Нас мягко, ласково, исподволь отучают от работы воображения и мысли
Коммерческий интерес абсолютно индифферентен по отношению к политическим, эстетическим, моральным и прочим ценностям. Приемлемо, что обеспечивает прибыль. Ничего больше. Имела бы музыка Моцарта везде повышенный спрос можно не сомневаться, что на эстрадных площадках звучали бы почти исключительно его квартеты и сонаты. Занимали бы Блок и Цветаева воображение широких масс их сборниками были бы завалены прилавки книжных ларьков и магазинов. Но дело в том, что человека, интересующегося Моцартом или Блоком, надо воспитать, а такое воспитание стоит дорого и не приносит немедленной коммерческой выгоды. Другое дело эффект.
Эффект всегда рассчитан на реакцию, которая уже запрограммирована в нейронах человека. Такую реакцию совсем не надо воспитывать. Ею лишь необходимо умело воспользоваться. Обычного потребителя можно поразить затейливой иллюминацией, ревом усилителей, сексуальными телодвижениями «подтанцовки», кровью на телеэкране, мистическими фантазиями, нелепыми ситуациями
Подобные массовые зрелища, забавляющие, соблазняющие, пугающие, щекочущие, принято определять коротким и звучным наименованием ШОУ, а коммерческая деятельность, с ними связанная, называется
Рассмотрим основные приметы, излюбленные средства, а главное последствия массового действия этого феномена.
В первую очередь следует отметить, что он вездесущ. Этим он отличается, например, от аналогичных мероприятий в Древнем Риме. Гладиаторские бои или конные ристалища невозможно было распространить на всю античную культуру древняя империя не располагала столь мощными средствами репликации и вещания. С середины XX столетия с помощью СМИ шоу превращается в глобальную, тотально действующую, хорошо налаженную индустрию. Воздействие этого жанра ощущается почти повсеместно (в том числе и далеко за сферы досуга). Книжки и журналы в глянцевых обложках. Политические дебаты по телевидению. Рекламные ролики. Практически все концерты эстрадной музыки. Но особенно, разумеется, театральные спектакли, телевизионные постановки, фестивали, спортивные состязания. Любые интервью
Ничего плохого вроде бы в подобной реакции нет. Чистая, девственная, простодушная радость! Правда, нет и никакого намека на пресловутый «труд души». Ну а зачем, скажите, он нужен, если человеку охота просто «забалдеть», «поймать кайф» и «оттянуться по полной »
А теперь давайте посмотрим на далеко идущие (не сразу очевидные) последствия всеобщего увлечения таким досугом.
Вы не замечали, что многие научные книжки чем дальше, тем больше становятся
Понаблюдайте за речами некоторых религиозных проповедников на Западе (их временами транслирует наше телевидение). Звучит все красиво, эффектно, риторически убедительно. После особенно удачного пассажа аплодисменты публики. Религиозная проповедь под аплодисменты? Для нас (пока еще) это звучит дико. Но удивляться здесь нечему, поскольку шоу, оказывается, проникло даже в храм и завладело сакральным временем священников и прихожан.
А симфонические концерты? Часто ли вы можете услышать Малера, Стравинского, Шостаковича? Вальсы и польки Штрауса вот дежурное блюдо на симфонических фестивалях. И слушается легко, и так славно, так естественно под эту музыку наслаждаться фейерверком, глазеть на туалеты дам, пить шампанское! И дирижер, интеллект которого комфортно отдыхает рядом с такой партитурой, как он эффектно, как изящно движется над пультом: просто балет
Уместно вспомнить и о кинофильмах. Почему так много сцен насилия, почему объектив камеры задерживается на процессе насилия, почему надолго затягиваются эти сцены неужели режиссеры сплошь садисты? Ничего подобного. Просто они хорошо знают законы коммерции. Посмотрите, как разнообразно, красочно, интересно убивают на экране. Человека сжигает электросварка, жует акула, ему сворачивают шею, лупят по нему из автомата, огнемёта, гранатомёта
И всё это чертовски красиво смотрится ну глаз не оторвешь.
Да, это он и есть.
Идея шоу настолько могущественна, что не ограничивается действием на канонические жанры: она способна создавать новые. Как характерный пример можно назвать особый жанр синтетического искусства: клип. Это во всех отношениях замечательный жанр. Там нет идеи. Нет сюжета. И сама мысль невозможна. Невозможно наладить «связь времен» нигде и ни в чем. Там все только мелькает. Причем в любой последовательности. Балдежная подтанцовка. Позы (а не выражения) лиц. Ракурсы животов, локтей, ягодиц. Компьютерная графика Это даже не то, на что смотрят. Это то, на что глазеют. Клип последнее слово в искусстве освобождать человека от какой бы то ни было работы мысли. От любой работы вообще. Напрягать себя не надо абсолютно тебя пощекочут там, где ты захочешь. В этом, собственно говоря, главная задача и главный смысл любого шоу. Единственное, что следует сделать: вовремя заплатить за удовольствие. Ну, может, еще парочку раз крикнуть «Вау!». Если не лень.
Всё это может
Так думается до тех пор, пока мы не дадим себе труд представить (в масштабах значительных масс людей, охваченных заботой
Оговорюсь: я ни в коем случае не против красочных зрелищ в обстоятельствах, специально для этого предназначенных. Праздники, гулянья, карнавалы, вне всякого сомнения, украшают жизнь; без них она могла бы показаться довольно пресной. В данном же случае речь идет о ситуации, когда
Всё это более чем серьёзно.
Известно, что физический комфорт (достижение цивилизации) вредит здоровью тела. Здесь же речь идет о другом, более опасном виде комфорта: комфорте душевном, уничтожающем здоровье самого сознания. В этом случае у человека, который хотел бы понять и постичь нечто сверх данной ему очевидности, возникает та самая немогота, о которой некогда говорил Мераб Мамардашвили, развивая свою концепцию «антропологической катастрофы». Без усилий постижения, без привычки ежедневно напрягать мускулы духа сознание человека становится косным и бессильным; он попросту впустую проживает свою жизнь.
Таким предстает одно из самых внешне незаметных последствий тотальной коммерциализации современного мира феномен «Вау!», такой забавный, такой несерьезный для поверхностного, невнимательного глаза
Лев ШТУДЕН,
доктор культурологии,
профессор кафедры философии
Новосибирского государственного университета
экономики и управления