Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Спецслужба неба

2008-08-14

В этой авиации начинал летать легендарный Алексей Маресьев

Только в последние годы в СМИ начали появляться публикации, посвященные авиационным подразделениям ФСБ. Прежде всего — их мужеству во время боевых действий в горячих точках и более мирным акциям, таким, например, как полеты на Северный и Южный полюс или высадка на вершину Эльбруса. Но, несмотря на то, что «завеса молчания» приподнята, мало кто знает, что эти летные подразделения имеют достаточно долгую историю и 14 августа они отмечают 85 лет со дня своего образования. Также немногим, скорее всего, известно о существовании Второго авиационного центра ФСБ России, расположенного в Новосибирске и «опекающего» не только Сибирь, но и практически весь Урал, а также северные территории, такие как Тюмень, Якутия и т.д. Именно вертолеты и самолеты центра совершают патрулирование государственной границы России, растянувшейся на тысячи километров.

Был приказ ГПУ…

Руководитель Второго авиационного центра ФСБ России полковник Александр Филясов

В далеком 1923 году, когда советская власть, только-только разделавшись с белогвардейскими частями, начала становиться на ноги, отдельным приказом ГПУ была организована авиация этого силового ведомства. Задача ее заключалась прежде всего в борьбе с басмачами в Средней Азии. Именно здесь, на открытых пространствах, где бандитская конница виделась как на ладони, летающие машины были эффективней всего. И пилоты могли доложить разведданные о перемещениях врага.

В менее благоприятных условиях приходилось нести вахту чекистам-авиаторам. На Памире, например, и сейчас можно встретить немало памятников пилотам. Кого-то из них подбили басмачи, а другие погибли из-за того, что приходилось летать на «этажерках» и иных аппаратах тех легендарных времен в горах, где даже современная техника может давать сбои…

В 30-х специальным приказом эта авиация влилась в погранвойска, интересный факт — как раз здесь начинал летать Алексей Маресьев, лишь позже пересевший за штурвал армейского истребителя. Но это далеко не единственная знаковая фигура в летных подразделениях советских спецслужб. Так, больше 20 лет возглавлял «крылатых пограничников» генерал Илья Чупров. Именно он обеспечивал доставку в 1943 году Иосифа Сталина на переговоры с лидерами союзников в Тегеран и возвращение его обратно — весьма непростое дело в условиях Второй мировой.

А в целом за годы войны у пограничников было немало сложнейших операций — и полеты во вражеский тыл, чтобы доставить диверсантов или, скажем, эвакуировать кого-то из партизанского отряда, и разведка, и еще более секретные задания, о некоторых из них, возможно, даже еще не пришло время узнать публике.

Во время мира и войны…

Как известно, погранвойска в нашей стране какое-то время существовали отдельно, вместе со своей авиацией, за этот период у ФСБ появились свои собственные летающие машины, необходимые для контртеррористических операций. А позже, в 2003 году, эти две структуры объединили, так что теперь Федеральная служба безопасности отвечает и за рубежи нашей родины, и за те вертолеты, которые предназначены для борьбы с террористами. Тогда же появились и авиационные центры, контролирующие огромные территории и подчиненные непосредственно Управлению авиации ФСБ.

— Мы постоянно проводим тренировки со спецподразделением ФСБ, с РОСН, региональным отделом специального назначения, — рассказывает руководитель Второго авиационного центра ФСБ России полковник

Александр Филясов, — в том числе в городах, отрабатываем десантирование на крыши высотных зданий. Это нужно, чтобы реагировать на возможные теракты, на захват заложников или на угрозы техногенных катастроф. Не так давно проводили такие учения в Челябинске, до этого в ходе учений высаживали штурмовую группу на 14-этажный дом в Ханты-Мансийске…

РОСН, по сути, представляет собой региональные отделения «Альфы», именно его бойцам выпадет высаживаться на здание, внутрь которого необходимо проникнуть. Спускаться им придется на специальных тросах с вертолета, причем высота может достигать 50 и более метров. И в этой ситуации многое зависит от пилота: чтобы удерживать машину точно над крышей, требуется огромное мастерство, особенно если дует ветер или стоит жаркая погода (не любят летчики жару — говорят, более сложные условия в плане турбулентности). Но асы в авиационном центре работают самого высокого класса. Например — пилоты авиационного отряда, расквартированного в Толмачево, их только два года назад перевели в Новосибирск из Душанбе, где им приходилось выполнять множество сложных боевых заданий. В нем служили два Героя Советского Союза и еще двое — России, а сам отряд награжден орденом Красной Звезды — подразделения, которые удостоились такой чести после Великой Отечественной, можно пересчитать по пальцам.

В числе ветеранов есть те, кому приходилось, например, садиться под шквальным огнем в кольце окружения, чтоб забрать экипаж сбитого вертолета — потом, уже по возвращении на базу, в машине насчитали 20 пробоин, в том числе и пулю, застрявшую в приборной доске прямо на уровне головы пилота. Все, кто работает в авиационном центре дольше пяти лет, — ветераны войн, были в Таджикистане, Афганистане или на Северном Кавказе. Такой опыт может потребоваться и в мирное время, пусть даже в Сибири и не приходится стрелять с вертолета. Зато при облете границы тоже нужна порой быстрая реакция и стальные нервы. Как говорит командование пограничников, само появление вертолета в той или иной местности надолго заставляет «затихнуть» контрабандистов — знают, что не стоит попадаться на глаза вертолетчикам и пограннаряду, который они несут у себя на борту и могут в случае надобности высадить. Причем не только в соседних с Казахстаном степях, но и в лесистых горах Алтая, где порой приходится приземляться на крохотный пятачок…

Техника победы

В одном из интервью представителей управления авиации ФСБ рассказывалось, что за пару вылетов вертолету Ми-24 во время операции в Чечне случалось уничтожать по 150 боевиков. Все дело в технике, которой оснащены машины, стоящие на вооружении спецслужб, — такой совершенной аппаратуры нет даже в ВВС.

— Наше командование считает, — объясняет Александр Филясов, — что само количество вертолетов и самолетов должно определяться экономической целесообразностью. Нет смысла делать их слишком много, это дорого и неэффективно. Мы пошли по пути технического переоснащения.

Например, на нашем вооружении есть разведывательно-ударный комплекс на базе транспортного вертолета Ми-8. Не секрет, что именно с помощью таких вертолетов были ликвидированы многие чеченские бандформирования и их командиры. А сейчас активно идет работа над созданием «боеприпаса нелетального исхода» — применять его можно будет даже в городах при таких ситуациях, как захват заложников на Дубровке в Москве или в Беслане. Этот боеприпас на время выводит людей из строя, но никого не убивает…

У Второго авиационного центра ФСБ есть транспортные самолеты Ан-26 и вертолеты Ми-8, но, как надеются чекисты, со временем появятся у них машины более совершенные и компактные, это позволит сократить затраты на каждый вылет, и, соответственно, такая техника сможет усилить «присутствие» в том или ином районе.

Кстати, помимо своих собственных специфических задач случалось авиации ФСБ приходить на помощь людям в случае каких-то природных катастроф и чрезвычайных ситуаций, во время наводнений в Ставрополье и на Кавказе они эвакуировали людей, были ситуации, когда приходилось разыскивать потерявшихся в горах, и многое другое. А среди наиболее выдающихся достижений можно отдельно упомянуть тот самый полет на Южный полюс.

— Два года назад авиация ФСБ России, — говорит Александр Филясов, — совершила на вертолетах Ми-8 межконтинентальный перелет из Южной Америки в Антарктиду. Оттуда потом директор ФСБ Николай Патрушев докладывал президенту Владимиру Путину. Это по-настоящему уникальная акция, мы обозначили свое присутствие в Антарктиде, показали, что обладаем потенциалом для ее исследования.

И после этого перелета на Ми-8 поступила масса заказов из других стран, в особенности — латиноамериканских. Ведь условия перелета были фантастически сложные, а наша техника их выдержала. На обратном пути, в районе Огненной Земли они попали в шторм — скорость у вертолетов была 20 километров в час… Представляете, какой был встречный ветер, если машина, которая обычно летает при 200 км/час, двигалась так медленно? Но тем не менее задание наши летчики выполнили, доказав всему миру, что мы способны на это.

Производила авиация ФСБ и высадку на Эльбрус, а представители Второго авиационного центра участвовали в северных полярных экспедициях, причем случалось им даже сопровождать туда… принца Монако. Так что славных страниц 85-летняя история чекистов-летчиков насчитывает предостаточно, и впереди ее ждут новые…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
18.10.2020 Видео
Непрерывный писк аппаратов ИВЛ въедается в мозг. Пот ручейками стекает по спине и лицу, щиплет глаза и сквозь запотевшие очки видны лишь силуэты неподвижно лежащих, стонущих людей. Мы побывали в «красной зоне» реанимации инфекционного госпиталя №25 и своими глазами увидели, к каким последствиям приводит легкомыслие окружающих.
26.10.2020
Взять себя в руки и не поддаваться панике в разгар эпидемии коронавируса призывают психологи. Стресс губительно влияет на иммунитет, который сейчас под угрозой, а запасы лекарств, сделанные наобум, принесут больше вреда, чем пользы. Почему мы боимся и что с этим делать, VN.ru рассказал психолог Игорь Лях.
В стране рекордно подорожало подсолнечное масло. Оптовые цены выросли в среднем на три тысячи рублей за тонну. Как это отразилось на розничных ценах в магазинах Новосибирска, узнали корреспонденты ОТС.
Три месяца в пути провела жительница Новосибирска, 42-летняя мотопутешественница Екатерина Дроздова. Женщина проехала на своем байке 27 тысяч километров, побывала в 14 городах России и даже забралась на Эльбрус. И все это - во время эпидемии коронавируса. Своими впечатлениями о путешествии Екатерина поделилась с корреспондентами VN.ru.
22.10.2020
В Новосибирской области в рамках прививочной кампании вакцину от гриппа получили уже более 40% жителей – или порядка 1,2 миллиона человек. Об этом сообщил 22 октября министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.
Занимается дрессировкой собак 14-летняя школьница Вера Несоленова из Кокошино Чулымского района. Несмотря на юный возраст, она уже довольно опытная в этом деле. В восемь лет Вера предпочитала играть не со сверстниками, а со своей собакой, дворнягой Гердой. Чтобы лучше понимать питомца, начала изучать повадки, пробовала давать команды. После неудачных попыток стала читать специальную литературу.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^