Новосибирск 7.2 °C

Палочка-выручалочкажилищной субсидии

22.05.2008 00:00:00

Что отсекает нуждающихся от получения адресной помощи?

Кто-то сказал: «Для того, чтобы быстрее идти вперед, надо чаще оглядываться назад«. Так как реформирование жилищно-коммунальной сферы — одна из тех проблем, которая на слуху и в памяти у всех, есть возможность вспомнить, что обещали и что в результате получили.

Иногда субсидии приходится добывать с боем… Новосибирцам ещё памятна давка в очередях в отделах соцзащиты — это происходило повсеместно в январе и феврале этого года

Итак, какие приемы использовались для того, чтобы решить проблемы износа не ремонтированных все годы реформ труб, разворованных денег, честно уплаченных населением? На что купилась большая часть населения России, согласившись взять на свои плечи жилищно-коммунальный фонд страны, составляющий, по самым минимальным оценкам, около трети всех основных фондов страны? Использовался очень простой постулат: собственник сможет лучше контролировать свои счета за конкретные услуги, чем государство (в лице ЖЭУ и ДЕЗов). Вообще-то, уши были видны сразу. Фактически в этом заявлении правительство признавалось в том, что оно не может организовать работу и контроль за работой жилищно-коммунальных служб, находящихся в его непосредственном подчинении, расписываясь в своем бессилии и некомпетентности. При этом напрашивался сразу же следующий вопрос: а почему до перестройки могло?

Тут же следовало спросить: каким образом обычные граждане должны будут лучше справиться с проблемой, которая оказалась не по зубам профессионалам с опытом? Тех, кого все-таки волновало, откуда возьмутся деньги у бедного населения на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, сумели убедить, заверяя, что нуждающиеся обязательно будут получать адресные субсидии. Хотя даже в Америке, богатейшей стране мира, лишь 25% нуждающихся получают адресную жилищно-коммунальную помощь от государства. В чем с прискорбием признаются сами американцы.

То, что об этом знали и что именно на это сделали ставку те, кто решал вопрос о реформировании ЖКХ и адресной помощи, нет сомнений. Еще в 2001 году в справочнике «Социально-экономические проблемы РФ» отмечалось, что, хотя в России возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги нет у 25% населения, обращаются за помощью и получением субсидий не больше 7%. А далее отмечалось, что при стопроцентной оплате ЖКХ и доле оплаты на жилищно-коммунальные услуги в 22% от дохода семьи количество нуждающихся в получении субсидий возрастет как минимум до 30%. А вот сколько получить сможет каждый нуждающийся реально — уже не говорилось.

Но и для самых нуждающихся субсидии оказались, как показало время, весьма странной помощью. Ведь на оплату текущего и капитального ремонта в своих домах (полностью изношенных за годы реформирования, когда правительство ни копейки из уплаченных гражданами средств не вкладывало в ремонт домов) собственник должен находить деньги сам. Даже если он полностью доказал свою несостоятельность, эти средства государство не возмещает. Если вспомнить, что в некоторых домах сегодня расходы на капитальный и текущий ремонт уже доходят до половины всего счета за квартиру, то экономия средств властью вполне заметна. Но трудно поверить, что это не было тайной (понятно, не афишируемой) целью с самого начала реформирования ЖКХ! Ну а сама идея выдачи субсидий с самого начала была весьма несовершенна.

Заявительный характер оформления субсидий предполагает, что только тот, кто реально чувствует себя нуждающимся и бедным, придет и встанет в очередь на получение субсидий. Перед этим пройдя процедуру оформления необходимых документов на получение субсидии, подтверждающих его неудачливость и бедность. Не надо быть практикующим психологом, чтобы понять, что одно только внутреннее признание себя человеком настолько бедным, что не можешь заработать даже на оплату своей квартиры (за которую, как кажется со стороны, элементарно платят соседи) — уже ведет к сильной ломке личности, внутреннему признанию собственной несостоятельности.

Если для пенсионера это еще проходит достаточно безболезненно просто потому, что он может обвинить власть в своем нищенском положении (и таким образом уйти от мучительного внутреннего недовольства собой), то для человека работающего, особенно мужчины, такое признание безнаказанно пройти не может. Есть и те, кто, как бы мал ни был его заработок, никогда не согласится признать себя бедным — тем более, бегать за справками и стоять в очереди, чтобы доказать (или не доказать) это! Он будет голодать, но не пойдет просить деньги, как милостыню. Кто будет думать о таких? Удобнее считать, что не пришли за получением субсидий только те, кто и так живет хорошо.

Однажды я присутствовала при оформлении субсидии. При всем моем уважении к этой службе (нагрузка, в том числе психологическая, у работников социальных служб, помогающих обездоленным, огромна) не могу забыть, как оформлявшая документы сотрудница пошла спросить у другой, может ли быть в наше время столь маленькая зарплата, как указано в справке? А та, выйдя и взглянув на предъявительницу справки, бегло оценив ее бедный вид и общую внешнюю униженность, громко произнесла: «Может!» Прошло несколько лет, а я до сих пор помню свое ощущение — всего лишь стороннего наблюдателя! Думаю, сжавшаяся напротив меня в комочек на стуле женщина не может избавиться от своего ощущения тоже.

Как с таким чувством вполне состоявшегося неудачника и бедняка человек должен будет добиваться обещанных, но не сделанных ремонтов дома, проверять счета и правильность тарифов, требовать перерасчетов за неполученные услуги, то есть чувствовать себя настоящим собственником, я не понимаю. А ведь, бывает, надо еще и жаловаться, обращаться в суд, добиваясь исполнения того, чего не смогли добиться в свое время власти. Вместо сохранения чувства достоинства у 15% населения (такую цифру называют, когда говорят о получателях субсидий в России) его просто растоптали.

Кроме этих причин, отсекающих от получения адресной помощи нуждающихся, есть и другие.

Справки о зарплате. Получить в очень многих частных фирмах справку о своих доходах бывает невозможно по нескольким причинам. Платят «вчерную», вообще отказываясь выдавать справки даже с самой небольшой ставкой, с которой организация отчисляет налоги.

Часть имеющих право на получение субсидий отпадает потому, что справки требуются на всех прописанных, а получить документ о доходах тех, кто уехал и не дает о себе знать, невозможно.

Из-за проблем с жильем множество семей имеют прописанных в квартире, но не живущих в ней детей. Снимая квартиры, за которые приходится платить очень много, дети помогать родным не в состоянии. Что опять-таки приводит к тому, что платить за квартиру надо за всех зарегистрированных, а вот получить необходимую субсидию, которая вроде бы даже полагается, нельзя.

Кстати, то, что мои выводы правильны, подтверждает и практически не изменяющееся число получателей субсидий на протяжении последних трех лет. Ни рост зарплат и повышение уровня жизни в последние два года, ни прошлогодний и сегодняшний рост цен на продукты питания никак не повлияли на число получателей субсидий. Как мне сказали в областном департаменте социального развития, число получателей жилищно-коммунальных субсидий все последние годы неизменно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: