Новосибирск 0.4 °C

Адвокаты конкуренции

29.05.2008 00:00:00

Антимонопольная служба приглашает новосибирцев сообщать обо всех нарушениях, с которыми они сталкиваются в этой сфере

Фото Сергея ПЕРМИНА

Монополизм бывает разный: экономический; государственный; административный. Все вместе и каждый по отдельности широко представлены в нашей стране (что понятно, СССР сверху донизу был устроен по принципу государственного монополистического управления), и каждый из нас, обязательно и неоднократно, имел возможность лично познакомиться, хорошо узнать — и не полюбить! — монополистические замашки как конкретных граждан, так и конкретных учреждений и ведомств.

Антиподом монополизма и главным средством его лечения, как известно, является конкуренция. На встрече с Сергеем Гавриловым, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, журналисты «Вечернего Новосибирска» постарались как можно больше узнать о работе ФАС. Причем с точки зрения практического применения законов обычными обывателями, желающими улучшить свою и городскую жизнь.

— Сергей Григорьевич, расскажите в общих чертах о работе антимонопольной службы. Цели, задачи, контроль за соблюдением каких законов осуществляете?

— Антимонопольным органам России 17 лет. Еще в годы перестройки был создан Антимонопольный комитет, основная цель которого состояла в том, чтобы помочь развитию новых экономических структур переходного периода, демонополизировать меняющуюся экономику. Позже комитет вырос в Министерство по экономической политике и поддержке предпринимательства, а в дальнейшем была создана антимонопольная служба в современном варианте.

Задача антимонопольной службы — реализация государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Следует отметить, что если в первые годы деятельности антимонопольных органов основным, определяющим вектором деятельности были демонополизация экономики, развитие конкуренции, то в настоящее время акцент смещается в сторону защиты конкуренции. Федеральная антимонопольная служба — это тот государственный институт, который призван осуществлять контроль за тем, чтобы правила добросовестной конкуренции выполнялись всеми участниками рынка, независимо от того, является ли этот участник органом власти, индивидуальным предпринимателем, крупным или мелким хозяйствующим субъектом. Закон един для всех.

На Федеральную антимонопольную службу возложен контроль за соблюдением нескольких законов, прежде всего Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (это новый закон, ранее действовал Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»); Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Надо отметить, закон «О естественных монополиях», существующий с 1995 года, уже устарел, применять его сегодня очень сложно, хотя и вносились в него некоторые поправки. В настоящее время идет работа по созданию нового законопроекта.

Следующий закон, контроль за соблюдением которого осуществляем, — Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе». Реклама — это ведь тоже некий элемент конкурентной борьбы. Рассматриваем заявления о нарушениях законодательства о рекламе, проводим плановые инициативные проверки, помимо печатных изданий охватывающие также наружную рекламу, рекламу в телепрограммах и на транспорте. Ежегодно Новосибирским УФАС России рассматривается более 600 фактов, указывающих на событие правонарушения.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — новое направление деятельности нашей службы. С принятием этого закона в стране введена принципиально новая система размещения государственного и муниципального заказа, когда в ходе честной борьбы, через механизм конкурсов и аукционов побеждает самый лучший вариант вложения государственных средств. Закон новый, живой, но у него, как у любого нового дела, нашлись шероховатости. Так, в 2007 году в закон была внесена 151 поправка. Тем не менее в результате 94-й закон, на наш взгляд, можно считать одной из лучших частей административной реформы. И хотя реформа размещения госзаказа еще далеко не завершена, уже наблюдается существенная экономия средств бюджета, развитие конкуренции и значительное снижение коррупции в данной сфере. Суммарный объем государственного и муниципального заказа в целом по стране, по данным Минэкономразвития, составляет ежегодно более 4 триллионов рублей, причем если в 2006 году экономия бюджетных средств составила более 106 миллиардов рублей, то в 2007 году рост экономии бюджетных средств по сравнению с 2006 годом — порядка 70%. Это сопоставимо со всеми федеральными расходами на здравоохранение или образование. Это результат.

— Где и кем допускаются больше всего нарушений?

— Если говорить о практике применения закона о размещении заказов, то наиболее часто встречающиеся нарушения — это необоснованный отказ в допуске участникам, а также неразмещение информации о торгах, либо размещение ее с существенным опозданием, иными словами — информацию о торгах большинство участников получают слишком поздно или не получают вообще; отсутствие в конкурсной документации, разрабатываемой заказчиками, существенной информации, например, порядка оценки и сопоставления заявок, критериев их оценки. Нарушения есть на всех уровнях власти — и на местном, и на региональном, и на федеральном.

За нарушение требований закона о размещении заказов предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, минимальный из которых — 20 тысяч рублей. Ответственность, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, несут как заказчик, так и председатель конкурсной комиссии, а в некоторых случаях и непосредственно члены комиссии.

Если говорить о нарушениях Закона «О защите конкуренции», то, по данным за 2007 год, наиболее значимая статья 10 — злоупотребление доминирующим положением. 56% поступивших заявлений приходится на заявления по этой статье. Если посмотреть в отраслевом разрезе, то по данной статье треть нарушений совершается в сфере электро- и теплоэнергии, на втором месте — в ЖКХ. Если говорить, какие нарушения наиболее характерны, то это, прежде всего, нарушение порядка расчета объема оказанной услуги, нарушение порядка ценообразования, создание препятствий доступу на рынок.

Вторая по многочисленности статья нарушений — 15-я статья (нарушения со стороны органов власти). 20% от общего числа поступивших в адрес УФАС заявлений приходится на этот вид нарушений. Относительно прошлого года роста показателей по данной статье нет, даже отмечается снижение. На наш взгляд, это хорошая тенденция.

Если говорить о структуре нарушений Закона «О рекламе», то из установленных 340 фактов нарушений в прошлом году наиболее значительную долю нарушений составила ненадлежащая реклама медицинских услуг — 31%; реклама пива — 17% (в основном наружная реклама пива в запрещенных местах), а также нарушения такого общего требования к рекламе, как достоверность — 16%. Заметную долю среди рассмотренных фактов занимает отсутствие части существенной информации о рекламируемом товаре, искажающее смысл информации, а также недобросовестная реклама, содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с товарами иных изготовителей и продавцов.

С внесением изменений в Административный кодекс возросла мера ответственности за нарушения. Например, штрафы по антимонопольному законодательству составляют: за непредставление информации по нашему запросу для юридических лиц — 300–500 тыс. руб.; за нарушения антимонопольного законодательства 1–15% от суммы выручки от реализации товара, на рынке которого допущено нарушение; за неисполнение предписания для юридических лиц — 100–500 тыс. руб. Всего за 2007 год возбуждено 116 административных дел, выдано 98 постановлений о наложении штрафов и взыскании около 3 млн руб.

— Понятно, что параллельные сети в ЖКХ построить невозможно. Соответственно, и конкуренция в этой сфере невозможна. Как работает антимонопольная служба с естественными монополиями?

— Тарифы для субъектов естественных монополий устанавливает Федеральная служба по тарифам. Мы отслеживаем, чтобы субъекты естественных монополий не применяли не утвержденные ФСТ тарифы. В случае применения неутвержденных тарифов мы реагируем соответствующим образом.

Федеральная антимонопольная служба отслеживает ситуацию по вопросу выбора способа управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях. Если установлено, что органы власти назначают управляющую компанию без проведения процедуры конкурса, то применяем меры.

— Однажды в нашу редакцию обратилась возмущенная женщина по поводу рекламных щитов с неприлично задравшей ноги девицей. Посоветовали ей обратиться в ФАС, но рекламный щит убрали раньше, чем антимонопольная служба приняла меры. А сейчас что?

— На рассмотрение поступившего заявления определен тридцатидневный срок. Вопрос этичности или неэтичности рекламы (в данном случае речь идет именно о такой рекламе) регулируется частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе». Если установлен факт нарушения Закона «О рекламе», на заседании комиссии реклама признана ненадлежащей, то в соответствии с КоАП РФ применяется мера административной ответственности — штраф от 40 тысяч рублей до 500 тысяч. При этом если факт нарушения установлен, то не важно, убрали этот рекламный щит или нет. Нарушение было, значит, должна последовать ответственность.

— Реклама чудодейственных проростков, всевозможных целителей в Новосибирске слышна и по радио, и по телевидению, печатается в журналах и газетах… Попав на совет по рекламе в Санкт-Петербурге, наш сотрудник узнал, что выходцу из Питера Блаво было запрещено рекламировать себя в родном городе уже несколько лет назад. У нас в Новосибирске — пожалуйста!

— Как уже говорил, из всех выявленных в 2007 году фактов ненадлежащей рекламы наибольшая часть нарушений приходится на ненадлежащую рекламу медицинских услуг. В соответствии с Порядком рассмотрения фактов нарушений закона при распространении рекламы определено, что рассмотрение должно проходить по месту нахождения лица, в действиях которого установлены признаки нарушения закона. Поэтому, учитывая большое количество московской и питерской рекламы, распространяемой по телевидению, радио, нам часто приходится направлять заявления, материалы дел нашим коллегам, именно там принимаются меры.

Принятый в 2006 году Федеральный закон N 38 запрещает рекламировать БАДы как лекарственные средства, излечивающие от различных недугов. Тем не менее такая реклама не редкость. Много дел возбуждается нами именно по рекламе медицинских препаратов, особенно БАДов.

Совместно с прокуратурой, МВД, Роспотребнадзором, Наркоконтролем часто проводятся проверки БАДов, распространяемой рекламы этих средств. В прошлом году ФАС подписала соглашение с представительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в этом вопросе. В последнее время много препаратов китайского происхождения реализуется на территории России, рекламируемых как уникальные средства для омоложения, очищения, похудения… При этом зачастую о рекламируемых у нас средствах китайские специалисты даже не слышали!

— Вы принимаете звонки от населения?

— Да, звонки принимаем. Даже консультируем по телефону, наши специалисты дают советы, как поступить, куда обратиться. Никогда не отказываем в помощи. Что же касается обращений по конкретному факту нарушения, то, в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственных функций по возбуждению и рассмотрению дел, к нам необходимо обращаться письменно.

Мы бы хотели, чтобы обращений было больше и от граждан, от предпринимателей и организаций по вопросам нарушений во всех сферах: антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о госзакупках. Конечно же, мы стараемся выявлять нарушения, проводим инициативные проверки, но не способны увидеть все! Обязательно обращайтесь к нам ради защиты собственных интересов!

А вообще, хотелось бы, чтобы люди осознали необходимость создания собственных саморегулирующихся организаций, которые отслеживали бы ситуацию в рекламе, энергетике, экологии и защищали общие интересы населения — как это давно происходит на Западе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: