Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Кино, я тебя люблю!

31.05.2008
На новосибирские экраны вышел легендарный каннский альманах «У каждого свое кино».

На новосибирские экраны вышел легендарный каннский альманах «У каждого свое кино»

Кадр из фильма

Фильм-мозаика из 33 трехминутных лент, объединенных одной темой и снятых 35 известными режиссерами из 25 стран, шел до нас долго. Киноальманах был создан к 60-летию Каннского фестиваля (это было год назад) по предложению Жиля Жакоба. В российский прокат фильм вышел в конце марта, но до Новосибирска добрался только спустя два месяца. В течение двух недель коллективное всемирное признание в любви к киноискусству можно увидеть только в одном кинотеатре нашего города — «Победе».

На самом деле, строго говоря, и это — подарок. Изначально фильм не планировался для «большого экрана» вообще, только DVD — и только громкий успех аналогичного проекта «Париж, я тебя люблю» вдохновил продюсеров на то, чтобы все-таки показать «Кино» на больших экранах.

Возможно, зря. Потому что фильму свойственны не только все плюсы киноальманаха (главный из которых — что из 33 фильмов чисто статистически что-то окажется очень близким и волнующим, а что-то оставит равнодушным — за три минуты заскучать не успеешь), но и все минусы. Среди которых — «перегруз». 100 минут предельного внимания, десятки историй, которые нужно пропустить через себя, — да еще и режиссеры, ограниченные жесткими временными рамками, стремятся вложить в каждый кадр как можно больше… Волей-неволей ко второму часу просмотра не привыкший к такому темпу восприятия зритель начинает зевать, скучать и упускать что-то важное.

В «Париже» эта проблема стояла не настолько остро — всего восемнадцать новелл, из которых через 12 часов после просмотра лично мне удалось без напряжения вспомнить семнадцать; через год — пятнадцать. В случае с «Кино, я тебя люблю», не подсматривая в справочную литературу, — всего (или целых?) двадцать шесть. Что, в общем-то, тоже неплохой, хотя и далекий от идеала результат. Хотелось бы большего — но это возможно только в том случае, если смотреть фильм не спеша, вдумчиво, с перерывами, смакуя каждый фрагмент. Кстати, в Каннах, говорят, отдельные новеллы показывали перед сеансами на правах «киножурнала» — и, наверное, это очень правильный подход. По крайней мере, один из фрагментов этого монументального полотна, кровавый мини-триллер Ларса фон Триера «Профессии», дающий исчерпывающие инструкции на тему «как поступать с теми, кто своими разговорами мешает просмотру», лично я бы крутила перед всеми сеансами просто на правах социальной рекламы.

«Что происходит, когда свет в зале гаснет и сеанс начинается» — подзаголовок этого фильма, который можно было бы назвать еще и «посвящением зрителю». Так что там происходит? Люди целуются, падают с балконов, видят сны, пишут смс, знакомятся, воруют кошельки и смотрят, смотрят… Кажется, примерно половину хронометража ленты занимают лица зрителей крупным планом. И, несмотря на то, что фильм предельно интернационален, оказывается, что все мы одинаковы. Мы сидим в одиночестве (или почти в одиночестве) в старых кинозалах, мы смотрим старое кино, и на лице у нас — слезы. Этот образ идеального зрителя оказался на удивление сходным у самых разных режиссеров (настолько, что даже возникает вопрос: кто же тогда снимает кассовые блокбастеры?) — и даже несколько навязчивым. Увы, создатели фильма, работавшие совершенно независимо друг от друга, похоже, не соблюли железного правила «хочешь придумать что-то оригинальное — напиши список сногсшибательных идей и вычеркни первые десять, они придут в голову всем». В итоге одних только слепых киноманов среди героев альманаха трое. Впрочем, все они совершенно разные — и каждый из них по-своему хорош…

Еще одна сквозная тема альманаха — кино как событие, как долгожданный праздник где-нибудь в глухой деревушке. Например, в лиричной и ироничной одновременно новелле Чжана Имоу «Вечер в кино» о маленьком мальчике, который смог увидеть на экране лишь «театр теней» (ужинающих кинооператоров) и заснул, не дождавшись начала сеанса…

А многие сняли свои короткометражки «о себе в искусстве и искусстве в себе». Так, картина Клода Лелуша «Кино за углом», посвященная его родителям (познакомившимся в кино), практически полностью «основана на реальных событиях». А основоположник египетского кино Юсеф Шахин снял абсолютно лобовую автобиографию о том, как его сперва не замечали на Каннском фестивале, а сорок лет спустя, наоборот, наградили и назвали классиком. Такеши Китано в картине «Прекрасный день» снялся в роли киномеханика, безуспешно пытался показать единственному зрителю деревенского кинотеатра собственные фильмы, а Дэвид Кроненберг заперся в туалете и под прицелом камер кинохроники устроил «Самоубийство последнего еврея в последнем кинотеатре на Земле»…

Россию в киноальманахе представляет Андрей Кончаловский с новеллой «В темноте» — о билетерше, которая сеанс за сеансом оказывается единственной зрительницей фильма великого Феллини (которому, кстати, и посвящено это полотно) — не считая парочки подростков, которые пришли в кинозал совсем не за этим — или просто распалились от просмотра «8 1/2». Так и остается загадкой, из каких побуждений билетерша идет на должностное преступление и ставит на кассу табличку «Все билеты проданы» — то ли для того, чтобы никто не помешал влюбленной паре, то ли чтобы оградить себя от новых соседей по кинозалу… Сам Жиль Жакоб, кстати, считает, что Кончаловский — один из тех участников проекта, которые попали в самое «яблочко»…

На этот фильм надо приходить днем, когда народу в кинотеатре почти нет. Без попкорна и газировки. И внимательно вглядываться в экран, чтобы в какой-нибудь момент остро почувствовать, что этот фильм — про тебя, и ни про кого другого. А когда именно это произойдет — предсказать невозможно. У каждого свое кино, это точно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
До старта нового учебного года осталось полторы недели: что происходит на школьных ярмарках? Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №34 от 21 августа 2019 года.
Разговоры о демонтаже скульптурной композиции с четырьмя соболями на Красном проспекте идут почти два года. Недопонятую скульптуру ждут жители Шлюза, но совсем недавно появились и другие желающие. Кольцо на въезде в город со стороны аэропорта Толмачево – еще одно возможное место установки зверей с куполом театра в лапах. А между тем когда-то странная композиция должна была стать фонтаном.

1,4 млн рублей стоит праздничный фестиваль фейерверков на Оби в День города, а сам салют на площади Ленина – 500 тысяч рублей, рассказали VN.ru в департаменте культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска. Мы поговорили с многократным победителем фестивалей фейерверков, от сибирского до международного уровня, генеральным директором компании «Большой Праздник — Сибирь» Сергеем Семеновым о самых дорогих заказах, китайской пиротехнике и о том, почему нельзя поздравлять рожениц салютами.

Возложение цветов к памятнику Александру Покрышкину, вокальные номера и первый в истории области масштабный автопробег на 1000 км в День Российского флага пройдут 22 августа. Начало мероприятий в Новосибирске запланировано в 10.00.
Плетение венков и котлеты из бобов - в Новосибирске прошел фестиваль экологичного образа жизни. В центре города развернулась зеленая ярмарка, где товары только из натуральных продуктов и материалов. А на площадке для гостей -  мастер-классы и  инсталляции из вторсырья.
12 бегунов-пейсмейкеров помогут участникам Сибирского фестиваля бега-2019, который состоится 7 сентября. Пейсмейкеры оказывают бегунам психологическую помощь – задают нужный темп, а после сходят с дистанции. Таких помощников обычно используют при забегах на большие расстояния.

x^