаемое строительство сортировочной станции около Чика, предусмотренное проектом водо- и газоотведение, канализование, электроснабжение, причем все это недалеко от города, уже привлекли в ПЛП около 30 миллиардов рублей, и следует ожидать появление первой очереди ПЛП в ближайшие два года.

Всего запланировано на территории ПЛП создание трех зон и привлечение (что вызывает большие сомнения у самих создателей проекта) от 30 до 35 тысяч человек для работы, для строительства жилья в районе деревни Алексеевка.

Фактически — это новый город между Обью и Чиком. Откуда возьмется столько денег и приедет жить и работать столько человек? При нашем-то демографическом провале?

Вот так, снова, решая вопросы роста экономики, приходится вспоминать о людях. Теперь уже о том, где их взять, чтобы затем, с новыми силами, начать решать, конечно же (и как всегда), стоящие на самом первом месте в любом рейтинге проблемы экономики, которые затем приведут к росту уровня жизни людей…

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Чуть меньше 1,5 млн рублей за минувший год заработал глава Бердска Новосибирской области Евгений Шестернин. В прошлом году его доходы составили более 3 млн рублей.
Олимпийский призер тренируется в ораторском искусстве. В «Ночь музеев-2019» боксер Михаил Алоян впервые выступил в роли экскурсовода. Если в начале этой всероссийской акции к экскурсоводам выстраивались очереди из посетителей, то сейчас ажиотажа в музеях нет даже ночью. Поэтому хранителям истории все труднее заманить в гости публику. Приходится придумывать что-то необычное.
Около 4,5 миллиона рублей доходов задекларировал за прошедший год глава Купинского района Новосибирской области Владимир Шубников. Доход его супруги чуть ниже — 3,17 миллиона.

Посевная кампания в Новосибирской области идет по плану. Аграрии засеяли различными культурами почти 650 тысяч гектаров. Работают одновременно и на полях под зерновые, и на земле под овощи. Почему фермеры стали больше садить картошки, узнали корреспонденты ОТС.
Необычная встреча сурка и кобеля редкой породы произошла на лесной дорожке под Новосибирском. Пес с громким лаем атаковал грызуна, но тот не струсил, а, напротив, стал обороняться и даже нападать на противника. Видео с забавным происшествием появилось в Сети.

Делегация из города-побратима Карамай Китайской Народной Республики посетила Искитим Новосибирской области. Возглавлял ее заместитель генерального секретаря правительства Карамая, управляющий наукой и техникой Янь Лицзюнь. Он презентовал мэру Искитима Сергею Завражину карту города на китайском языке.