КНР настойчиво стремится в Западную Сибирь. Выгодно ли это нам?
Основным препятствием развития
Двусторонние переговоры по разрешению данного вопроса ведутся еще с 1998 года. Тогда обсуждался вопрос строительства прямого транспортного сообщения из Алтая
С этого года в целях расширения сотрудничества стороны приступили к реализации транспортного сообщения. На X заседании
Несмотря на уже достигнутые договоренности и начало строительства дороги, китайская сторона
Как заявил заместитель начальника департамента коммерции провинции Хэйлунцзян Чжао Вэньхуа, «уже имеющиеся многочисленные предприятия с китайскими инвестициями в РФ, занимающиеся, прежде всего, лесопереработкой, строительством и выращиванием овощей, испытывают острую нехватку рабочих рук. Если российская сторона хочет привлечения китайских капиталовложений, необходимо увеличить квоту для китайской стороны, а также упростить и удешевить процедуру оформления документов».
Между тем начальник управления внешнеэкономических связей и торговли Амурской области Александр Кивал отметил, что в настоящее время на территории области зарегистрировано более сотни предприятий с китайскими инвестициями, но доля их капиталовложений «смехотворно мала» она составляет менее 3% от общего объема иностранного капитала: «Практика показывает, что китайские партнеры очень быстро утрачивают интерес к совместным инвестиционным проектам». Он считает, что главными причинами такого положения дел является, например, неготовность исполнять требования экологических норм, откровенная ориентация на вывоз сырья, а не на его переработку в России.
Проблема безработицы в Китае одна из наиболее актуальных. Численность китайских безработных сопоставима с общей численностью населения всей России. И какой бы ни была эффективной китайская экономика, она просто не в состоянии обеспечить имеющимися ресурсами всех нуждающихся. Выход один расширять ресурсы и территорию. Прежде всего за счет прилегающих к Китаю соседних государств. По всей видимости, именно это хотел сказать
В связи с планируемым развитием дорожной инфраструктуры большие надежды стороны возлагают на привлечение туристов на Алтай. Но как показывает практика восточных регионов России, надежды себя не оправдывают. Туризм в российские регионы слишком дорог для рядовых китайцев. По опыту Забайкальского края поток туристов из Китая, который наблюдался в 2006 году, в 2007 году сократился более чем в два раза.
Российский туризм в Китай также достаточно специфичен. Например, ряд китайских турфирм предлагает своим клиентам «в счет компенсации части стоимости турпутевки» ввозить в Россию беспошлинных 35 кг китайского ширпотреба. Такой «туризм» сегодня широко развит в Забайкальском, Хабаровском, Приморском краях, Амурской и Еврейской автономных областях. По оценкам экспертов, более 70% российских туристов из этих регионов, посещающих Китай, фактически занимаются контрабандой. Очевидно, что подобное сотрудничество выгодно только китайской стороне.
Безусловно, дорога позволит расширить рынок сбыта сибирской продукции. Китайская сторона заинтересована в закупках нержавеющих металлов высокого качества, цветных металлов, строительных материалов, сельскохозяйственной техники, нефтехимических продуктов и многого другого, что сибирские предприятия с пользой для себя вполне могут поставлять на китайский рынок. Взаимовыгодное сотрудничество может принести огромную пользу не только развитию китайских провинций, но и дать толчок развитию
Тем не менее хотелось бы выразить надежду, что развитие