Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жестокий дар свободы воли

30.05.2008
Колебания от индивидуализма к коллективизму означают, что человек не хочет, боится брать свою свободу в свои руки. Он предпочитает, чтобы за него основные вопросы решали другие. Это удобно.

Жизнь есть вечная переменная борьба между тем, что я хочу, и тем, чего хочет животное, в котором я живу.

Ксавье де Местр

Хочется представить маленький философский этюд.

После того, как человеческое общество начало развиваться все быстрее и быстрее, разогнавшись до таких скоростей, что приходящие в этот мир видят совершенно не то, что видели их родители, появился и закрепился индивидуализм. Он то усиливался, то почти исчезал, но никогда не уходил совсем.

Колебания от индивидуализма к коллективизму означают, что человек не хочет, боится брать свою свободу в свои руки. Он предпочитает, чтобы за него основные вопросы решали другие. Это удобно.

Еще пятьсот лет назад в эпоху Возрождения вовсю зазвучало слово гуманистов о том, что у человека есть свобода воли. О ней писали Лоренцо Валла и Эразм Роттердамский. Вопрос состоял в том, оставил ли Бог человеку свободу или нет, и это был спор с громадным авторитетом св. Августина, который говорил, что ни один волос не упадет с головы человека без промысла Божия. В России примерно в это же время рассуждали о самовластии души. Есть у нее власть над собой или нет?

Все упирается в проблему личности. Если человек личность — он стал ею благодаря свободе воли, он принимал трудные решения и формировал себя как единственного и неповторимого. Он должен остерегаться зла и творить добро, потому что зло разлагает личность. Но для этого он должен был обладать свободой выбора, иначе его движение к совершенству не более значимо, чем движение ручейка, который течет вниз и не выбирает пути. Человек становится личностью, когда (если продолжить сравнение) течет вверх. Это его выбор. Пусть иногда глупый, но его собственный.

Бог, конечно же, мог сотворить человека с встроенной системой добродетели. Бог мог не допустить, чтобы люди так безобразно вели себя на земле и по отношению к самой земле, и по отношению друг к другу. Почему же Он не сделал этого? Единственный разумный ответ: потому что тогда люди не были бы людьми. Они были бы частью не осознающей себя окружающей нас природы. И человек это инстинктивно чувствует и боится потерять свою свободу.

Но эта свобода все время стиснута изнутри и извне. Человека точат страсти находящегося в нем животного, которое вовсе не хочет знать о каких-то правилах и ограничениях. Когда оно полностью берет верх над своим хозяином, человек превращается в тело. Извне человека давит общество, которое пронизано определенными правилами, нормами, обычаями и т. д., и государство с его силовыми структурами. В свое время знаменитый английский философ Гоббс назвал государство Левиафаном (это страшный морской змей, который не знает естественных противников) — если продолжить сравнение, то извне человека может поглотить другое животное. А человек колотится посередине. Гоббс считал, что естественное состояние человека — это состояние войны всех против всех. И только государство организует перемирие. Но оно же и подавляет волю человека.

Человек, который хочет оставаться человеком, должен идти по раскачивающемуся канату между двумя животными.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Без выпускного и последнего звонка. Одиннадцатиклассники в этом году не станцуют последний школьный вальс, но свой выпуск они точно не забудут никогда. Массовые мероприятия переходят в онлайн-формат. А собраться всем классом новосибирские выпускники смогут после отмены режима самоизоляции.

Вечеринка во время пандемии коронавируса с песнями и плясками посреди площади Ленина стала главным скандалом воскресенья 24 мая. Мы спросили известных людей Новосибирска, что они думают о ночном сборище и как выходка молодежи может сказаться на дальнейшем развитии ситуации с коронавирусом в регионе. Врачи Новосибирска жестко осудили поведение молодежи, творческие интеллигенты оправдывают поступок мятежным духом свободы, а общественники предлагают танцорам посетить инфекционные больницы и своими глазами увидеть последствия вечеринок.
Андрей Травников поручил полиции проверить массовые ночные тусовки в Новосибирске. Ночью 24 мая около сотни молодых людей устроили зажигательную вечеринку с танцами и громкой музыкой на парковке площади Ленина и в ресторанном дворике за гостиницей «Центральная».
Снижение пассажиропотока российских аэропортов из-за пандемии коронавируса – только одна из проблем, с которыми столкнулась отрасль авиаперевозок. В стране ужесточаются требования к безопасности пассажиров. К обязательной дезинфекции судов и термометрии путешественников добавились данные о новых правилах перевозок и питания на борту.
Решается вопрос о перепрофилировании обсерватора «Обские зори» в инфекционный стационар для пациентов, которые выздоравливают от коронавируса. Такая информация прозвучала на встрече журналистов с мэром Новосибирска.
Правительство РФ выделило 100 миллиардов рублей из резервного фонда на поддержку регионов, где из-за эпидемии коронавируса снизились поступления в бюджеты в 2020 году. В бюджет Новосибирской области перечислят 1 миллиард 960 миллионов 84 тысячи рублей. А соседняя Кемеровская область получит более 9 миллиардов.
x^