Новосибирск -1.7 °C

Кто с сумкой придёт, тот с ней и выйдет…

04.07.2008 00:00:00

Разбираемся с правилами поведения покупателей в супермаркетах

А таковых, официально признанных правил, как выяснилось, и не существует вовсе. На нет, как известно, суда-то и нет. Тогда почему нам нередко портят настроение, пытаясь преградить путь и не пустить в торговый зал со своей любимой сумкой?

Вот недавно захожу как ни в чем не бывало в один известный супермаркет, что в центре города находится. За плечами у меня модный дамский рюкзачок среднего размера, не предназначенный, прошу заметить, ни для путешественников, ни для дачников.

Прошла в глубь торгового зала, и тут меня догоняет охранник:

— А почему вы прошли с сумкой?

— А кто сказал, что с сумкой нельзя?

— У вас, наверное, там ценные вещи? — как бы оправдываясь, сказал он.

— Конечно, да! Именно ценные вещи. Мои вещи — все ценные.

На том и разошлись. Все понял и отстал. А что, сразу нельзя было догадаться? И вообще, кому какая разница, что у меня в сумке? Но в итоге хорошего настроения от покупки конфет и кофе я уже не получила. Кому же будет приятно, когда тебя заранее подозревают в краже. Что за правила такие и кто их придумал? И вообще — с какой сумкой можно входить?

Вот что на этот счет мне сказали в Управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области. По словам заместителя начальника отдела защиты прав потребителей Натальи Харченко, правил, в которых бы все это было оговорено, нет. В законе «О защите прав потребителей» ничего такого не сказано. Камеры хранения придумали лишь для удобства, чтобы покупатель мог в зависимости от своего желания, добровольно оставить поклажу в ячейке и спокойно ходить от витрины к витрине.

Единственное, в Правилах торговли (сборник нормативных документов) сказано, что работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других магазинах товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и уж тем более осматривать личные вещи! Но покупатель обязан ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине, а также набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала. Кроме того, покупатель обязан не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами…

Вот и все, если их так можно назвать, правила. Ни о каких конкретно сумках там не сказано. А вот «громоздкие предметы», очевидно, понятие растяжимое. Четкого определения нет, поэтому большие дамские сумки под него и подпадают. Но ведь это не громадная дорожная сумка, по которой ясно можно определить, что это действительно громоздкий предмет! Так что можно и поспорить…

Вот еще один пример. Это произошло уже не в продуктовом, а в магазине электротехники, что на левом берегу. Охранник, оказался еще более невоспитанным и прокричал мне вдогонку: «Девушка, на выходе покажете мне содержимое сумки!» Моя сумка опять попала под подозрение. Да, мне, да и многим девушкам, нравятся большие тряпочные баулы, и что — теперь во всех магазинах терпеть такое обращение?

Юрист нашей газеты Валентин Черныхаев, ссылаясь на Правила торговли, сказал, что охранники супермаркета осматривать личные вещи не могут — права не имеют. Такое право есть только у правоохранительных органов. У частного охранника есть только договор с фирмой, в которой он работает, а с магазином нет. Он должен следить только за порядком, а не досматривать личные вещи. В случае, если действительно у охранника возникло подозрение в том, что вы что-то украли (сам видел или камера наблюдения показала «сюжет»), то он должен вызвать милицию.

Мамочек с колясками «тормозить» на входе охранники тоже не имеют права. В Роспотребнадзор обратилась женщина, которая с ребенком в детской коляске решила пройти в торговый зал супермаркета для совершения покупок. Ей преградили дорогу и не допустили в торговый зал. Правомерны ли действия работников торговли?

Специалисты говорят, что в данном случае действия исполнителя услуг неправомерны. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51304–99 «Услуги розничной торговли» классификация услуг розничной торговли включает в себя такое понятие, как создание удобств покупателям. Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи. А не пуская по такой причине в торговый зал, можно всех остальных покупателей распугать.

Хорошо, ну оставила я сумку в специально отведенной ячейке. Но кто мне даст стопроцентную гарантию, что ее оттуда не умыкнут? Помнится, в начале этого года случай был. Обычный поход в супермаркет для жительницы Новосибирска обернулся грабежом. Преступники вытащили её сумку прямо из ячейки для хранения, не повредив замка… Комментировать что либо руководство супермаркета отказалось. А вот представители правоохранительных органов отмечают, что подобные кражи — не редкость, и в камере хранения покупатель вовсе не обязан оставлять свои вещи.

— В функции охранника не входит наблюдение за камерами хранения, он следит за тем, что происходит в торговом зале, — уточняет Валентин Черныхаев.

А теперь вспомните эти ячейки, в которых вам предлагают оставить свои вещи. Хотя они все с замками (не факт, что у всех разные замки), но дверцы хлипкие или вовсе прозрачные. Так что вы рискуете остаться без сумки. Оставлять или брать все с собой? Вот вопрос…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: