Новосибирск -0.8 °C

Дорога в Китай: надежды и опасения

02.09.2008 00:00:00

КНР настойчиво стремится в Западную Сибирь. Выгодно ли это нам?

Торгово-экономическое сотрудничество с Китаем должно быть взаимовыгодным

Основным препятствием развития торгово-экономических отношений Западно-Сибирского региона с соседними провинциями Китая по сей день является отсутствие прямых транспортных сообщений.

Двусторонние переговоры по разрешению данного вопроса ведутся еще с 1998 года. Тогда обсуждался вопрос строительства прямого транспортного сообщения из Алтая в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая. Одним из главных аргументов противников строительства дороги тогда явились опасения по поводу неизбежной неконтролируемой миграции китайцев в регион. Надо сказать, эти опасения небеспочвенны. Яркое подтверждение — Приморье, Дальний Восток и Забайкалье.

С этого года в целях расширения сотрудничества стороны приступили к реализации транспортного сообщения. На X заседании российско-китайского Координационного совета по межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству стороны договорились о развитии транспортной инфраструктуры и строительстве «зеленого коридора» через Монголию. Увидим, станет ли эта мера действенной, и сможет ли Монголия сдержать китайскую трудовую миграцию в Россию.

Несмотря на уже достигнутые договоренности и начало строительства дороги, китайская сторона по-прежнему настойчиво поднимает вопрос о строительстве непосредственно прямого транспортного сообщения. Кроме того, настораживает напор китайской стороны, с которым она стремится в Сибирь. Представители КНР, доказывая необходимость ускорения развития сотрудничества, выдвигают требования «беспрепятственного и безвизового пересечения границы», а также увеличения квот на поставку в Россию китайских рабочих.

Как заявил заместитель начальника департамента коммерции провинции Хэйлунцзян Чжао Вэньхуа, «уже имеющиеся многочисленные предприятия с китайскими инвестициями в РФ, занимающиеся, прежде всего, лесопереработкой, строительством и выращиванием овощей, испытывают острую нехватку рабочих рук. Если российская сторона хочет привлечения китайских капиталовложений, необходимо увеличить квоту для китайской стороны, а также упростить и удешевить процедуру оформления документов».

Между тем начальник управления внешнеэкономических связей и торговли Амурской области Александр Кивал отметил, что в настоящее время на территории области зарегистрировано более сотни предприятий с китайскими инвестициями, но доля их капиталовложений «смехотворно мала» — она составляет менее 3% от общего объема иностранного капитала: «Практика показывает, что китайские партнеры очень быстро утрачивают интерес к совместным инвестиционным проектам». Он считает, что главными причинами такого положения дел является, например, неготовность исполнять требования экологических норм, откровенная ориентация на вывоз сырья, а не на его переработку в России.

Проблема безработицы в Китае — одна из наиболее актуальных. Численность китайских безработных сопоставима с общей численностью населения всей России. И какой бы ни была эффективной китайская экономика, она просто не в состоянии обеспечить имеющимися ресурсами всех нуждающихся. Выход один — расширять ресурсы и территорию. Прежде всего за счет прилегающих к Китаю соседних государств. По всей видимости, именно это хотел сказать г-н Чжао Вэньхуа.

В связи с планируемым развитием дорожной инфраструктуры большие надежды стороны возлагают на привлечение туристов на Алтай. Но как показывает практика восточных регионов России, надежды себя не оправдывают. Туризм в российские регионы слишком дорог для рядовых китайцев. По опыту Забайкальского края поток туристов из Китая, который наблюдался в 2006 году, в 2007 году сократился более чем в два раза.

Российский туризм в Китай также достаточно специфичен. Например, ряд китайских турфирм предлагает своим клиентам «в счет компенсации части стоимости турпутевки» ввозить в Россию беспошлинных 35 кг китайского ширпотреба. Такой «туризм» сегодня широко развит в Забайкальском, Хабаровском, Приморском краях, Амурской и Еврейской автономных областях. По оценкам экспертов, более 70% российских туристов из этих регионов, посещающих Китай, фактически занимаются контрабандой. Очевидно, что подобное сотрудничество выгодно только китайской стороне.

Безусловно, дорога позволит расширить рынок сбыта сибирской продукции. Китайская сторона заинтересована в закупках нержавеющих металлов высокого качества, цветных металлов, строительных материалов, сельскохозяйственной техники, нефтехимических продуктов и многого другого, что сибирские предприятия с пользой для себя вполне могут поставлять на китайский рынок. Взаимовыгодное сотрудничество может принести огромную пользу не только развитию китайских провинций, но и дать толчок развитию западно-сибирских регионов России.

Тем не менее хотелось бы выразить надежду, что развитие торгово-экономических и культурных отношений двух великих держав не пойдет в ущерб российской стороне и не вызовет нежелательных последствий в дальнейшем, а двустороннее сотрудничество будет взаимовыгодным не на словах, а на деле.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: