Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Зачем люди приходят в театр? Поплакать, посмеяться, подумать…»

2008-06-03

Уже несколько лет актёры новосибирских театров разыгрывают антрепризы на сцене Дома культуры имени Дзержинского

За свою непродолжительную, но яркую биографию творческое объединение «Артистическое созвездие» (АРТС) успело завоевать признание и любовь многих горожан.

Заслуженный артист России Евгений Важенин, художественный руководитель театра АРТС, говорит, что у него есть давняя мечта — создать постоянную, самостоятельную труппу:

— «Артистическое созвездие» — это «звездочки» новосибирских театров, творческий коллектив, в состав которого я вхожу как актер, художественный руководитель, режиссер-постановщик. Впрочем, найти точное определение моей должности я затрудняюсь: антреприза в большинстве случаев подразумевает самостоятельную актерскую работу, дает возможность сыграть то, что когда-то мечталось воплотить в жизнь, но не удалось. Как говорит героиня одного из наших спектаклей, годы «летят со свистом пули», поэтому дополнительная возможность реализовать творческие проекты очень дорога!

«Артистическое созвездие» сотрудничает практически со всеми новосибирскими театрами: в спектаклях АРТС выступают «звезды» музыкальной комедии, театра Сергея Афанасьева, «Старого дома»… А прежде всего и чаще всего — актеры театра «Глобус», который располагается буквально в двух шагах. «Все мы из «Глобуса», — так говорит о себе и о большинстве своих коллег Евгений Важенин.

По какой таинственной причине скромная площадка Дома культуры влечет к себе людей, достигших определенных вершин актерского мастерства? По мнению Евгения Важенина, «артист погибает от невостребованности, от недохваленности». Здесь же появляется «лишний» повод ощутить любовь зрителей, реализовать мечту.

— Выступать в антрепризе — это такой драйв! — делится впечатлениями Наталья Орлова, заслуженная артистка России. — В театре, когда ты выходишь на сцену, ты надежно подстрахован, защищен: в твоем распоряжении находятся костюмы, свет, декорации. А на сцене Дома культуры ничего подобного нет. Ничто тебе не поможет, кроме твоего собственного таланта и мастерства. И, конечно, это очень страшно, а с другой стороны — волнительно!

Чувство, переданное умелой актерской игрой, не замутненное постановочными трюками, приобретает особую трогательность и пронзительность. Так бродячие артисты некогда заставляли публику от души сопереживать героям, используя самые нехитрые спецэффекты и опираясь исключительно на актерское мастерство.

Помимо всего прочего, творческое объединение АРТС дает хорошую возможность молодым исполнителям проявить свои таланты.

— Когда к нам приходят молодые артисты, они освобождаются от сковывающих факторов, — считает Евгений Важенин. — Большая сцена, столичные режиссеры, ответственность — все это приводит к тому, что неопытный исполнитель «зажимается», не показывает в полной мере всего, на что способен. А здесь новичок приобретает веру в себя, нарабатывает опыт. Ведь режиссер — это, прежде всего, старший товарищ, который помогает, подсказывает какие-то вещи… Я никогда не считал себя режиссером в точном смысле этого слова, однако то, что происходит в современной режиссуре, меня порой совершенно не устраивает! Классическую драматургию сегодня почти разучились ставить: или боятся, или не хотят… Зато очень активно используют «постлитературу» — из пяти-шести авторских строк сооружают «нечто» хитроумное. Полное отсутствие драматургии восполняется пластикой, невразумительным мычанием, подозрительно напоминающим булгаковское «абырвалг»… В итоге получается, что постановщики морочат голову и зрителям, и артистам.

В репертуаре АРТС, бесспорно, преобладают комедии: трогательные лирические истории («смех сквозь слезы»), абсурдные веселые «пустячки» («сказка ложь да в ней намек…»), представления, в которых обыгрываются нелепые ситуации, причудливые свойства человеческих душ. К лучшим работам АРТС можно отнести спектакль по пьесе Николая Коляды «Зайчиха Изаура», имеющий успех также на сцене театра «Современник», «Холостяки и холостячки» Ханоха Левина, «Сказку про Петрушку и его подружку», выполненную в оригинальном скоморошьем стиле… Спектакль «Не открывайте дверь незнакомцу» представляет собой пародию на комедии с переодеваниями: тут и «тетушка Чарли», и «В джазе только девушки», и Верка Сердючка — целый букет ассоциаций в одном флаконе. Плюс «вечная» тема: чего только не сделает женщина, чтобы угодить любимому? В особенности, если «уж замуж невтерпеж»…

В мае 2008 года состоялась премьера спектакля, поставленного по пьесе Владимира Солодова «Прибей меня, голубчик». Автор пьесы, новосибирский драматург, побывал на премьере и одобрил «новорожденную» постановку. В своей комедии Владимир Солодов затрагивает острую и грустную тему женского одиночества — того самого, от которого хоть в омут головой, хоть в объятия таинственного и грозного маньяка (ну чем не роковой мужчина?!).

О том, насколько правдоподобен сюжет, — судить зрителю. А впрочем, стоит ли отыскивать правдоподобие в абсурдных ситуациях и положениях? То, что произойдет с главной героиней, вполне можно назвать «иронией судьбы». Зрителя ждет мелодраматическая история о потерянных любимых, о героической верности вдовствующих женщин, о сериальной болезни-амнезии — история почти на грани фантастики и, разумеется, со счастливым концом.

Как считает Евгений Иванович, современный театральный мир испытывает острый дефицит комедий, а порой и вовсе забывает о том, что комедия — чрезвычайно сложный, глубокий жанр. Ведь разжалобить публику легко (зритель у нас добрый!), гораздо сложнее рассмешить людей, заставить их при этом сострадать и сочувствовать.

— Комедия — это отдушина, источник кислорода, — говорит ведущий актер и художественный руководитель театра. — Мы стараемся выбирать драматургический материал таким образом, чтобы зритель не думал, будто его завели в тупик. В жизни ведь и без того слишком много грусти и «безнадеги»!.. Зачем вообще люди приходят в театр? Поплакать, посмеяться, подумать. И должен сказать, не все наши комедии «легкие». К примеру, на спектакле «Французский десерт» зрители, сидящие в зале, плачут, а уходят с надеждой и светом в душе.

Следующий сезон для «Артистического созвездия» будет юбилейным: театру исполнится пять лет. С точки зрения искусства — это вполне совершеннолетний и даже зрелый возраст. Ведь недаром бытует мнение, что каждое пятилетие театр должен обновляться, совершать открытия, искать новые пути. «Артистическому созвездию» творческий поиск по душе и по силам.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
17 октября в Новосибирск на время вернулась теплая и солнечная погода. Горожане устремились на прогулки под опадающей золотистой листвой, пока зима не начала вступать в свои права. Смотрите, как увидели этот день корреспонденты VN.ru.
Пассажиров без масок сегодня задерживали на станции метро «Красный проспект» сотрудники полиции. Тех, кто сразу надевал маску, отпускали, с упорствующими проводили профилактические беседы. А в отношении некоторых выписывали административные протоколы, после чего выводили со станции. Такие рейды полиция обещает проводить постоянно.
Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией серьезно увеличил нагрузку на всю систему здравоохранения Новосибирской области. Как в этих условиях работают бригады скорой помощи и почему кареты с красным крестом увозят в больницу далеко не всех пациентов, VN.ru рассказала главный врач станции скорой помощи Ирина Большакова.
Несмотря на вторую волну коронавируса, в Новосибирске, около 3500 человек пришли писать ежегодный Тотальный диктант-2020 на очные площадки днем 17 октября. В этом году знания горожан проверяли более чем на 50 площадках, начиная от университетов и библиотек и заканчивая мэрией и тюрьмами.
COVID-19 продиктовал человечеству новые стандарты чистоты рук. Если раньше это было обычным ежедневным ритуалом, о котором никто не задумывался, то теперь стало предметом чуть ли не научных исследований. О том, как правильно мыть руки, выпускают методички, а люди спорят, какую песню напевать в процессе — «Червона рута» или «В лесу родилась ёлочка». Vn.ru ко всемирному дню мытья рук, который отмечают 15 октября, собрал основные правила не такого уж бесхитростного процесса.
Бывший сотрудник полиции Новосибирска предстанет перед судом по обвинению в получении взяток. Об этом сообщает 16 октября Следственное управление СК РФ по Новосибирской области.
x^