О малом бизнесе, развитие которого в одночасье стало сверхпопулярной темой, заговорили вдруг все и сразу. Отмашку дал Владимир Путин. Подкинутую им проблему с готовностью подхватили Госсовет, Минэкономразвития и Госдума. Совершенно естественно, не остался на обочине событий и вновь избранный президент Дмитрий Медведев. Он занялся проблемой основательно и всерьёз внёс целый ряд смелых предложений и даже подписал Указ об оказании помощи предпринимателям. Не отстаёт и Новосибирская область в ближайшие дни областной Совет рассмотрит предложенный обладминистрацией законопроект о развитии малого и среднего предпринимательства. В общем, вся страна в едином порыве озаботилась судьбой предпринимателей и бросилась оказывать им экстренную и всестороннюю помощь.
Однако сами предприниматели
Так что же это за «зверь» такой малый бизнес? И вообще, как его развивать и, главное, зачем?
Облстат сообщает
На территории Новосибирской области в 2007 году действовало 26,9 тысячи малых предприятий и 58,7 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Мелок предприниматель, да большую страну выручил
На заре перестройки страна ускорилась и выдала «на гора» доселе невиданное кооперативы. До сих пор памятны кооперативная, пахнущая чесночком и копчёностями колбаса и благоухающие ароматизаторами платные туалеты. Надо сказать, то и другое распространялось с поразительной скоростью. По сути, это и были первые ласточки малого бизнеса. В его существовании и стремительном развитии сомневаться не приходилось на каждом углу красовались вывески копторгов и заветных буквочек «М» и «Ж». И нужно сознаться, этим пионерам бизнеса удалось накормить голодающую страну и помочь ей справить естественные надобности в приличных условиях.
Потом пришла пора расцвета пошивочных мастерских. Ушлые предприниматели шили всё подряд куртки и халаты, сумки и пуховики. Ткани, нитки и фурнитуру везли
Сегодня малому бизнесу достаются одни крошки от бюджетного пирога Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА |
Предприниматели оказались мобильнее громоздкой и неповоротливой государственной машины.
Но бизнес не может развиваться сам по себе, безнадзорно и бесконтрольно. А наши предприниматели на первых порах занимались чем хотели и как хотели, никого не спрашивая и никому не кланяясь. Неизвестно, чем обернулась бы эта вольница, если бы не рэкет.
К концу
Это интересно
В 2007 году оборот малых предприятий в Новосибирской области составил 253,8 млрд руб., что соответствует 32% объема оборота организаций области.
Ждали объятий, а оказались в медвежьей хватке
У нас принято долго запрягать, а уж когда развернёмся, то только пыль столбом. Государство постепенно вышло из спячки, чиновники протёрли кулаками глаза и тут же спохватились непорядочек получается. Корова есть, причём весьма удойная, а у них на губах молоком только помазано,
Для начала предпринимателей по полной программе обложили податью и налоги, и сборы молочной рекой потекли в государевы карманы. Тысячи циркуляров, инструкций и предписаний обрушились на головы вольных лавочников и малый бизнес оказался под надзором государства. Легионы чиновников хлынули в частные фирмы на проверки и государство восстановило контроль над этой поначалу утерянной сферой. Отловили
Для предпринимателей наступили тяжелые времена. Крутились, как караси на сковородках, задыхаясь в удушающих объятиях любвеобильного государства. Выручали русская смекалка и чиновничье мздоимство. Что могли уводили в «тень» и прятали в офшорах. А за то, что оставалось на виду, платили. Взятки давали за всё. За кассовые аппараты и лицензии, за разрешение на торговлю и акт санэпидемстанции, за то, чтобы дали справку, и за то, чтобы её взяли. Платили пожарникам, землеустроителям, милиции, экологам, налоговикам. Контролёры ходили на предприятия, как к себе домой. Результаты господдержки сказались со всей очевидностью. Чиновники пересели с занюханных «шестёрок» на «Мерседесы», переселились из «хрущоб» в коттеджи и обзавелись недвижимостью за границей. Слабые духом бизнесмены не выдерживали духа перемен и сдавались. На плаву оставались те, что сильнее, да те, что наглее.
А государство не ослабляло опеки. В ход пошло повышение ставок на аренду помещений и рост тарифов за подключение к сетям. Да вдобавок ко всему стали подпирать ожившие «крупняки». В стране вновь заработали фабрики и заводы. Открылись супер- и гипермаркеты. Начался процесс создания госкорпораций. Налоговые льготы, инвестиции и прочие государственные вливания помогли крупным структурам встать на ноги. Эпоха мелких лавочников миновала. На смену ей пришёл век монополий.
Однако гигантам бизнеса не удалось заполнить все ниши экономики.
К сведению
Сегодня в России работает около 850 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн человек.
Всего в стране занято в предпринимательстве около 14 млн человек.
И Богу свечку поставили, и для чёрта кочергу не забыли
Сегодня наше государство летит вперёд на всех парусах. Уже и заносчивый Запад стал более почтительным, и Америка забеспокоилась. У нас растут объёмы производства, обновляются технологии, крепнет армия. Покончено с беспределом регионального раздрая, выстроена вертикаль власти, наведён порядок в политической системе страны. Началась чистка «оборотней в погонах», объявлена война коррупции. И вот на фоне этих глобальных свершений новый виток заботы о мелком предпринимательстве.
1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Потом прошёл ряд правительственных совещаний на эту же тему. А в мае появился президентский Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Что происходит? Неужели государство решило дать второй шанс малому бизнесу?
На первый взгляд, президентский указ не оставляет никаких сомнений на этот счёт.
Но наше чиновничество давно и прочно усвоило народную истину: закон что столб, его трудно перепрыгнуть, но легко обойти. Спору нет, президентский указ действительно снимает ряд барьеров, мешающих развитию малого бизнеса, однако он оставляет в сохранности лазейки, по которым чиновники могут действовать в обход.
До выхода указа, в соответствии
Не лучше обстоит дело и с обязательным страхованием ответственности. С одной стороны, ранее действовавший механизм лицензирования не защищал потребителей в случае причинения им ущерба, страхование же позволяет возмещать ущерб. Но, с другой стороны, есть вероятность, что страховые компании найдут общий язык с госструктурами. Мало того, госслужащим прекрасно известны другие пути обхода, например, создание аффилированных страховщиков. В результате может произойти то же, что и с отменяемым лицензированием, коммерческие структуры, связанные с госведомствами, займутся узаконенными поборами. Именно такое опасение высказывает президент организации малого бизнеса «Опора России».
Ну а насчет внеплановых проверок, так их может оказаться ещё больше, чем сегодня, и обходиться предпринимателям они будут ещё дороже. Ведь и до президентского указа такие проверки проводились исключительно с разрешения прокуратуры, но только местной. И если раньше у проверяющих не было никаких проблем, то стоит ли сомневаться, что чиновники найдут общий язык и с вышестоящей прокуратурой, свой своему глаз не выклюет.
Сравните
Численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в России составляла в 2003 году 4675,0 тыс. человек, в 2007 году 2988,3 тыс. человек.
Не велик узелок, да туго затянут
И всё же нельзя сказать, что малый бизнес совсем
В общей сложности запланированные на 2007 год мероприятия по поддержке малого бизнеса профинансировали всего на 58,1%. Это составило 8,7 миллиона рублей.
В Новосибирской области малому бизнесу достаются одни крошки от бюджетного пирога. Зато крупный бизнес получает сотни миллионов рублей на поддержку новых инвестиционных проектов, ему даются приличные налоговые льготы для развития промышленного производства. Власть оказывает поддержку тем, кого, наоборот, впору о помощи просить. Взять те же пивзаводы, например. Да для этих гигантов самим профинансировать любую социальную программу раз плюнуть. Они могли бы без особых напрягов сброситься и, к примеру, вставить бесплатно зубы всем ветеранам области, нуждающимся в зубопротезировании. Или обеспечить автомобилями всех участников войны. Вместо этого промышленные монстры на положении убогоньких, знай, сосут бюджетную титьку!
При этом региональная власть не имеет реальных рычагов влияния на крупный бизнес. Не может указать, где и чем именно следует заниматься. Не может влиять на ассортимент, качество и цену продукции. Не может заставить открыть магазин в отдаленном микрорайоне. Крупный бизнес руководствуется одним экономической выгодой. Он идёт туда, где маячит сверхприбыль. «Крупняки» крепко стоят на ногах и действуют безо всякой оглядки на власть.
Совершенно очевидно, что нельзя делать ставку на крупный бизнес, как на единственный способ решения социальных проблем. А вот мобильный и неизбалованный мелкий предприниматель, при определенном стимуле со стороны местных властей, мог бы заполнить многие свободные ниши. Особенно это актуально для сельских районов, где растет безработица, а налоговая база оставляет желать лучшего.
Между прочим
В США малый бизнес даёт около 60% валового внутреннего продукта, в Японии 74%, в России 17%.
Не догоним, так согреемся
В Новосибирской области малый бизнес до сих пор существовал в соответствии с принятым в 1997 году местным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства». Новые веяния пробудили инициативу местных законотворцев. Результатом «побудки» стал внесенный 7 мая в областной Совет законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области».
В законопроекте по пунктам и статьям расписаны направления, по которым предприниматели могут получить финансовую поддержку из бюджета. Однако нет ни цифр по размеру этой поддержки, ни конкретных условий её получения. Вместо этого законопроект, наподобие фаршированного гуся, щедро нашпигован казёнными «участвовать», «взаимодействовать», «сотрудничать» и «координировать». А уж сколько раз в документе упоминается о всякого рода контроле, я даже считать замучился. Не позабыли и о создании координационных и совещательных органов, а также о проведении всевозможных совещаний, конференций, семинаров, выставок, фестивалей, «круглых столов« и смотров. А что?! Русский народ завсегда мог любое дело в балаган превратить. Ну не получится подмогнуть мелким бизнесменам, так хоть повеселимся
Двадцать восемь статей законопроекта грамотно и наукообразно изложены
Впрочем, наш регион ничем не отличается от собратьев по Федерации. Новосибирские предприниматели в вопросе внимания со стороны властей выглядят ничуть не хуже других. Они тоже обивают десятки порогов и добывают ворохи справок для открытия своего дела. Тоже едва ли не ежедневно
По данным Минэкономразвития
К 2011 году цены на газ достигнут европейских показателей. Тарифы на газ в среднем по стране возрастут:
в 2008 году на 25%,
в 2009 году на 20,3%,
в 2010 году на 28%,
в 2011 году на 40%.
Зачем мёртвому припарки?
Между тем малый бизнес
Сегодня на многих жилмассивах не хватает магазинов пошаговой доступности, торгующих продуктами по ценам производителей, а мелкие предприниматели готовы занять эту нишу. Много говорится о нехватке качественных продуктов питания, и есть люди, которые ждут, когда же государство предоставит им реальную возможность открыть своё дело и восполнить этот пробел. Существуют направления, развитию которых уже дали «зеленый свет» на федеральном уровне. Например, деревообработка. Если бы господдержка помогала предпринимателям покупать станки, то Владимиру Путину не пришлось бы на совещаниях федерального уровня жестко ставить вопрос о размерах экспорта необработанного леса.
Обработка древесины всего лишь один пример. России, ох, как надо развивать местное производство. Вместо этого правительство разрабатывает планы роста тарифов на электроэнергию и газ. Пока у нас цены на энергоносители в четыре раза ниже европейских. Но при этом надо учитывать, что и доходы российского населения гораздо ниже, чем на Западе. Наши предприниматели уже на ладан дышат
Перспектива есть лишь у гигантских корпораций, трестов и монополий.
Так что, может быть, есть своя, сермяжная правда в половинчатости законов и мер, направленных на поддержку малого бизнеса. Зачем копья ломать и тратить деньги на развитие обреченного?
Николай МОЧАЛИН,
депутат Новосибирского областного Совета,
директор