В этой авиации начинал летать легендарный Алексей Маресьев
Только в последние годы в СМИ начали появляться публикации, посвященные авиационным подразделениям ФСБ. Прежде всего их мужеству во время боевых действий в горячих точках и более мирным акциям, таким, например, как полеты на Северный и Южный полюс или высадка на вершину Эльбруса. Но, несмотря на то, что «завеса молчания» приподнята, мало кто знает, что эти летные подразделения имеют достаточно долгую историю и 14 августа они отмечают 85 лет со дня своего образования. Также немногим, скорее всего, известно о существовании Второго авиационного центра ФСБ России, расположенного в Новосибирске и «опекающего» не только Сибирь, но и практически весь Урал, а также северные территории, такие как Тюмень, Якутия и т.д. Именно вертолеты и самолеты центра совершают патрулирование государственной границы России, растянувшейся на тысячи километров.
Был приказ ГПУ
В далеком 1923 году, когда советская власть,
В менее благоприятных условиях приходилось нести вахту
В 30-х специальным
А в целом за годы войны у пограничников было немало сложнейших операций и полеты во вражеский тыл, чтобы доставить диверсантов или, скажем, эвакуировать
Во время мира и войны
Как известно, погранвойска в нашей стране
Мы постоянно проводим тренировки со спецподразделением ФСБ, с РОСН, региональным отделом специального назначения, рассказывает руководитель Второго авиационного центра ФСБ России полковник
Александр Филясов, в том числе в городах, отрабатываем десантирование на крыши высотных зданий. Это нужно, чтобы реагировать на возможные теракты, на захват заложников или на угрозы техногенных катастроф. Не так давно проводили такие учения в Челябинске, до этого в ходе учений высаживали штурмовую группу
РОСН, по сути, представляет собой региональные отделения «Альфы», именно его бойцам выпадет высаживаться на здание, внутрь которого необходимо проникнуть. Спускаться им придется на специальных тросах с вертолета, причем высота может достигать 50 и более метров. И в этой ситуации многое зависит от пилота: чтобы удерживать машину точно над крышей, требуется огромное мастерство, особенно если дует ветер или стоит жаркая погода (не любят летчики жару говорят, более сложные условия в плане турбулентности). Но асы в авиационном центре работают самого высокого класса. Например пилоты авиационного отряда, расквартированного в Толмачево, их только два года назад перевели в Новосибирск из Душанбе, где им приходилось выполнять множество сложных боевых заданий. В нем служили два Героя Советского Союза и еще двое России, а сам отряд награжден орденом Красной Звезды подразделения, которые удостоились такой чести после Великой Отечественной, можно пересчитать по пальцам.
В числе ветеранов есть те, кому приходилось, например, садиться под шквальным огнем в кольце окружения, чтоб забрать экипаж сбитого вертолета потом, уже по возвращении на базу, в машине насчитали 20 пробоин, в том числе и пулю, застрявшую в приборной доске прямо на уровне головы пилота. Все, кто работает в авиационном центре дольше пяти лет, ветераны войн, были в Таджикистане, Афганистане или на Северном Кавказе. Такой опыт может потребоваться и в мирное время, пусть даже в Сибири и не приходится стрелять с вертолета. Зато при облете границы тоже нужна порой быстрая реакция и стальные нервы. Как говорит командование пограничников, само появление вертолета в той или иной местности надолго заставляет «затихнуть» контрабандистов знают, что не стоит попадаться на глаза вертолетчикам и пограннаряду, который они несут у себя на борту и могут в случае надобности высадить. Причем не только в соседних с Казахстаном степях, но и в лесистых горах Алтая, где порой приходится приземляться на крохотный пятачок
Техника победы
В одном из интервью представителей управления авиации ФСБ рассказывалось, что за пару вылетов вертолету
Наше командование считает, объясняет Александр Филясов, что само количество вертолетов и самолетов должно определяться экономической целесообразностью. Нет смысла делать их слишком много, это дорого и неэффективно. Мы пошли по пути технического переоснащения.
Например, на нашем вооружении есть
У Второго авиационного центра ФСБ есть транспортные самолеты
Кстати, помимо своих собственных специфических задач случалось авиации ФСБ приходить на помощь людям в случае
Два года назад авиация ФСБ России, говорит Александр Филясов, совершила на вертолетах
И после этого перелета
Производила авиация ФСБ и высадку на Эльбрус, а представители Второго авиационного центра участвовали в северных полярных экспедициях, причем случалось им даже сопровождать туда
принца Монако. Так что славных страниц