Герои израильского драматурга на новосибирской сцене
Сцена из спектакля
На сцене ДК имени Дзержинского впервые был показан спектакль, поставленный по пьесе культового драматурга Ханоха Левина «Холостяки и холостячки». Эта «комедия для взрослых» подготовлена творческим объединением «Артистическое созвездие» (АРТС).
Имя Ханоха Левина в России не слишком-то широко известно, а новосибирские театралы его практически совсем не знают. И все-таки во многих странах мира этот автор очень даже знаменит: еще при жизни его провозгласили классиком, национальным героем героем Золотой Звезды и ярчайшей «звездой» израильской культуры. Всё, что выходило из-под его пера, изумляло, смущало, эпатировало, внушало ненависть и обожание.
Сотворение мифа
Как сообщает журнал «Сетевая словесность» и некоторые другие источники, Ханох Левин родился в Тель-Авиве, учился в религиозной школе, а затем в университете. То есть получил традиционное для еврейского юноши воспитание. Писал стихи, однако громкой славы на поэтическом поприще не снискал. О Левине заговорили в конце 60-х, когда на сцене появился его спектакль «Ты, я и следующая война». В 70-е годы пьесы драматурга жестоко критиковались и даже запрещались, так как автор вторгался в «святая святых» в область национальных мифов. Очевидцы рассказывают, как на его спектаклях зрители энергично крушили мебель, освистывали актеров словом, учиняли возмутительные беспорядки. Интересно, что Ханох Левин предпочитал ставить свои вещи самостоятельно, причем авторские постановки превосходили самые яркие, смелые и талантливые версии других режиссеров.
В жизни скандальный драматург был человеком застенчивым, скромным, выдержанным, обходил папарацци за три версты, поэтому сохранилось всего-навсего одно интервью, где он отвечает на вопросы, касающиеся творчества.
На стихи Ханоха Левина были созданы многочисленные песни-хиты. Некоторые из них вошли в репертуар «основоположников» израильского рока группы «Апокалипсис». После смерти драматурга в 1999 году вышел в свет его поэтический сборник, предназначенный для детей, издание, которое помогло увидеть автора с новой, неожиданной стороны.
«Сон разума рождает чудовищ»
Сегодня жители Новосибирска имеют возможность приобщиться к искусству израильского остроумца: в репертуаре «Артистического созвездия» появилась антреприза «Холостяки и холостячки». Евгений Важенин, режиссер-постановщик, творческий руководитель АРТС и заслуженный артист России, рассказывает, что текст пьесы был слегка адаптирован для «нашего» русского зрителя: национальные моменты смягчены, акцент сделан на общечеловеческие ценности.
Что касается главных героев, им «всем за 30 лет, все незамужние, неженатые
Здесь и комизм, и наивный еврейский юмор. Героев пьес Ханоха Левина сравнивают и с чеховскими, и с гоголевскими персонажами. Его герои смешны, наивны, трогательны и удивительно современны». В таких словах создатели комедии выражают свое отношение к действующим лицам. Впрочем, с тем, что герои «наивны и трогательны», согласиться трудно: поглядев спектакль, этих ангельских качеств я в них что-то не обнаружила. Погружаясь в сюжет, невольно попадаешь в особое пространство, где такие «наивные» задушевные свойства, как естественность, стыдливость, простота, благополучно отменяются
Персонаж N 1, Знайдух (Денис Малютин, Павел Поляков) переживает свои интимные проблемы на лестничной площадке, меж двумя дверьми, за которыми обитают «дамы его сердца» нимфоманистые монстры Бульба и Пукица (Татьяна Шуликова, Наталья Тищенко). Главный философский вопрос звучит примерно следующим образом: куда податься бедному холостяку, когда на каждом шагу подстерегают опасности, когда одновременно «и хочется, и колется»?.. От такой жизни поневоле станешь философом, даже если не уродился семи пядей во лбу.
Обожаемое «чудище» является спящему Знайдуху то в образе лебедя, умирающего от любви (балетная миниатюра почти в духе Сен-Санса хореография Василия Лукьяненко), то в виде суженой-ряженой-ненаглядной. Правда, стоит герою обратиться к реалиям жизни, сладкие любовные грезы превращаются в кошмар: появление еще одного холостяка не обремененного интеллектом, неунывающего Гаунино (Максим Межевых), внезапно спутывает все карты и вычерчивает кривенький любовный треугольник.
Интересно, что разыгрывается этот абсурд на самой беззаботной, жизнерадостной ноте, причем каждый из четырех актеров хорош по-своему. И если порой кажется, будто движутся по сцене, говорят, острят, гримасничают вовсе не люди, а человекообразные бестии что ж, наверное, автор-драматург Ханох Левин именно на такой эффект и рассчитывал. Когда Левина спрашивали о некоторых особенностях его творчества (например, за что он так «ненавидит» бедное человечество?), писатель объяснял: его занимают людские пороки, унижающие душу. Герои Левина смертные страхи и комплексы, неврозы и навязчивые желания. А запертые двери служат прекрасным символом недостижимости, непостижимости нормального человеческого счастья.
Стиль письма Левина мне хочется сравнить со стилем фехтования д’Артаньяна, «гибкого и ловкого противника, который, ежеминутно пренебрегая общепринятыми правилами, нападал одновременно со всех сторон». Отсюда афористичность
говорит переводчик Алла Кучеренко в своем интервью для booknik.ru. А что касается вопроса, любит или не любит Левин людей вообще, то мне вспоминается здесь фраза из фильма Марка Захарова «Дом, который построил Свифт»: «Если бы Свифт на самом деле ненавидел людей, он бы не делал это так страстно».