На новосибирские экраны вышел «деревенский» фильм Александра Прошкина «Живи и помни»
Началось
Потом Московский художественный театр поставил одноименный спектакль, где главную женскую роль сыграла Дарья Мороз, и все это очень понравилось Распутину. Появилась идея фильма, но только мэтру литературы хотелось, чтобы в качестве режиссера был не «юноша бледный со взором горящим», а человек серьезный и хотя бы немножко заслуженный. И такой нашелся: Александр Прошкин режиссер с двадцатилетним стажем, снявший, среди прочего, «Холодное лето
Итак, последний год войны о близкой Победе еще никому не известно. И сироте Настене (Дарье Мороз) приходится очень нелегко: муж ушел на войну, а на ней держится весь дом притом что хозяева в нем родители мужа, старые и больные (неузнаваемые Александр Маковецкий и Евгения Глушенко). Да еще свекровь не устает попрекать девушку тем, что за четыре года довоенной мужней жизни та так и не забеременела
И вот Андрей (Михаил Евланов) возвращается в родную деревню но совсем не так, как хотелось бы. Раненый, после выписки из госпиталя он не вернулся в родную часть, и вместо того, чтобы защищать великую страну, рванул на малую родину, к жене. Теперь он, заросший и страшный (натуральный Леший), скрывается в лесах, и одна Настя знает о его возвращении и помогает ему скрыться ото всех, включая домашних (а куда деваться, если в противном случае муж недвусмысленно пригрозил ее прибить?). И в ней с новой силой вспыхивает страсть к мужу дезертиру и предателю. Вскоре Настена узнает, что беременна. И, естественно, превращается в глазах деревенской общественности в олицетворение порока, нагулявшую живот, не дождавшись мужа. А война тем временем закончилась и в деревню возвращаются мужики: отцы, мужья, сыновья А Андрею вернуться не суждено он обрек себя на одиночество в заброшенном доме, и с этим уже ничего не поделать. А тем временем по деревне все упорней начинают ходить слухи о его дезертирстве
По слухам, Распутин, для которого главным в повести, написанной всего через 30 лет после Победы, была тема дезертирства и тяжкой расплаты за него, просил Прошкина о двух вещах: не переворачивать в угоду времени все с ног на голову, не оправдывать дезертира, делая его народным героем. И
по возможности избежать постельных сцен. Вот со вторым пунктом
Хотя на самом деле даже не это было решающим. По словам режиссера, главная мысль, которую он пытался донести своим фильмом, это необходимость срочно обратить внимание на русскую деревню: «Я принял окончательное решение снимать эту картину после того, как проехал по провинции, по деревням, которые погибают. Сегодня мы равнодушные свидетели исчезновения старой русской деревни с ее привычками, традициями, укладом. Но если Россия потеряет деревни, то потеряет и стержень нации».
На кропотливое воссоздание деревенских реалий была потрачена масса сил и времени. В повести Распутина действие происходит в Приангарье, но там, как сказал режиссер, подходящей натуры уже не осталось, и в результате роль Ангары в фильме исполняет нижегородская Ветлуга один из крупнейших притоков Волги. Найти подходящую деревню тоже не удалось, и снимали в целом ряде поволжских деревень, привлекая к процессу кинопроизводства местных жителей. Хотя, как сокрушался Прошкин, даже на самые маленькие роли найти «натуральных» актрис было трудно: в нынешних деревнях молодых женщин кот наплакал. Зато у актеров был шанс «вработаться», влиться в обстановку в чем особенно преуспел Сергей Маковецкий, очень неожиданный в роли деревенского деда и весьма органичный. Съемочная группа постоянно «теряла» его на съемочной площадке настолько «сливался» он с окружающей средой.
Поработал с актерами и специально приглашенный лингвист (это сейчас можно, вспомнить хотя бы «Ликвидацию») ставил «сибирский говор», сильно затрудняющий восприятие фильма.
На прошедшем в Сочи «Кинотавре» фильм открывал конкурсную программу и получил в итоге второй по значимости приз за режиссуру. Но в зрительском «голосовании рублем» проиграл безнадежно.