Новосибирск 4.7 °C

Неспокойная пора

17.05.2008 00:00:00

К приближающимся летним каникулам родители должны готовиться не менее ответственно, чем к наступающему учебному году

Каждый помнит, с какой радостью можно было в последние майские дни писать в школьном дневнике: «Ура! Каникулы!». Очень скоро так сделают и нынешние школьники. Они отправляются на заслуженный отдых, а родителям нужно быть наготове, ведь лето для детей не только самое долгожданное каникулярное время, но, как ни странно это может показаться, самый опасный сезон.

Чего именно следует опасаться летом родителям, рассказала врач-методист высшей категории Новосибирского центра медицинской профилактики Дарья Басалаева.

— Детским болезням свойственна некоторая сезонность. Например, пик травматизма у детей приходится на конец апреля — начало мая. Это, вероятно, связано с тем, что ребятишки с наступлением тепла больше времени проводят на улице. Бегают по гаражам, строительным площадкам. Было бы хорошо, если бы все дети гуляли на детских площадках или занимались на спортивных сооружениях. Но, к сожалению, нет настороженности со стороны взрослых. В школе ближе к лету становится меньше занятий, и получается, что дети предоставлены сами себе. Отсюда такая печальная ситуация с травмами. В 2007 году травматизм детей до 14 лет составил 5,6 процента общей структуры заболеваемости. Обращает на себя внимание, что по типу травм на первом месте — уличные, а далее уже — бытовые, школьные и спортивные. К счастью, последнее место занимают самые тяжелые — транспортные травмы.

После долгой зимы так хочется сорвать только что выросшую ягодку с грядочки или куста и насладиться дарами лета в полной мере. И огурчик свежий манит, и помидорчик! Даже малыши знают, что со своей грядки — самое полезное и вкусное. Поэтому, только приехав на дачу, ребенок бежит рвать ягодку.

— Не только детям, но и взрослым летом следует опасаться кишечных инфекций и заражения гельминтозами (глистами), — напоминает Дарья Александровна. — По данным инфекционистов, у нас традиционно, к сожалению, складывается неблагоприятная ситуация по кишечным инфекциям по сравнению с другими областями. Очень много различных инфекций бактериального, вирусного происхождения. Это связано и с грязными водоемами, и с тем, что много у нас неблагоустроенного частного сектора, и с общественными туалетами, которые обслуживаются плохо. Есть болезни, которых легко избежать. Просто чаще нужно мыть руки. В связи с этим удивительна беспечность и низкая бытовая культура людей.

Малыши не любят кушать дома. Гораздо вкуснее ребенку кажется то, что предлагают нам производители фастфудов. А как же: если сосед по парте или по лестничной площадке ест, то почему ему нельзя?! И несмотря на советы осторожных мам: «Лучше покушай дома!», дети часто покупают готовые продукты на улице.

— Поэтому летом и увеличивается вероятность отравления, — констатирует врач. — В летнее время нельзя питаться готовыми продуктами (салаты, бутерброды), которые можно купить сегодня где угодно. Срок годности готового салата — час. А летом на жаре и того меньше. В детском питании нет места майонезу и кетчупу, острым соусам, пряностям.

Летом внимательным родителям стоит позаботиться не только о физическом здоровье детей, но и об их душевном состоянии. Это особенно касается тех, кто уже осенью отдает любимое чадо в школу. Ведь подготовить ребенка к школе — дело не одного дня. Купить форму, портфель, тетради и учебники — полдела. Так считают работники Новосибирского областного клинического психоневрологического диспансера — врач-психиатр высшей категории, заведующая дневным стационаром Ольга Кирчагло и медицинский психолог высшей категории Светлана Глушакова.

— Родителям нужно задумываться об этом задолго до того, как ребенок идет в школу, — советует Ольга Викторовна. — В городе достаточно центров подготовки — и районных, и при городской соцзащите. Учитывая, что сейчас в школах несколько повышенные требования, ребенка нужно готовить к учебному процессу лет с четырех. Желательно отдать шестилетнего ребенка в подготовительные классы той школы, куда он пойдет в первый класс. Это адаптация к коллективу, с которым он впоследствии будет учиться, к самому зданию школы, и, как говорят сами учителя, к доске-классу (когда страшно рассказывать что-то перед коллективом). Если у ребенка есть логопедические, психологические проблемы, трудности с общением, имеет смысл обратиться к специалистам, чтобы вовремя компенсировать речевые расстройства. Потому что не всегда с подобными проблемами могут справиться психологи детского садика. Помогает музыкотерапия, игровая терапия, психологическое общение. Работа проводится не только с ребенком, но и с мамой (как вести себя с таким ребенком).

— Анализируя литературу, которую пишут школьные психологи, мы пришли к выводу, что современная массовая программа не формирует навык чтения у ребенка, если он пришел в школу, не умея читать, — дополняет Светлана Михайловна. — То есть задача родителей — научить ребенка читать. Если ребенок не умеет читать, в школе он этому научится с трудом. Очень быстро в школах изучают алфавит — уже к Новому году. Школьная программа рассчитана на, как сейчас принято говорить, продвинутых детей. Если дети не занимаются специальной подготовкой к школе, то обязательно будут проблемы с успеваемостью. Особенно важна подготовка к школе, если у ребенка неврологические проблемы.

Ребенок особенно любит ходить в школу, потому что там весело. А вот учителя на него жалуются, говорят, все дети как дети, а этот какой-то ненормальный. И в итоге — проблемы и с успеваемостью, и с поведением.

— Проблемы с учителями начинаются чаще у эмоционально незрелых детей, — делится наблюдениями Ольга Викторовна. — Наш центр сейчас заваливают просьбами из школ об индивидуальном обучении. Конечно, когда ребенок может встать среди урока или залезть под парту, он отвлекает внимание всего класса. И когда учитель отправляет таких детей к психиатру, то чаще причина оказывается не в психическом расстройстве, а в эмоциональной незрелости, в преобладании игровых интересов.

Между прочим, родителям вполне по силам вовремя отследить у ребенка нарушения развития, обратиться к специалистам, и тогда ведь все легко поправимо. Медикаментозной коррекции требует только ярко выраженная эмоциональная незрелость с осложнением — неврологическим расстройством.

— Важна эмоциональная зрелость в любой сфере, — напоминает Светлана Михайловна. — В дошкольный период у детей преобладает игровая мотивация — непроизвольное внимание, непроизвольный интерес. А в школе уже есть обязанности: хочу — не хочу, но должен делать уроки. Это произвольная мотивация. Формируется произвольная мотивация через постоянные домашние обязанности. Это не выполнение отдельных просьб, а ежедневная работа, например, мусор выносить. У ребенка, таким образом, появляется ответственность.

Еще одна «летняя» проблема — отдых ребенка в загородном оздоровительном лагере, особенно если он туда отправляется в первый раз. Кому-то из детворы это дается легко, а кто-то плачет, упирается, не хочет уезжать далеко от мамы. У мамы тоже сердце разрывается: как он там без нее будет? Но делать нечего, детские сады и школы летом не работают. Не так страшен лагерь, как его малюют.

— Даже если ребенок стеснительный, трудно входит в коллектив, все равно это будет для него полезно, — считает Светлана Глушакова. — Преодолевая трудности, ребенок адаптируется к условиям общения со сверстниками.

— Трудности закаляют ребенка, и адаптация к коллективу в летнем лагере — только ему на пользу, — соглашается Ольга Кирчагло. — Формирование личности невозможно только через положительный опыт. Но для родителей очень важно знать, что за люди будут работать с ребенком.

Но если все-таки не лагерь, тогда — родные четыре стены. И обязательные спутники такого отдыха — фразы типа: «Сашенька, потерпи, я через два часа вернусь» или: «Ты остаешься за старшего: смотри за котом, чтобы не натворил чего». Примерно так напутствует ребенка мама или папа, отправляясь по делам, на которых присутствие сына или дочери нежелательны. Хотя от самых строгих наставлений спокойнее родительское сердце не будет: ребенок остался дома один, а вдруг… О самом страшном думать не хочется, но возьми да затопи он случайно соседей? Или ему просто станет страшно? Остается только звонить домой каждые пять минут.

— Я бы не рекомендовала оставлять ребенка до десяти лет дома одного, — предостерегает Светлана Михайловна. — Но если все-таки такое случилось, у ребенка должны быть телефоны родителей. Раньше у нас была программа «Один дома», туда ребенок мог позвонить с самыми разными вопросами, даже — как сварить картошку. Сейчас программы нет, так как закончился грант. Ребенок должен знать, что нельзя открывать дверь незнакомым, что делать в случае пожара и т. п. Это основы ОБЖ, которые преподают в школе. А дошкольнику это все должны объяснить, конечно, родители. Но телефоны доверия все-таки нужны. И у нас тоже есть телефон доверия Детской психиатрической службы. В некоторых подъездах сейчас вывешивают памятки с телефонами различных аварийных служб и дежурных. Я бы обязательно дополнила телефоном этой службы. Там с восьми утра до восьми вечера дежурят на линии психологи, психотерапевты, даже родители. На всякий случай запомните и запишите для ребенка — 218–70–35. Но будем надеяться, что летний отдых вашего ребенка пройдет без ЧП.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: