Новосибирск 7.2 °C

Куда податься бедному холостяку?

17.06.2008 00:00:00

Герои израильского драматурга на новосибирской сцене

Сцена из спектакля

На сцене ДК имени Дзержинского впервые был показан спектакль, поставленный по пьесе культового драматурга Ханоха Левина «Холостяки и холостячки». Эта «комедия для взрослых» подготовлена творческим объединением «Артистическое созвездие» (АРТС).

Имя Ханоха Левина в России не слишком-то широко известно, а новосибирские театралы его практически совсем не знают. И все-таки во многих странах мира этот автор очень даже знаменит: еще при жизни его провозгласили классиком, национальным героем — героем Золотой Звезды и ярчайшей «звездой» израильской культуры. Всё, что выходило из-под его пера, изумляло, смущало, эпатировало, внушало ненависть и обожание.

Сотворение мифа

Как сообщает журнал «Сетевая словесность» и некоторые другие источники, Ханох Левин родился в Тель-Авиве, учился в религиозной школе, а затем — в университете. То есть получил традиционное для еврейского юноши воспитание. Писал стихи, однако громкой славы на поэтическом поприще не снискал. О Левине заговорили в конце 60-х, когда на сцене появился его спектакль «Ты, я и следующая война». В 70-е годы пьесы драматурга жестоко критиковались и даже запрещались, так как автор вторгался в «святая святых» — в область национальных мифов. Очевидцы рассказывают, как на его спектаклях зрители энергично крушили мебель, освистывали актеров — словом, учиняли возмутительные беспорядки. Интересно, что Ханох Левин предпочитал ставить свои вещи самостоятельно, причем авторские постановки превосходили самые яркие, смелые и талантливые версии других режиссеров.

В жизни скандальный драматург был человеком застенчивым, скромным, выдержанным, обходил папарацци за три версты, поэтому сохранилось всего-навсего одно интервью, где он отвечает на вопросы, касающиеся творчества.

На стихи Ханоха Левина были созданы многочисленные песни-хиты. Некоторые из них вошли в репертуар «основоположников» израильского рока — группы «Апокалипсис». После смерти драматурга в 1999 году вышел в свет его поэтический сборник, предназначенный для детей, — издание, которое помогло увидеть автора с новой, неожиданной стороны.

«Сон разума рождает чудовищ»

Сегодня жители Новосибирска имеют возможность приобщиться к искусству израильского остроумца: в репертуаре «Артистического созвездия» появилась антреприза «Холостяки и холостячки». Евгений Важенин, режиссер-постановщик, творческий руководитель АРТС и заслуженный артист России, рассказывает, что текст пьесы был слегка адаптирован для «нашего» русского зрителя: национальные моменты смягчены, акцент сделан на общечеловеческие ценности.

Что касается главных героев, им «всем за 30 лет, все незамужние, неженатые… Здесь и комизм, и наивный еврейский юмор. Героев пьес Ханоха Левина сравнивают и с чеховскими, и с гоголевскими персонажами. Его герои смешны, наивны, трогательны и удивительно современны». В таких словах создатели комедии выражают свое отношение к действующим лицам. Впрочем, с тем, что герои «наивны и трогательны», согласиться трудно: поглядев спектакль, этих ангельских качеств я в них что-то не обнаружила. Погружаясь в сюжет, невольно попадаешь в особое пространство, где такие «наивные» задушевные свойства, как естественность, стыдливость, простота, благополучно отменяются…

Персонаж N 1, Знайдух (Денис Малютин, Павел Поляков) переживает свои интимные проблемы на лестничной площадке, меж двумя дверьми, за которыми обитают «дамы его сердца» — нимфоманистые монстры Бульба и Пукица (Татьяна Шуликова, Наталья Тищенко). Главный философский вопрос звучит примерно следующим образом: куда податься бедному холостяку, когда на каждом шагу подстерегают опасности, когда одновременно «и хочется, и колется»?.. От такой жизни поневоле станешь философом, даже если не уродился семи пядей во лбу.

Обожаемое «чудище» является спящему Знайдуху то в образе лебедя, умирающего от любви (балетная миниатюра почти в духе Сен-Санса — хореография Василия Лукьяненко), то в виде суженой-ряженой-ненаглядной. Правда, стоит герою обратиться к реалиям жизни, сладкие любовные грезы превращаются в кошмар: появление еще одного холостяка — не обремененного интеллектом, неунывающего Гаунино (Максим Межевых), внезапно спутывает все карты и вычерчивает кривенький любовный треугольник.

Интересно, что разыгрывается этот абсурд на самой беззаботной, жизнерадостной ноте, причем каждый из четырех актеров хорош по-своему. И если порой кажется, будто движутся по сцене, говорят, острят, гримасничают вовсе не люди, а человекообразные бестии — что ж, наверное, автор-драматург Ханох Левин именно на такой эффект и рассчитывал. Когда Левина спрашивали о некоторых особенностях его творчества (например, за что он так «ненавидит» бедное человечество?), писатель объяснял: его занимают людские пороки, унижающие душу. Герои Левина — смертные страхи и комплексы, неврозы и навязчивые желания. А запертые двери служат прекрасным символом недостижимости, непостижимости нормального человеческого счастья.

— Стиль письма Левина мне хочется сравнить со стилем фехтования д’Артаньяна, «гибкого и ловкого противника, который, ежеминутно пренебрегая общепринятыми правилами, нападал одновременно со всех сторон». Отсюда афористичность… — говорит переводчик Алла Кучеренко в своем интервью для booknik.ru. — А что касается вопроса, любит или не любит Левин людей вообще, то мне вспоминается здесь фраза из фильма Марка Захарова «Дом, который построил Свифт»: «Если бы Свифт на самом деле ненавидел людей, он бы не делал это так страстно».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: