Режиссёр-кинодокументалист
Дело было в Камышинке
Герои фильма по обыкновению простые люди, ритм картины неспешный, акцент на характеры и судьбы
Снимался фильм в селе Камышинка Сузунского района. Процесс съемок, по словам режиссера, занял все прошлое лето.
На примере жизни сельской семьи, говорит он, прослеживаю сложности сегодняшней жизни на селе. Ее радости и ее грустные явления.
У Юрия Шиллера своя, давно сложившаяся методика работы над фильмами. Он никогда не берет у своих героев интервью, не строит с ними отношений по принципу вопрос ответ. Он просто живет достаточно продолжительное время с ними рядом, общается, наблюдает за жизнью Так было и на этот раз.
Около месяца я прожил в том районе, где велись съемки
Жестких сценариев для своих картин он тоже не пишет:
По накатанному, по железному сценарию мне становится работать скучно. Меня за это часто обвиняют в дедраматизации, говорят, что в моих фильмах никогда нет сюжета, нет фабулы, просто идет поток жизни. Я все думаю, что надо бы снять жесткую конструктивную вещь, но потом меня опять начинает захлестывать реальность жизни, я забываюсь и тащусь за материалом.
Так и рождаются его картины, очень ненавязчивые, часто неброские и негромкие, затягивающие не с первых своих кадров, а постепенно. Но уже не отпускающие. Они очень узнаваемы. Со своей особой образностью и стилистикой, своим настроением и обязательным подтекстом. Все это позволяет им быть не простой фиксацией течения жизни,
И уловить неуловимое можно, лишь не насилуя материал, позволяя живой жизни беспрепятственно проникать в фильм. В этой «ненасильственности», глубине и отсутствии даже малейшего намека на какой бы то ни было пафос, пожалуй, и кроется главная притягательность работ Юрия Шиллера признанного мэтра новосибирской кинематографической школы, лауреата Государственной премии и многочисленных российских и зарубежных фестивалей.
Уже стало общим местом говорить о нем как о «документальном Шукшине», сравнивая его особых героев с шукшинскими «чудиками».
Я последнее время стал довольно жестко отвечать на все эти вещи, признается режиссер. Мои герои это не чудики, а настоящие люди, в которых есть своеобразие и индивидуальность. Тем, кто обвиняет моих героев в странности, просто нужен универсальный человек. Но мне не интересны компьютерные игры, где все унифицировано. Поэтому я никогда не возьмусь снимать усредненного неинтересного человека, даже если он хороший работник и семьянин. Мне нужно
Внутреннее обаяние это не просто красота, это отражение ума, богатства душевного. А мне именно это нравится в людях более всего. От обаятельного человека сразу свет идет. На экране достаточно просто показать, как он улыбнулся, задумался. Я не понимаю, зачем делать кино просто о скучных людях? Если, конечно, не взять это темой: «Хочу снять фильм о скучном человеке». У Чехова это получалось.
От кино документального к игровому
В жизни Юрия Андреевича произошло и еще одно важное событие. Предположительно в ближайшее время мэтр документального кино приступит к съемкам игрового кино. Утвержден и получил государственное финансирование художественный фильм, в котором он выступает
Юрий Шиллер, кстати, заканчивал ВГИК именно как режиссер художественного кино. Учился на курсе у Григория Чухрая. О том, что есть факультет режиссеров документального кино, он тогда просто не знал. И первый его фильм был художественным. Это была полнометражная лента «Необычный день», снятая
С тех пор как он приехал в Новосибирск, в его жизни было только документальное кино.
Мне был безумно интересен именно документальный кинематограф и, именно занимаясь им, я получал массу удовольствия.
А кроме того:
-Документальное и художественное кино для меня это как два оркестра: сельский и симфонический. И там, и там оркестр. Но симфонический требует очень высоких технологий и оснащенности. База для документального кинематографа в Новосибирске была, а для игрового в этом плане были определенные ограничения. Я просто побоялся делать игровые картины, побоялся, учитывая все сложности процесса, что это будет технически плохо.
Почему решил попробовать себя в игровом кино теперь?
Время пришло, накопилось то, что в документальном формате выразить сложно.
Кроме того, теперь и сам механизм работы над художественным кино стал в принципе иным. Есть замысел, сценарий, продюсер (в его случае это московский продюсер). Теперь предстоит определиться, как и где снимать, каких актеров приглашать, какие помещения и павильоны арендовать, с какой студией договариваться и так далее.
Если получится кино, говорит Юрий Шиллер, то это вовсе не значит, что и следующую картину я буду снимать игровую. Мне хочется снимать и документальное кино.
Фильм Юрия Шиллера «Вот моя деревня» будет показан на XVII Международном фестивале «Золотой витязь« в Москве. Как дальше сложится его прокатная судьба? Этот вопрос, к сожалению, остается открытым. В одну из наших бесед, было это лет пять назад, Юрий Шиллер назвал документальное кино